Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном образовательном контексте важно исследовать уровень развития эмоционального интеллекта студентов младших и старших курсов нашего вуза. Эмоциональный интеллект считается одним из ключевых профессионально важных качеств психолога. Он представляет собой сферу личностного развития, которая постоянно прогрессирует через накопление эмоционального опыта и требует специального формирования в процессе профессиональной подготовки.
Исследование уровня развития эмоционального интеллекта у студентов вуза имеет высокую актуальность и значимость. Это позволяет определить, насколько успешно профессиональное образование и обучение влияют на развитие этого важного качества. Результаты такого исследования могут иметь практическую значимость для образовательных программ, позволяя оптимизировать процесс подготовки психологов и специалистов в этой области.
Учитывая, что эмоциональный интеллект развивается в течение жизни, особое внимание следует уделить студентам младших и старших курсов, так как они находятся на разных этапах образования и уже имеют определенный опыт и знания [12].
Степень разработанности проблемы. Эмоциональный интеллект является ключевым аспектом личности, который определяет эмоциональную чувствительность, выразительность, эмпатию, оптимизм и способность контролировать свои эмоции. Он позволяет нам тонко воспринимать и понимать других людей, а также себя самого. В контексте психологической работы, эмоциональный интеллект является важным инструментом и одновременно объектом исследования.
Несмотря на относительную новизну понятия "эмоциональный интеллект" в психологии (менее 20 лет назад), исследование этого феномена стало одной из самых актуальных проблем современной психологической теории и практики. Термин "эмоциональный интеллект" был введен П. Сэловеем и Дж. Мэйером в 1990 году. Согласно их определению, эмоциональный интеллект представляет собой способность распознавать и различать свои и чужие эмоции, а также использовать эту информацию для направления своих мыслей и действий.
Множество ученых, как отечественных, так и зарубежных, внесли значительный вклад в развитие теорий эмоционального интеллекта. Они включают в себя таких исследователей, как Дж. Майер, П. Соловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Рубен Бар-Он, Роберт Стернберг, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, Г.В. Бреслав, Е.В. Сидоренко, Е.П. Ильин, Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, М.А. Манойлова, Е.А. Сергиенко и И.И. Ветрова.
Большинство исследований, как отечественных, так и зарубежных, в основном фокусируются на теоретическом обосновании существования эмоционального интеллекта, его структуре и значимости в успешной деятельности гуманитарных профессий, включая педагогику и управление. Однако, несмотря на это, профессионально важное качество эмоционального интеллекта у практикующих психологов до сих пор изучено недостаточно, а вопрос о возможности развития этого качества у будущих психологов как фактора формирования их профессиональной компетентности остается открытым [9].
Цель исследования – изучить уровень эмоционального интеллекта студентов-психологов младших и старших курсов обучения.
Объект исследования: эмоциональный интеллект как психологический феномен.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект студентов-психологов младших и старших курсов обучения.
Гипотеза исследования: эмоциональный интеллект студентов-психологов младших и старших курсов обучения имеет различия.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить теоретические данные по проблеме исследования;
2. Определить уровень эмоционального интеллекта у студентов-психологов младших и старших курсов обучения;
3. Выявить различия в эмоциональном интеллекте у студентов-психологов младших и старших курсов обучения;
4. Разработать рекомендации по саморазвитию эмоционального интеллекта студентам-психологам младших и старших курсов обучения.
Практическая значимость заключается в использовании моей курсовой работы и ее результатов для изучения и повышения эмоционального интеллекта у студентов-психологов, кроме того данная работа может внести вклад в развитие области психологии и образования.
Методы исследования: теоретические-изучение и анализ научной литературы; эмпирические-тестирование.
Методы обработки данных: U-критерий Манна-Уитни.
Методики: Методика измерения эмоционального интеллекта Д. В. Люсина.
Этапы исследования:
• Подготовительный – разработка методологического аппарата, планирование исследования;
• Основной – сбор теоретических и эмпирических данных;
• Заключительный – обработка данных эмпирического исследования, интерпретация полученных результатов, формулировка выводов и оформление работы.
