Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С момента распада СССР Соединенные Штаты рассматривали Узбекистан как ключевую державу региона, обладающую не только большим составом населения и военным потенциалом в Центрально-азиатском регионе, но и расположенную на пересечении основных транспортных путей, а также рассматривающую сближение с Западом.
В свою очередь Ташкент рассматривал Вашингтон в качестве альтернативы российскому влиянию, гаранта самостоятельности государства, источника инвестиций и технологий, а также инструмента укрепления безопасности на фоне подъема радикального исламизма. Отношения сторон тем не менее развивались неравномерно и прошли несколько этапов.
Выполнять задачу сдерживания южной угрозы в регионе эффективнее всего получается у Узбекистана. Этому есть несколько причин.
Первый фактор: меньшая протяженность границы с Афганистаном по сравнению с Туркменией и Таджикистаном.
Второй фактор: Узбекистан серьезно относится к соблюдению своей национальной безопасности и тратит значительную часть бюджета на профилактику возникновения чрезвычайных ситуаций в этой сфере.
Третий фактор: система защиты и сохранения внешних границ государства была сформирована в советское время и включала необходимую инфраструктуру и вооружение.
Кроме того, процесс осознания своего геополитического положения и экономической модели в постсоветской действительности, привел руководство Узбекистана к необходимости поиска международных инвестиций. У страны остался значительный ресурсный потенциал, который можно было бы обменять на взаимовыгодное сотрудничество с ожидаемыми зарубежными инвесторами. К таким ресурсам относятся весомые запасы золота, меди, урана, углеводородного сырья, известного на весь бывший СССР хлопка.
Географическое положение Узбекистана, который также нередко называют «срединным» государством, также можно назвать дополнительным ресурсом признания его значимой роли со стороны России, Китая, США.
Рассматриваемая нами экс-азиатская республика бывшего Советского Союза имеет общую границу со всеми странами этого региона, сформированные диаспоры в этих приграничных государствах, а также располагает самым обширным гражданским населением в центральноазиатском регионе.
В последние десятилетия XX века внешнеэкономическое сотрудничество Узбекистана с основными партнерами по преимуществу носило экономический характер. Начиная с начала века XXI, то есть уже с 2001 года после роста интереса к региону со стороны США направленность начинает меняться и приобретает больше политическое значение. Во-первых, это связано с началом военной кампании в Афганистане. Во-вторых, с планами США расширения НАТО.
Роль Узбекистана как стратегического актора становится очевидной.
После крупнейшего теракта XXI века, произошедшего 11 сентября 2001 года, страна приобрела важный статус в международном сообществе по противостоянию международному терроризму, религиозному экстремизму и наркотрафику.
Поэтому актуальность темы исследования заключается в необходимости теоретического осмысления места и роли США во внешней политике Узбекистана, а также взаимного военного сотрудничества двух стран.
Исследование синтеза вопросов, ориентированных на анализ глобальных и региональных стратегий различных акторов международных отношений в Узбекистане, весьма актуально и имеет большое значение.
Объект курсовой работы - эволюция внешнеполитического сотрудничества США и Республики Узбекистан в период с 1991 по 2022 гг.
Предмет курсовой работы - особенности американо-узбекских отношений во внешней политике и военном сотрудничестве.
Цель курсовой работы - анализ места и роли США во внешней политике Узбекистана.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть исторические и современные аспекты взаимоотношений Узбекистана и США.
2. Выявить основные направления военно-политического сотрудничество и определить факторы, влияющие на содержание этих отношений.
3. Проанализировать роль афганского, российского и китайского факторов в отношениях США и Узбекистана.
Хронологические рамки - 31 августа 1991 г. до настоящего времени.
Нижняя граница исследования связана с началом формирования нового постсоветского государства в регионе и изменением роли политических игроков-государств Центральной Азии на международной арене. Тем не менее, для более глубокого изучения данной темы автором могли быть проанализированы более ранние исторические периоды. Верхняя граница исследования относится к 2022 году.
Методология. При написании данной работы автор придерживался в основном научной школы в рамках теории реализма и конструктивизма в американо-узбекских международных отношениях.
Школа реализма концентрируется на прошлых событиях, а конструктивизма стремится объяснить новые события и возможности в международных отношениях. Согласно Джону Миршеймеру, наступательные реалисты также могут иметь современное мировоззрение, согласно которому великие державы будут продолжать манипулировать мировой политикой в анархической мировой системе, и в то же время все государства обладают наступательным военным потенциалом (Миршаймер, 2003). По его словам, государства всегда сомневаются в намерениях других, их реакции и действия направлены на выживание, и это движет их рациональными действиями (Taliaferro, 2001).
С другой стороны, Кеннет Вальц основал идею защитного неореализма, согласно которой государства действуют в анархической структуре международной системы как мотивированные стороны, которые хотят достичь безопасности посредством умеренности и сдержанной политики (Waltz, 1979).
