Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трудности, с которыми сталкиваются компании при переходе к рынку, во многом связаны с тем, что руководство компании не знает законов рынка и механизмов их изучения. Феномен, с которым сталкиваются компании, заключается в том, что продукция, которую они продают, не пользуется спросом, и специалисты не знают, как "протолкнуть" ее на рынок. Проанализировав внутренние и внешние условия рынка, продукцию, потребителей и конкурентов, компании могут улучшить свое положение, укрепить позиции на рынке, наладить контакты с потребителями и достичь определенных целей, то есть увеличить доходы, получить прибыль и повысить объемы продаж. В конечном счете, это помогает существовать и действовать в условиях рынка.
Изучение самого рынка является первым шагом в понимании среды, в которой компания намерена работать. Пытаться выйти на каждый рынок с определенным товаром, по меньшей мере, бесполезно и бесперспективно. Поэтому необходимо провести аналитическую работу, чтобы выбрать среди потенциальных рынков те, которые наиболее перспективны для коммерческого успеха компании при минимальных затратах.
Исследование рынка - самое распространенное и необходимое направление в маркетинговых исследованиях. Без данных, полученных в результате исследований, невозможно систематически собирать, анализировать и сравнивать информацию, необходимую для принятия решений, выбора рынков, определения объемов продаж, прогнозирования и планирования рыночной деятельности и т.д. Целью маркетинговых исследований обычно является выявление и измерение потенциала рынка для данного продукта и определение его характера. Такие исследования позволяют менеджерам по продажам получить информацию о наиболее прибыльных направлениях сбыта продукта и могут указать области, где рынок недостаточно велик для данного продукта.
В настоящее время одной из ключевых проблем развития российской экономики является антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов с целью устранения монополий и развития конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик.
В переходных условиях формирование конкурентной среды, как известно, зависит от сложного взаимодействия экономических, социальных и политических факторов, действующих порой в противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях. Состояние развития конкурентной среды на российском товарном рынке может быть полезно как для организации предприятий и хозяйственных объединений, так и для антимонопольных органов. На административном уровне она может быстрее улучшить конкурентную среду, а на уровне предприятий - обеспечить наименее обременительный путь на рынок для межрегиональной и международной торговли.
Степень конкурентного прогресса можно оценить по очень широкому спектру характеристик, среди которых следует рассмотреть параметры товарного рынка, концентрацию производства и другие показатели.
Оценка конкурентной среды на российском товарном рынке сопряжена с достаточно серьезными проблемами. Следует обратить внимание на трудности регулярного мониторинга товарного рынка, отсутствие оперативной, достоверной и полной информации о субъектах рынка и частую несовместимость показателей в информационных системах различных ведомств (Росстат РФ, ИФНС РФ, ФАС РФ).
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при определении понятия товарных рынков.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы коммерческого права, регулирующие вопросы развития товарных рынков в РФ.
Целью исследования является исследовать правовые проблемы содержания понятия товарного рынка.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие и определить сущность товарного рынка;
2.рассмотреть функции товарного рынка;
3.рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности товарного рынка;
4.проанализировать структуру товарного рынка;
5.рассмотреть инфраструктуру товарного рынка;
6.исследовать российские проблемы инфраструктуры товарного рынка.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство в сфере коммерческого права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Агарков М.М., Алтухова Е.В., Марков М.А., Белов В.А., Бельянинов А.Ю., Гарнов А.П., Перепелица Д.Г., Полбин А.В., Синельников-Мурылев С.Г., Трунин П.В. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава I.Общие положения о товарном рынке в Российской Федерации
1.1.Понятие и сущность товарного рынка
В ходе развития товарной экономики рынки прошли путь от древних базаров до современных компьютеризированных и организованных рынков.
Рынки всегда привлекали и привлекают интерес исследователей экономики. Например, британский экономист Джевонс понимал под рынком группу людей, которые вступают в торговые отношения и заключают крупные сделки на какой-либо товар. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара и подчеркивает особую роль покупателя. Британская энциклопедия трактует рынок как ряд средств, с помощью которых происходит обмен товарами и услугами в результате контакта покупателей и продавцов друг с другом. Этот контакт может быть прямым или через отдельных посредников или организации .
Таким образом, рынок - это взаимодействие между покупателями и продавцами, где каждый независим в своих действиях. При этом не обязательно быть владельцем покупаемого или продаваемого товара, но можно действовать от имени владельца.
