Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня инновации - это не изолированное явление и не линейная цепочка. Они носят системный характер. Они возникают в результате сложных взаимодействий между многими людьми, организациями и средами. Компании, которые успешно используют все преимущества своих технологий и инноваций, также могут поддерживать свои технологические достижения и инновации соответствующими компетенциями в других областях бизнес-модели, таких как лидерство, бизнес-процессы, дистрибуция, управление человеческими ресурсами, маркетинг, обслуживание клиентов и партнерство с ними.
Инновации неразделимы-правильные компоненты по отдельности ничего не значат. Система управления корпоративными инновациями, как и цепочка, не сильнее, чем ее самое слабое звено. Эта цепочка включает научные исследования, изобретения, управление инновационными проектами и их венчурное финансирование, управление интеллектуальной собственностью, производство инновационных продуктов, маркетинг инновационных идей внутри компании и инновационных продуктов на зарубежном рынке, а также управление ожиданиями от спонсоров и покупателей. Если хотя бы одно звено в цепочке слабое или отсутствует, эффективность всей инновационной цепочки, определяемая силой ее самого слабого звена, будет либо очень низкой, либо нулевой.
Инновации - это процесс преобразования знаний и идей в новые продукты, услуги, процессы, стратегии или бизнес-модели. Инновации не должны ограничиваться созданием новых продуктов. Новые бизнес-процессы и практики могут внести гораздо более эффективный вклад в борьбу за создание устойчивого конкурентного преимущества для компании. Каждый сотрудник компании должен быть открыт для новых идей, новых способов работы, использования новых инструментов и оборудования, уметь использовать их и извлекать из них максимальную пользу. Политика, направленная на интенсификацию инноваций, должна быть интегрирована в качестве фундаментального элемента общей бизнес-стратегии современной компании.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие рыночных отношений существенно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, разработку и внедрение инноваций (новшеств), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности, конкурентоспособность организаций и экономики в целом.
Целью работы является анализ основ управления инновационными проектами.
В соответствии с заданной целью в работе поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность инновационных проектов;
-описать виды и содержание проектов, связанных с управлением инновациями;
-описать основные критерии оценки новаторских проектов;
-проанализировать использование новых технологий в реализации проектов российской промышленности;
-обосновать внедрение инновационных проектов в современную экономику России.
Предмет исследования – инновационный проект и стратегия управления.
В качестве объекта управления в системе инновационного менеджмента инновации и процессы их внедрения в организации рассматриваются для повышения эффективности ее деятельности в долгосрочной перспективе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав. заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ
1.1 Понятие и сущность инновационных проектов
В отечественной практике концепция проектного менеджмента (Project Management) нашла отражение в широком применении (как в современных, так и в предыдущих условиях) программно-ориентированного метода управления (в частности, планирования), который предусматривает обучение и организацию реализации проектов. реализация комплексных целевых программ и проектов (КПП), которые представляют собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей.
В научной и инновационной областях реализуется обширная система проектов и программ. Инновационные проекты и программы их реализации составляют важную часть формирующегося экономического механизма управления научно-техническим развитием страны [6].
Определение и основные элементы инновационного проекта. "инновационным проектом" считается: форма целенаправленного управления инновациями; инновационный процесс; набор документов.
Инновационный проект-это система целей и программ, связанных с их достижением, которые представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, надлежащим образом организованных, оформленных комплексом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение научно-технической проблемы. Конкретный метод, выраженный в количественных показателях и ведущий к инновациям.
Основные элементы инновационного проекта включают:
- сформулированные цели и задачи, отражающие основную цель проекта;
- комплекс проектных мер по решению проблемы инноваций и достижению поставленных целей;
- организация осуществления проектных мероприятий, т. е. увязка их между ресурсами и учреждениями-исполнителями, с тем чтобы достичь целей проекта в течение ограниченного периода времени и в рамках затрат и затрат; определенного качества;
- основные показатели проекта (от целевых-по проекту в целом, до частных — по отдельным задачам, темам, этапам, видам деятельности, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность [18].