В соответствии с вышеизложенным в работе активное применение получили методы междисциплинарного исследования, что позволило рассмотреть и изучить исследуемую тему в политической, экономической и гуманитарной сферах. Использовался метод системного анализа, основанный на принципах историзма, системности и объективности. Применялись также методы наблюдения и прогнозирования.
Источниковая база исследования. Представленная работа основана на разных видах источников, которые можно систематизировать на нормативно-правовые, делопроизводственные, публицистические, статистические данные. Первый вид источников составляют документы нормативно-правового характера, которые характеризуют официальную позицию японского и китайского руководства. Для полного понимания заявленной темы, всестороннего анализа также были привлечены основные положения внешнеполитической стратегии США и Узбекистана, нашедшие свое отражение в Конституциях государств .
Второй вид источников представлен двусторонними договорами, позволяющими отследить отправную точку в отношениях между государствами - Декларации об основах стратегического партнерства и сотрудничества между Соединенными Штатами Америки и Республикой Узбекистан 12 марта 2022 г., документы по научно-техническим исследованиям, о сотрудничестве по предупреждению распространения ядерных материалов и технологий, по финансовым и сельскохозяйственным вопросам.
Третий вид источников представлен публицистическими материалами - выступления и заявления политической элиты США и Узбекистана, представленные в таких официальных источниках, как: сайт Белого дома), Правительственный портал Республики Узбекистан (https://www.gov.uz/ru).
Четвертый вид источников включает статистические показатели. Например, источниками фактического материала для исследования служили официальные документы США, России и Узбекистана, экономическая и внешнеторговая статистика стран.
Пятый вид источников - материалы из узбекистанских, российских и американских средств массовой информации.
Ступень научной разработанности.
Российская историография:
Можно отметить, что в российском востоковедении существует недостаточное количество разносторонних именно научных работ по теме внешней политики США и Узбекистана и американо-узбекских отношений, их влияния на эволюцию внутри- и внешнеполитических общемировых тенденций разных стран. В то же самое время труды по смежным темам демонстрируют высокий уровень работ отечественных исследователей в сфере изучения данной проблемы.
Например, в монографии А.И. Уткина «Американская стратегия для XXI века» исследуется ситуация в Центрально-азиатском регионе в глобальной политике США.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Алексеева Н.Н., Иванова С.И. средний или средний? // География. URL: http://geo.1september.ru/32Article.php?ID=200302804 (дата обращения: 16.05.23).
2. Болгова И. Параметры политической стабильности в зоне СНГ // Международные процессы. Том 8. — 2010. — №3 (24). стр. 96-102.
3. Демографический скачок в Центральной Азии // Исламское обозрение. URL: http://islamreview.ru/v-mire/demograficeskoj-skacok-ozidaetsa-v-srednej-azii/ (дата обращения: 05.05.23).
4. Егоров В. Постсоветское пространство как предмет научного осмысления // Обозреватель. - 2011. - № 9. - С. 48 - 59.
5. Каримов Р. Треугольник Узбекистан-Афганистан-Таджикистан как горячая точка Центральной Азии. URL: http://www.ca-c.org/journal/cac-04-1999/st_07_karimov.shtml (дата обращения: 22.12.2022).
6. Каспе С.И. Союз варварских королевств: независимые государства в поисках империи // Полиция. - 2008. - № 1. С. 17-26.
7. Конституция США // https://constitution.congress.gov/constitution/ (дата обращения: 10.05.23);
8. Конституция Республики Узбекистан // https://constitution.uz/ru/ (дата обращения: 12.05.23).
9. Ниязи А. ШОС блокирует Большую Среднюю Азию. Интернет-журнал "Новая политика". URL: http://www.novopol.ru (дата обращения: 11.10.2022).
10. Паин Э. А. Современный русский национализм: динамика политической роли и содержания // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2016. №1-2 (122). C. 126-142.
11. Празаускас А. СНГ как постколониальное пространство // Независимая газета. 7 февраля 1992 г. URL: https://28 sites.ualberta.ca/~khineiko/NG_92_93/1141438.htm (по состоянию на 15 ноября 2022 г.).
12. Такиежбаева Н.З. Центральная Азия в постсоветскую эпоху: история и современность // Россия и Запад: диалог цивилизаций. URL: http://www.regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-13-36/284-2013-07-26-10-33-20.html (дата обращения: 16.04.2012). 22 )
13. Тишков В. А. Концептуальная динамика этнополитики в России (от Горбачева до Путина) // Вестник Российской нации. Москва: ОСОО «Российская нация», 2018. № 6. – С.23-32.
14. Трофимов Д. К вопросу об этнотерриториальных и пограничных проблемах в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. № 1. — С. 60–71.
15. Узбекистан планирует увеличить поставки электроэнергии в Афганистан и Пакистан // Афганистан.ru: интернет-сайт. 2011. 18 ноября. URL: http://www. afghanistan. ru/doc/21388.html (Дата обращения: 15.05.2023.)
