Фрагмент для ознакомления
2
В качестве цели обучения в средней школе базовая образовательная программа базового общего образования подчеркивает: достижение учащимися запланированных результатов: знаний, навыков, умений, компетенций; появление и развитие личности учащегося в его идентичности, уникальности и уникальности.
Цель обучения иностранному языку в старших классах определена следующим образом: развитие личности учащегося, его способностей и желания участвовать в межкультурном общении на иностранном языке, а также его самостоятельное развитие на родном языке в иноязычно-речевой деятельности [5].
Обучение школьников иностранному языку в соответствии с программой включает в себя: формирование уважения и интереса к культуре и народу изучаемой страны, языку; воспитание культуры общения; формирование познавательной активности и поддержание интереса к обучению; воспитание потребностей в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности.
В программе подчеркивается, что процесс изучения иностранным языкам в целом предназначен для формирования способности участвовать в прямом и косвенном диалоге культур [11].
Согласно ФГОС ООО, основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативных компетенций учащихся. Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает лингвистическую, социолингвистическую, социальную, дискурсивную и социокультурную компетенции [20].
ЕГЭ был введен в 2009 году. Его основным предназначением являлось проверка знаний обучающихся по предмету «Английский язык».
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это централизованный экзамен в образовательных учреждениях - школах и лицеях в Российской Федерации. Выпускные экзамены и вступительные экзамены в университеты и колледжи проводятся одновременно. При проведении экспертиз по всей России используются одни и те же задачи и единые методы оценки качества работы [21].
Единый государственный экзамен является формой объективной оценки качества образования лиц, освоивших общеобразовательные программы, с использованием заданий установленной формы (материалов контрольных измерений).
Экзамен по английскому языку включает в себя пять частей: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо, устная часть. Как показывают результаты экзамена, около 50%учащихся получают ошибки при выполнении задания чтение [11].
Уровень сложности заданий определяется сложностью языкового материала, проверяемыми навыками и умениями, а также типом задания.
В первой части «Аудирование» учащиеся должны продемонстрировать способность к общему, выборочному и детальному пониманию монологических и диалогических текстов. В качестве контрольного материала представлены наиболее типичные ситуации бытового и элементарного профессионального общения или тексты одной из тем, изучаемых в школьной программе. На базовом уровне учащимся необходимо понять основную мысль, а на продвинутом уровне им необходимо продемонстрировать причинно-следственные связи, отношение говорящего к сообщаемым фактам и способность извлекать смысл из контекста.
Раздел «Чтение» проверяет способность понимать тексты в различных стилях. Контрольные материалы представлены отрывками из публицистики, научно-популярной литературы, прагматики, художественных произведений. В то же время учащиеся должны продемонстрировать владение различными стратегиями обучения (введение, обзор и изучение) по заданной задаче.
В кодификаторе элементов содержания и требований к уровню образования выпускников общеобразовательных учреждений четко указаны элементы содержания, которые тестируются на ЕГЭ в разделе «Чтение»:
1. понимать основное содержание сообщений, простых публикаций научного и познавательного характера, цитат из художественных произведений;
2. полное и точное понимание информации о текстах, популярных научно-популярных публикациях, отрывках из художественной литературы;
3. Выборочное понимание необходимой/ актуальной информации из текста статьи, ее проспекта;
4. понимать структурно-семантические отношения в тексте [12].
Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижения которых проверяются на ЕГЭ по английскому языку для раздела «Чтение», в кодификаторе следующий:
1. читать аутентичные тексты в разных стилях (документальные, научно-популярные, прагматические), используя разные стратегии / типы чтения в соответствии с коммуникативной задачей;
2. использовать ознакомительное чтение, чтобы понять основное содержание сообщений, интервью, отчетов, научных и информационных публикаций, цитат из произведений искусства;
3. использовать просмотровое / поисковое чтение, чтобы извлечь необходимую / запрошенную информацию из текста статьи, проспекта;
4. использовать изучающее чтение, чтобы полностью понять прочитанное, ознакомиться с прагматичными текстами, публикациями научного и познавательного характера, цитатами из художественных произведений;
5. определять личное отношение к тому, что прочитано;
6. определять временные и причинно-следственные связи событий, прогнозирование изложенных фактов / развития / исхода событий, обобщение описанных фактов / явлений;
7. определять цели автора, оценивать важность / новизну информации, понимать смысл и проблему текста, понимать текст с использованием элементов анализа [12].