Внутренний рынок существует как система взаимосвязанных, но достаточно независимых структур. Под рыночной системой понимаются все рынки продуктов и ресурсов, составляющие экономику, а также связи, действующие между ними. Она позволяет распределять постоянно дефицитные экономические ресурсы - ограниченную землю, капитал, труд и предпринимательские способности - для удовлетворения неограниченных материальных потребностей людей, предоставляет информацию о решениях потребителей, предприятий и поставщиков этих ресурсов и координирует эти решения через организационные структуры и конкретные формы управления, методы управления и правовые комбинацию правил.
В целом структуру внутреннего рынка страны можно выразить следующим образом: товарные рынки, рынки ценных бумаг, валютные рынки, рынки труда, кредитные рынки, инвестиционные рынки, рынки недвижимости и рынки услуг в производственной и социальной сфере.
Товарные рынки - это места товарного обмена, где проявляются отношения, связанные с куплей-продажей товаров, и происходит конкретная экономическая деятельность, связанная с продажей товаров.
Товарные рынки состоят из товаров для производства и потребления (рынки средств производства) и товаров, предназначенных для личного потребления (рынки потребительских товаров). Рынок потребительских товаров подразделяется на продовольственные и непродовольственные рынки. Под рынком средств производства понимается совокупность средств и предметов труда, используемых в производстве материальных благ. Исходя из конкретных характеристик, рынки средств производства называют рынками сырья, полуфабрикатов, химикатов, черных металлов и т.д .
Роль товарных рынков определяется следующими факторами:
-рациональная концентрация и агломерация товарных ресурсов;
-качество и конкурентоспособность товаров, влияющие на спрос и предложение;
-структура производимых товаров и приведение их количества в соответствие с тающим спросом через цены;
-восстановление конъюнктуры рынка за счет высвобождения нерентабельных предприятий.
Товарные рынки характеризуются потенциалом, привлекательностью, доступностью и стабильностью. Потенциал рынка - это, прежде всего, его объем (количество востребованного товара), темпы роста и предельный уровень спроса. Привлекательность рынка выражается в постоянно увеличивающемся потоке обновленных и новых товаров со все более высокими потребительскими характеристиками. Это предполагает постоянное повышение конкурентоспособности продукции и престижа рынка. Доступ на рынок зависит от создания благоприятной рыночной среды и стимулирования поддержки объективных потребностей и покупательной способности населения. При этом принимаемые меры должны соответствовать направлению и целям конкретного товарного рынка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434,
4. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 12.03.2020) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 34, 23.08.2010
Материалы судебной практики:
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 9, № 5, 1997.
Специальная литература:
6. Агарков, М.М. Гражданское и торговое право: источники, категории, институты, конструкции. Педагогическое наследие. В 3 кн. Кн. 1 : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. М. Агарков ; составитель В. А. Белов. - Москва, 2019. - 337 с. - (Авторский учебник).
7. Алтухова Е.В., Марков М.А. Вопросы стимулирования участия банковского сектора в системе поддержки реального сектора экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2020. - № 5 (113). - С. 5-15.
8. Белов, В.А. Понятие и виды торговых договоров. Курс лекций : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. - Москва, 2019. - 502 с. - (Авторский учебник).
9. Белов В.А., Бевзенко Р.С., Бабаев А.Б. Торговое (коммерческое) право. Актуальные проблемы теории и практики. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 718 с.
10. Бельянинов А.Ю., Гарнов А.П., Перепелица Д.Г. Дисбалансы кредитного рынка России: динамика и риски // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2020. - № 6 (114). - С. 18-29.
11. Договоры коммерческого права. Проблемы общей теории торговых договоров. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 341 с.
12. Козельская И.Н. Развитие механизма денежно-кредитной политики государства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2020. - № 2 (81). - С. 84-87.
13. Коммерческое (торговое) право зарубежных стран / под ред. Макарова О. А., Попондопуло В. Ф. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 576 с.
14. Коммерческое право: учебник для вузов / под общей редакцией Е.А. Абросимовой, В.А. Белова, Б.И. Путинского. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2021. 589 с.
15. Кочурова Л.И., Харлампенков Е.И., Клещевский Ю.Н., Энгель С.Л., Андреев В. В. Особенности развития экономики России на современном этапе // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2020. - № 6 (114). - С. 45-53.
16. Полбин А.В., Синельников-Мурылев С.Г., Трунин П.В. Экономический кризис 2020 г.: причины и меры по его преодолению и дальнейшему развитию России // Вопросы экономики. - 2020. - № 6. - С. 5-21.
17. Прохоров Ю.Н., Каращук О.С. Розничная интернет-торговля в России: состояние, тенденции и дальнейшее развитие // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2020. - № 5 (113). - С. 196-206.
18. Северин В.А. Коммерческое право и цифровизация торгового оборота // Конкурентное право. 2022. № 2. С. 22 - 26.