16. Химачала Прадеш, Пенджаба, Улунян А. Большая Центральная Азия: Геополитический проект или внешнеполитический инструмент? // Геополитика. URL: http://www.geopolitics.ru/2012/10/bolshaya-centralnaya-aziya-geopoliticheskij-proekt-ilivneshnepoliticheskij-instrument/(дата обращения 16.05.23)
17. Шустов А. Горячие границы Центральной Азии. Рубежи между странами становятся очагами конфликтов // www.stolitie.ru/ (дата обращения 15.05.23).
Литература
18. Абулгазин М. Интересы США в Центральной Азии // Сайт информационно-аналитического портала Инозпресс. URL: http://inozpress.kg/news/view/id/44919;
19. Алдубашева Ж.М. Стратегия внешней политики США в Центральной Азии: Ph.D. Тезис. - Алматы, 2013.
20. Гумеров Р.А. «Геополитические интересы США, Китая и России в Центральной Азии», дисс.
21. Заявление о стратегическом партнерстве и принципах сотрудничества между Республикой Узбекистан и Соединенными Штатами Америки от 12 марта 2002 г. // https://centrasia.org/newsA.php?st=1016313120&ysclid=lim49uvsdd800055807 (дата обращения: май 28 2002 г.). 2023).
22. Жильцов С., Воробьев В., Шутов А. Развитие российской политики на постсоветском пространстве. М.: Восток. 2010. - с. 41.
23. Каримов И. НАША ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - НЕУКЛОННО СЛЕДОВАТЬ КУРСОМ ПОСТРОЕНИЯ СВОБОДНОГО ОБЩЕСТВА И БЛАГОПОЛУЧНОЙ ЖИЗНИ: ДОКЛАД Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 15-летию Конституции Республики Узбекистан (7 декабря 2007 года) // https://nrm.uz/contentf?doc=223946_&products=1_zakonodatelstvo_ruz&ysclid=lim4eo13bo413417504 (дата обращения 29.05.2023).
24. Косов Ю.В., Торопыгин А. В, Содружество Независимых Государств. Институты, интеграционные процессы, конфликты и парламентская дипломатия. М.: Аспект Пресс. 2009. – 224 с.
25. Любина Д. Е., Саблина М. А., Кучумова Е. В. Теоретические подходы к изучению этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве // Russia in the Global World № 16 (39) – 17 (40). – 2020. – С 69-73.
26. Мещеряков К.Е. «Узбекско-российские межгосударственные отношения 1991–2007 гг.: основные тенденции и проблемы развития», д.т.н., СПб, 2007.
27. Николаев С.А. Центральная Азия в системе международных отношений на современном этапе: дис. степ.к.п.н., М., 2011.
28. О конфликте военных и политических интересов США в Узбекистане см.: Центральная Азия и переходный период в Афганистане // Отчет большинства сотрудников, подготовленный для Комитета Сената США по международным отношениям. 2011. 19 декабря. стр. 3, 7-9. URL: http://www. иностранный. senate.gov/publications/download/central-asia-and-the-transition-in-afghanistan2 (по состоянию на 28.04.2023).
29. Олкотт М.Б. Второй шанс в Центральной Азии / Марта Брилл Олкотт; Московский Центр Карнеги; Фонд Карнеги для международного мира. - Москва; Вашингтон, 2005. – стр. 7–8.
30. Пархоменко С.А. Политика США в Центральной Азии в начале 21 века: приоритеты, интересы, направления и формы реализации: дисс., Владивосток, 2010.
31. Попов Д.С. Участие стран Центральной Азии в снабжении американских войск в Афганистане / Попов Д.С. // Проблемы национальной стратегии. - 2014. - № 1 (22). - С. 68–69.
32. Старостина С. А. Межнациональные конфликты как угроза целостности многонационального государства (на примере карабахского конфликта в СССР) // Государство и право: развитие, современное состояние, перспективы развития (к 100-летию со дня образования СССР): Материалы 19-й Международной научно-теоретической конференции: в 14:00. СПб, 2022. С. 123-130.
33. Тополев А.Ю. Отношения России с государствами постсоветского пространства (1992–2008 гг.) по данным американских и британских исследователей: Дисс. – М., 2013. – 200 с.
34. Троицкий Е.Ф. «Политика США в Центральной Азии 1992-2000 гг.», дисс. для доктора философии Конкурс, Томск, 2003. - 250 с.
35. Филяева А. И. Консоциативный и интегративный подходы к урегулированию межэтнических конфликтов: развитие в исследованиях 1990-х-2010-х годов // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 6. С. 323-328.
36. Фурман Д.Е. О будущем «постсоветского пространства» // Свободная мысль. - 1996. - № 6. - С. 36 - 50.
37. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=61484 (дата обращения: 21.04.2023).
38. Эргашев Б.И. Политика Узбекистана в отношении Афганистана в контексте обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии // Вызовы безопасности в Центральной Азии. Москва, ИМЭМО РАН, 2013.