Структура работы: введение, первая глава теоретическая, вторая глава практическая, выводы по главам, заключение, список использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Сущность понятия «эмоциональный интеллект»
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека распознавать, понимать, управлять и выражать свои эмоции, а также эффективно взаимодействовать с эмоциями других людей. ЭИ включает в себя набор навыков и компетенций, которые позволяют нам лучше понимать себя, лучше управлять своими эмоциями и отношениями с другими людьми.
Основные компоненты эмоционального интеллекта включают:
1. Распознавание эмоций: способность опознавать и понимать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей. Это включает в себя умение читать невербальные выражения лица, тон голоса, жесты и другие сигналы эмоционального состояния.
2. Понимание эмоций: способность анализировать и осознавать причины и последствия эмоций, как у себя, так и у других людей. Понимание эмоций позволяет лучше понять свои мотивации, нужды и ценности, а также понять, как эмоциональное состояние может влиять на наше мышление и поведение.
3. Управление эмоциями: навык эффективного контроля и управления своими эмоциями. Это включает в себя способность управлять стрессом, справляться с отрицательными эмоциями, проявлять эмпатию и адаптироваться к изменяющимся ситуациям [1].
4. Умение использовать эмоции: способность использовать эмоции для улучшения своего мышления, принятия решений и решения проблем. Люди с развитым эмоциональным интеллектом часто используют свои эмоции как информацию, помогающую им взаимодействовать с другими людьми и достигать личных и профессиональных целей.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в нашей жизни и взаимоотношениях. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут лучше управлять своими эмоциями, строить более гармоничные отношения, эффективнее решать конфликты и лучше справляться с стрессом. Эти навыки также могут быть развиты и улучшены через обучение и практику [7].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект – исследования феномена // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С.78-85.
2. Андреева, И. Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб. статей / Под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. – Минск: БГПУ, 2006. – С.7-11.
3. Афанасьева, Ю. А. Формирование эмоционального интеллекта личности / Ю. А. Афанасьева // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 6 частях, (Казань, 14 декабря 2017 года. Том Часть 6. – (Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2017. – С. 62-64.
4. Белобородов, А. М., Любякин, А. А., Оконечникова, Л. В. Активные методы формирования эмоционального интеллекта студентов-психологов // Педагогическое образование в России. – 2015. – №11. – С. 55-60.
5. Волкодав, Т. В. Формирование эмоционального интеллекта будущих педагогов-психологов / Т. В. Волкодав // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8, № 5-3. – С. 51-53.
6. Зорина, Н. Н. Возможности развития эмоционального интеллекта / Н. Н. Зорина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. – С. 300-304.
7. Кирпичева, В. В. Эмоциональный интеллект: модели эмоционального интеллекта, эффективные способы развития эмоционального интеллекта / В. В. Кирпичева // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 01 марта 2023 года. – УФА: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2023. – С. 53-61
8. Кленова, М. А. Динамика развития эмоционального интеллекта у студентов вуз / М. А. Кленова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 176-182.
9. Ларина, А. Т. Эмоциональный интеллект // АНИ: педагогика и психология. – 2016. – №3 (16).
10. Люсин, Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 264–278.
11. Монина, Г. Б. Эмоциональный интеллект как фактор личностного и профессионального роста // Учен. зап. Санкт-Петерб. ун-та технологий управления и экономики. – 2011. – № 3 (33). – С. 84-96.
12. Нгуен, М. А. Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента-профессионала / Нгуен, М. А. // Профессиональное образование. Столица. – «Новые педагогические исследования». – № 5. – 2007. – C.137-140.
13. Рудакова, О. А. Эмоциональный интеллект в структуре личности будущего психолога // Гуманитарные науки. – 2020. – №1 (49).
14. Скирда, Е. А. Особенности эмоционального интеллекта у студентов-психологов / Е. А. Скирда // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 2, № 11(28). – С. 647-649.
15. Туник, Е. Ю. Исследование эмоционального интеллекта студентов-психологов / Е. Ю. Туник // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2021. – № 12(54). – С. 226-228.