Раздел «Грамматика и лексика» проверяет умение выпускников использовать актуальную лексику и грамматические знания при работе с оригинальными текстами на иностранном языке и включает в себя три разных задания. Первое задание проверяет знание грамматического языкового материала по всем грамматическим темам школьного курса. Второе задание – проверка знаний основных словообразовательных моделей языка. В третьем задании учащиеся должны продемонстрировать свою способность нести грамматические и словесные модели языка. Раздел «Лексика и грамматика» вызывает затруднений при выполнении заданий на формообразование, словообразование и словарные задания.
В заданиях B4-B10 учащиеся показывают, что они не знают английских словесных категорий, не могут образовывать времена и формы пассивного
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Английский язык : 11 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / [О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева]. – 5-е изд. – Москва : Express publishing : Просвещение, 2009. – 244 с.
2.Английский язык: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Е. С. Музланова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АСТ, 2017. - 477 с.
3.Бронская, В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников / В.С. Бронская // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 705–706.
4.Вербицкая, М. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года / М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, В. Н. Симкин // [Электронный ресурс]. URL: http://www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2016/08/angliyskiy_yazyk.pdf (дата обращения: 07.06.2023).
5.Гальскова, Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н.Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. Москва : Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
6.Гончарова, Т.В. Роль педагогической диагностики в самостоятельной подготовке к ЕГЭ по английскому языку / Т.В. Гончарова, В.В. Калинина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagogicheskoy-diagnostiki-v-samostoyatelnoy-podgotovke-k-ege-po-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 09.06.2023).
7.ЕГЭ-2017: Английский язык: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Е. С. Музланова. - М. : АСТ, 2016. - 239 с.
8.Джураева, М.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОПИСАНИЯ ГРАФИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 40 ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / М.А. Джураева // Форум молодых ученых. 2022. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-opisaniya-grafikov-pri-podgotovke-k-vypolneniyu-zadaniya-40-ege-po-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 09.06.2023).
9.Капикова, М.М. Основные трудности, подготовки учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку / М.М. Капикова // Образование и проблемы развития общества. 2016. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-trudnosti-podgotovki-uchaschihsya-sredney-shkoly-k-sdache-ege-po-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 08.06.2023).
10.Карамзина, C. А. Некоторые подходы к определению понятия «Средство обучения» / С. А. Карамзина // ИТС. 2006. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-sredstvo-obucheniya (дата обращения: 30.03.2023).
11.Кладова, И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков : учебное пособие / И. С. Кладова. - Березники, 2010. - 15 с.
12.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку / Федеральная служба по надзору и в сфере образования и науки Российской Федерации, 2019. - 12 с.
13.Лягушкина, Н.В. Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по английскому языку / Н.В. Лягушкина, А.В. Нагорная, Э.В. Нерсесова // Иностранные языки в школе. – 2014. – С. 34-38.
14.Мосина, М.А. Технология подготовки учащихся старших классов к части "Письмо" единого государственного экзамена по английскому языку / М.А. Мосина, А.С. Вавилин // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2018. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-podgotovki-uchaschihsya-starshih-klassov-k-chasti-pismo-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 08.06.2023).
15.Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. - Волгоград : Учитель, 2008. - 91 с.
16.Пакшиванова, Е.О. Формирование лексического навыка на среднем этапе обучения на уроках английского языка / Е.О. Пакшиванова // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. - 2016. - №48. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksicheskogo-navyka-na-srednem-etape-obucheniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 07.06.2023)
17.Попова, Л.В. Комплексный подход при подготовке к единому государственному экзамену по английскому языку / Л.В. Попова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. - №3 (29). – С. 112-118.
18.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М : Просвещение, 2014. - 239 с.
19.Устная часть ЕГЭ по английскому языку. Интерактивные тренажеры в реальном времени [Электронный ресурс] . URL: http://www.english-study-cafe.ru/index.php/students/exam/135-ekzameny-uchashchimsya-ege/859-ustnaya-chast-ege-po-anglijskomu-yazyku (дата обращения: 07.06.2023).
20.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2011.
21.Фоменко, Е. А. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014. Пособие с аудиоприложением / под ред. Е. А. Фоменко. - Ростов н/Д.: Легион, 2013. - 304 с.
22.Штиглуз, Л.Б. Совершенствование лексического навыка в старшей школе при подготовке к сдаче единого государственного экзамена / Л.Б. Штиглуз, Н.В. Зубова // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-leksicheskogo-navyka-v-starshey-shkole-pri-podgotovke-k-sdache-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena (дата обращения: 08.06.2023).
23.Яценко, Г. С. Экспериментальный подход подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части / Г. С. Яценко, А. А. Галиева // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68740/ (дата обращения: 08.06.2023).