Инновационные проекты могут формироваться как в рамках научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (задач, разделов) программы, так и самостоятельно, решая конкретную задачу в приоритетных областях развития науки и техники.
Проблемы инновационных проектов. Формирование инновационных проектов для решения основных научно-технических задач (задач) обеспечивает:
- комплексный и системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;
- количественная оценка целей научно-технического развития и тщательный учет целей и конечных результатов проекта в управлении инновациями;
- непрерывное сквозное управление процессами создания, разработки, производства и потребления инноваций;
- разумный выбор способов наилучшего достижения целей проекта;
- баланс ресурсов для реализации инновационного проекта;
- межведомственная координация и эффективное руководство сложным комплексом работ по проекту [1].
Реализация инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от типа проекта в его реализации могут участвовать от одного до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждого из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу.
Клиент - это будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве клиента может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
Инвестор-физические или юридические лица, которые инвестируют в проект. Инвестор может быть клиентом. Если это не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с клиентом, контролирует исполнение договоров и производит платежи с другими участниками проекта.
Инвесторами в Российской Федерации могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица-граждане Российской Федерации, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является Банк [25].
Проектировщики-специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию.
Ответственность за все эти работы обычно несет организация, называемая генеральным проектировщиком. За границей ее представляют архитектор и инженер.
Архитектор-это физическое или юридическое лицо, имеющее право профессионально выполнять на основании правильно оформленной лицензии работы по созданию проектно-сметной документации.
Инженер - это физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на инженерное дело, то есть набор услуг, связанных с производственным процессом и продажей проектной продукции.
Поставщик-организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и расходные материалы).
Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) является юридическим лицом, ответственным за выполнение работ по контракту. В него входят научно-технические организации, ИП, производственные предприятия, университеты и т. д. [11].
Научно-технические советы-НТС) являются ведущими специалистами в тематических областях проекта, ответственными за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и полноту мероприятий для достижения целей проекта; организовать конкурсный отбор исполнителей исполнители и экспертиза полученных результатов.
Руководитель проекта (в западной терминологии «менеджер проекта») - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по управлению работами по проекту: планирование, контроль и координация работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется договором с заказчиком.
Команда проекта - это особая организационная структура, возглавляемая менеджером проекта и созданная на протяжении всего проекта для эффективного достижения его целей.
Состав и функции проектной группы зависят от масштаба, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта и руководитель проекта являются разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может обратиться в специализированные организации [3].
Структуры поддержки проекта - это организации различных форм собственности, которые помогают основным участникам проекта в выполнении проектных задач и вместе с ними формируют инфраструктуру инновационного предпринимательства.
Вспомогательные структуры включают: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентные и лицензионные фирмы; аудиторские фирмы, выставочные центры и т. д. [21].
Существует три аспекта, по которым мы можем рассматривать содержание инновационного проекта в зависимости от этапов внедрения инноваций, процесса формирования и реализации, элементов организации. Инновационный проект охватывает все этапы инновационной деятельности, связанные с преобразованием научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, представленный на рынок, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый на практике, или в новый подход к социальным услугам.
Что касается этапов внедрения инноваций, то проект включает в себя исследования, проектирование и разработку, развитие производства, организацию производства и его запуск, маркетинг новой продукции, а также финансовую деятельность.
В основе рассмотрения содержания инновационного проекта через процесс его формирования и реализации, то есть технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект - это процесс, который происходит в течение ограниченного периода времени.
В этом процессе можно выделить ряд последовательных во времени этапов (фаз), различных в зависимости от видов деятельности, которые обеспечивают их реализацию [4].
