Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Государственный механизм - это система упорядо-ченных государственных органов взаимодействующих с общественными структурами, осуществляющих свои внутренние и внешние функции и задачи. Следует отметить, что каждый государственный орган отличается объемом и характером специальной компетенции, формами и видами деятельности и имеет свое место в общей структуре государственного устройства.
Важнейшие сферы жизнедеятельности общества регулируются посред-ством деятельности органов исполнительной власти, которые, согласно прин-ципу разделения властей в Российской Федерации, являются одним из глав-ных направлений осуществления государственной власти в стране. От того, насколько эффективно будет организовано взаимодействие исполнительных органов власти между собой, по итогу будет зависеть уровень жизни населе-ния страны, гарантия осуществления законных прав.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие связи с исполнительной властью в системе государственной власти.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие исполнительную власть в системе государственной власти.
Цель исследования – провести анализ исполнительных органов публич-ной власти.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть правовую природу исполнительной власти.
2. Проанализировать характерные черты органа публичной власти.
3. Привести общую характеристику правового статуса органов ис-полнительной власти субъектов РФ.
4. Раскрыть проблему определения места органы государственной власти субъектов РФ в единой системе публичной власти.
Методологическую основу методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.
Теоретическую основу курсовой работы составляют такие ученые как Баглай М. В., Белоцеркович Д. В., Братановский С. Н., Власов В. А., Гиль-муллин А. Р., Заверткина Е. В., Карпухин Д. В., Кислинская А. Д., Комкова Г. Н., Куракин А. В., Маторина Е. И., Ноздрачев А. Ф. и других авторов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исполнительной власти в системе госу-дарственной власти
1.1 Правовая природа исполнительной власти
Исполнительная власть в государстве имеет важ¬ное, а по большей части и ключевое значение. Выступая в роли импе¬ративного арбитра исполнитель-но-распорядительной деятельности между субъектами административных правоотношений, исполни¬тельная власть претворяет в жизнь и реализовывает на практике пре¬делы дозволенного и недозволенного, возможного и невоз-можного, сущего и должного в строгом соответствии с позитивными нормами действующего законодательства. В подтверждении выдвинутого те¬зиса пред-ставляется интересной точка зрения учёных — Д. В. Звя¬гинцевой и И.В. Куд-рякова: «Необходимо отметить, что в мире раз¬личные страны в своём зако-нодательстве характеризуют исполни¬тельную власть основным, ведущим ме-ханизмом государственного управления общественными процессами» . Управление обществен¬ными отношениями государство осуществляет напря-мую посред¬ством специально созданных органов государственной власти, упол¬номоченных в пределах своей компетенции реализовывать исполни-тельную власть в определённой сфере деятельности. В. Я. Кикоть считает, что «под органом исполнительной власти (исполнительным органом государ-ственной власти), как правило, понимается структур¬ное подразделение госу-дарственного аппарата (государственная ор¬ганизация, политическое учрежде-ние), образуемое государством для повседневного исполнения и обеспечения исполнения законов и иных НПА для осуществления функций государствен-ного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования предоставленных ему государственно-властных полномо-чий» .
Таким образом, органы государственной власти и государство являются единым механизмом системы государственного управле¬ния, который регули-рует административно-правовые отношения. Ду¬мается, в контексте исследо-вания необходимо упомянуть о соотноше¬нии понятий исполнительная власть и государственное управление в качестве одной из краеугольных проблем. Вопреки довольно распро¬страненному мнению ученных о тождестве данных понятий , полагаем, что исполнительная власть и государственное управление — не тожде¬ственные категории, которые, безусловно, тесно взаимосвязаны, однако имеют отличительные особенности. Суть обозначенной проблемы вза-имосвязи понятий «исполнительной власть» и «государственное управ¬ление» наиболее верно поставлена в исследовании Е.А. Супониной. Учёный считает, что «исполнительная власть в большей степени высту¬пает как политико-правовая категория, а государственное управление — как организационно-правовая. В силу этого государственное управ¬ление по своей природе и назначению следует рассматривать как орга¬низационно-правовую форму осуществления исполнительной власти, в качестве разновидности государ-ственной деятельности, в рамках кото¬рой реализуется исполнительная власть» .
Рассматривая понятия «исполнительная власть» и «государствен¬ное управление» в качестве не тождественных, но взаимосвязанных явлений, со-ставляющих универсальную систему и являющихся неотъемлемыми струк-турными элементами механизма государствен¬ного устройства, считаем вер-ным прийти к следующему логическому выводу: исполнительная власть, в прямом смысле, образует основу планомерной структуры государственного управления.