Инновационный проект, рассматриваемый как длительный процесс, включает в себя следующие этапы:
- формирование инновационной идеи. Это процесс рождения инновационной идеи и формулирования общей (конечной) цели проекта. На этом этапе определяются конечные цели (количественная оценка объема, сроков, размера прибыли) проекта и определяются средства их достижения, определяются субъекты и объекты инвестиций, их форма и источники;
-разработка проекта. Это процесс поиска решений для достижения конечных целей и формирования набора задач и действий, связанных между собой по времени, ресурсам и исполнителям. На этом этапе проводится сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного (эффективного) для реализации; разрабатывается план реализации инновационного проекта; решаются вопросы специальной организации для работы над проектом (проектной группы) решены; проводится конкурсный отбор потенциальных исполнителей проекта и составляется контрактная документация;
- реализация проекта. Это процесс выполнения работ для достижения целей проекта. Это позволяет контролировать выполнение календарных планов и расходование ресурсов, корректировать возникающие отклонения и оперативно регулировать реализацию проекта;
- завершение проекта. Это процесс доставки результатов проекта клиенту и заключения контрактов. Это завершает жизненный цикл инновационного проекта [23].
Рассматривая инновационный проект по элементам организации, в нем можно выделить две части: органы управления подготовкой и реализацией проекта и участники инновационного проекта.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 303 с.
2.Аньшин, А. А. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие. – М.: Дело, 2019. – 584 с.
3.Бондарь, Н. Н. Инновационные компетенции человеческого капитала // Вестник экономического университета. - 2020. - № 6. - С. 5–14.
4.Варфоломеев, А. С. Управление развитием предприятия на основе инновационного потенциала // Молодой ученый. - 2022. - № 39. - С. 33-36.
5 Дежкина, И. П. Инновационный потенциал хозяйственной системы и его оценка: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 122 с.
6.Инновационная политика: учебник для вузов / Под редакцией Л. П. Гончаренко. - М.: Юрайт, 2020. - 229 с.
7.Ломакин, А. Ю. Инновационный потенциал как основа стратегии развития предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2019 г.). - Т. 0. - Санкт-Петербург: Реноме, 2019. - С. 111-114.
8.Максимов, Н. Н. Теоретические основы инновационной деятельности // Молодой ученый. - 2020. - № 10 (57). - С. 340-343.
9.Масалова, Ю. А. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2020. - 191 с.
10 Мухамедьяров, А. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018 – 137 с.
11.Основы инновационной деятельности: учебник. – М.: Юрайт, 2020. - 527 с.
12. Павлова Е. А., Смирнова Л. А. Оценка конкурентных преимуществ предприятия на основе анализа его инновационного потенциала // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1-1. – С. 583–590.
13.Питилимов, Ф. В. Инновационная деятельность предприятия // Молодой ученый. - 2019. - № 3 (137). - С. 392-395.
14.Погодина, Т. В. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 343 с
15.Позубенкова, Э. И. Инновационный менеджмент : учебное пособие.– Пенза: РИО ПГАУ, 2019 .– 105 с.
16.Пулин П. А. Инновационный потенциал предприятия // Концепт. – 2022. – Т. 34. – С. 221–223.
17.Самохин, С. В. Оценка инновационного потенциала предприятия Молодой ученый. - 2020. - № 28 (162). - С. 64-67.
18.Славнецкова, Л. В. Основы инновационного менеджмента : Учебное пособие. – Саратов: Амирит, 2020. – 161 с.
19.Спиридонова, Е. А. Основы инновационной деятельности: учебник. – М.: Юрайт, 2019. - 298 с.
20.Сурат В. И. Инновационный менеджмент: учебно-методическое пособие. – М.: Дашков и К, 2021. – 145 с.
21.Тхабит А.Ф. К вопросу о понятии инновационного потенциала корпорации // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 8-1. – С. 161-166
22.Устинова Л.Н. Инновационный потенциал предприятия: сущность, структура, оценка // Российское предпринимательство. – 2020.– № 23. – С. 3751-3764.
23.Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2019. - 326 с.
24.Чайников, В. Н. Конкурентоспособность предприятия: учебное пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2019. – 192 с.
25.Шакиртханов, Б. Р. Формирование и развитие инновационной системы РФ // Вопросы новой экономики. - 2020. - № 3/4. - С. 87-92.
26. Официальный сайт Федеральной государственной статистики - https://rosstat.gov.ru/