Исполнительная власть по своей сути вторична. В лице своих органов исполнительная власть непосредственно участвует в реализации правовых норм, принятых законодательной властью. Все действия органов исполни-тельной власти - акты основаны на законе, не должны ему противоречить - направлены на обеспечение соблюдения закона. Следовательно, исполнитель-ная власть уступает остальным ветвям власти.
Основными характеристиками исполнительной власти являются: уни-версальность (органы, которые постоянно действуют на всей территории страны) и материальный характер (в отличие от законодательной и судебной, она имеет другое содержание, так как основана на других людских, матери-альных, финансовых и финансовых ресурсах).
Таким образом, орган исполнительной власти - это вид государственно-го органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функ-ции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.
Орган исполнительной власти включает в себя два элемента: объектив-ный и субъективный. С объективной точки зрения он представляет собой ор-ганизационно-правовой институт публичного права, который реализует цели и задачи государственного управления. С субъективной точки зрения орган исполнительной власти представлен людьми, которые находятся на государ-ственной службе и своими действиями обеспечивают осуществление власт-ных полномочий .
Согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть осуществ-ляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судеб-ную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоя-тельны. Как показал опыт функционирования органов государственной вла-сти, именно исполнительная власть аккумулирует в себе основы свойства по публичному управлению.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета от 27 декабря 2021 г.
3. О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.10.2022) // Собрание законо-дательства РФ. — 2020. — № 4. — Ст. 346.
Литература
4. Авакьян, С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития / С.А. Авакьян // Вестник Сибирского юридическо-го института МВД России. – 2018. – № 4 (33). – С. 7—13.
5. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Юриспруденция / В. Я. Кикоть. Н. В. Румян-цев, П. И. Кононов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 562 с.
6. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право Рос-сии. Общая часть: учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. – М.: Зерцало–М, 2018. – 561 с
7. Баранов, П.П. Публичная власть и ее конституционная легитим-ность в современной России: доктрина и практика / П.П. Баранов // Админи-стратор суда. – 2017. – № 4. – С. 8–13.
8. Безруков, А.В. Формирование и функционирование конституци-онно–правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти России: монография / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2016. – 288 с.
9. Бельский, К. С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бель-ский // Государство и право. – 1997. – № 3. – С.15.
10. Гильмуллин, А. Р. О правовой доктрине в исполнительной ветви власти / А. Р. Гильмуллин // Правовое государство. –2017. – № 1. – С. 79.
11. Звягинцева, Д. В. Понятие и правовая природа исполнительной власти / Д.В. Звягинцева, И.В. Кудряков // SCIENCETIME. – 2016. – № 5 (29). – С. 198.
12. Исаханов А.Р. Концепция разделения властей Джона Локка / А.Р. Исаханов // Молодой ученый. – 2021. – № 22 (364). – С. 309–310.
13. Конституционное право РФ: учебник для бакалавров / И.А. Умно-ва, И.А. Алешкова; Российская академия правосудия. 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 554 с.
14. Лебедев, В. А. Народовластие и публичная власть / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. – 2021.– № 3. – С. 3–6.
15. Лебедев, В. А. Публичная власть в субъектах РФ: понятие, прин-ципы, система / В.А. / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное пра-во. – 2022. – № 6. – C. 31–36.
16. Лебедев, В. А. Система органов законодательной и исполнитель-ной власти в субъектах Российской Федерации: становление и развитие / В.А. / В.А. Лебедев // LexRussica (Русский закон). – 2016. – № 3. – C.82–90.
17. Наумкина, В.В. К вопросу о статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации / В.В. Наумкина // Современное право. – 2019. – № 11. – С. 11 –14.
18. Ноздрачев, А. Ф. К 25–летию Конституции Российской Федера-ции. Гражданин и исполнительная власть: конституционные основы взаимо-отношений / А. Ф. Ноздрачев // Административное право и процесс. –2018. – № 12. – С. 21.
19. Спиридонов, А.А. Государственный, муниципальный и обще-ственный контроль: содержание и соотношение понятий с позиций конститу-ционного права / А.А. Спиридонов // Актуальные проблемы российского пра-ва. – 2022. – Т. 17. – № 5. – С. 33–45.
20. Станкин, А.Н. О некоторых особенностях принципа разделения властей в России / А.Н. Станкин // Вектор науки Тольяттинского государ-ственного университета. Серия: Юридические науки. – 2018. – № 4 (35). – С. 33–37.
21. Супонина, Е.А. К вопросу о соотношении понятий «государ-ственное управление» и «исполнительная власть» / Е.А. Супонина // Полити-ка, государство и право. – 2016. – № 4. – С. 75.
22. Чертков, А.Н. «Симфония властей» как доктринальная основа триумвирата подсистем публичной власти / А.Н. Чертков // Публичная власть. – 2022. – С. 41–46.