Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для современной России одной из важнейших задач является построение эффективной страны и преодоление серьезных недостатков в организации и функционировании системы государственной власти. Решение этой задачи требует модернизации национального государственного управления. Она должна быть открытой и конкурентоспособной, ориентированной на эффективную деятельность по обеспечению соблюдения полномочий государственных учреждений, предоставлению государственных услуг и активному взаимодействию с институтами гражданского общества.
Национальная гражданская служба обязана осуществлять национальную политику в области экономического, социального развития, культуры и образования. Роль государственного управления в условиях финансового и экономического кризисов становится все более важной, поскольку нормальное функционирование рыночной экономики и поддержание социальной стабильности, а также защита законных прав и интересов граждан зависят от профессионализма, способности государственных служащих для своевременного и эффективного решения проблем государственного управления.
Сегодня национальные государственные служащие вступают в новый этап реформирования и развития, и вопрос улучшения положения и системы классовых чинов национальных государственных служащих становится все более актуальным. Не менее важной задачей, которую еще предстоит решить, является создание системы управления государственным управлением, внедрение эффективных технологий и современных методов работы персонала в государственном управлении, а также повышение эффективности государственного управления и профессиональной деятельности сотрудников.
Поэтому актуальность исследования обусловлена тем, что в современных политико-правовых реалиях проблематика обеспечения функционирования государственной гражданской службы занимает нишу одной из самых острых. Именно корпус государственных служащих формирует «облик» российского государства. Поэтому вполне закономерны высокие требования к уровню профессионализма кадров, задействованных в сфере осуществления государственной власти.
Несмотря на то, что российское законодательство, в частности, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», часто оперирует понятиями профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, классных чинов вести речь о надлежащем уровне компетентности гражданских служащих в нашей стране преждевременно.
Объект исследования: деятельность государственной гражданской службы.
Предмет исследования: проблемы совершенствования системы должностей и классных чинов государственной гражданской службы.
Цель исследования: провести анализ проблем совершенствования системы должностей и классных чинов государственной гражданской службы в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть понятие и виды государственной службы;
2. Проанализировать взаимосвязь государственной гражданской службы с другими видами государственных и муниципальных служб РФ;
3. Изучить систему должностей и классных чинов государственной гражданской службы;
4. Раскрыть проблемы в системе должностей и классных чинов государственной гражданской службы;
5. Разработать пути совершенствования системы должностей и классных чинов государственной гражданской службы.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Н.О. Куплеваский, А.В. Куянова, А.В. Лученкова, Д.Б. Миннигулова и другие.
Нормативную базу исследования составила Конституция Российской Федерации, федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты государственной гражданской службы.
Во второй главе проведен анализ проблем совершенствования системы должностей и классных чинов государственной гражданской службы в современных условиях.
В третьей главе разработаны пути совершенствования системы должностей и классных чинов государственной гражданской службы.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Понятие и виды государственной службы
Государственная служба – это специфическая сфера профессиональной служебной деятельности, в которой существует регулирование правового статуса должностного лица. При этом необходимо учитывать значительное количество законодательных актов, постоянно вносить изменения в существующие документы и принимать новые.
Согласно действующему законодательству государственная гражданская служба Российской Федерации – это особый вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной госслужбы Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации.
Профессиональная деятельность чиновников направлена на реализацию национальных интересов, укрепление и развитие социально-государственной системы в стране [5, с. 162-187].
В научной литературе доказано, что государственная гражданская служба имеет ряд характеристик, присущих только ей как особому виду профессиональной служебной деятельности. Учет этих характеристик необходим для определения функционирования мотивационных механизмов на государственной службе. Прежде всего, следует обратить внимание на прозрачную и юридически регулируемую структуру должностей, разделенную на категории и группы.
В соответствии с заместительной должностью в группе должностей должностному лицу присваивается классовое звание. Приступая к работе, государственный служащий имеет права и обязанности, установленные в соответствии с действующим законодательством. Наличие таких полномочий, как обеспечение соответствующих организационно-технических условий, регламентированное время отдыха, продвижение по службе на конкурентной основе, медицинское страхование, пенсия, является мотивацией для поступления на государственную службу.
Должностные обязанности побуждают государственного служащего к качественной работе, тем самым повышая статус государственной службы в целом. Также одной из особенностей приема и перехода на государственную службу является обязательное соблюдение установленных законом ограничений и запретов.
Основным средством материального обеспечения государственного служащего является его денежное обеспечение, состав которого регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Но не следует считать денежное содержание чиновников основным стимулом для производительного труда. Главным образом это связано с тем, что оплата труда государственных служащих в некоторых случаях ниже, чем у работников соответствующих отраслей, и не зависит от фактических результатов работы [12, с. 142-164].
Таким образом, заработная плата государственных служащих в последние годы не только перестала расти, но и уменьшилась в реальном выражении с учетом уровня инфляции.
В целом правовые нормы, направленные на повышение престижа государственной службы, можно разделить на три категории:
1. Акты о необходимости повышения престижа государственной службы в контексте административной реформы (Концепция реформирования системы государственной службы РФ, утвержденная Президентом РФ №ПР-1496, Распоряжение Правительства РФ №1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации»).
2. Акты о государственной службе как социальном институте – для граждан (Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ, Указ Президента РФ №403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации»).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2019. - №40. – Ст. 5488.
3. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (ред. от 31.12.2020) // СЗ РФ. – 2005. – № 6. – Ст. 437.
4. Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов государственных внебюджетных фондов с учетом качества предоставления ими государственных услуг» (ред. от 17.05.2022) // СЗ РФ. – 2012. – №51. – Ст. 7219.
5. Балдина А.С. Правовая основа дополнительного профессионального образования и присвоения классных государственных гражданских служащих Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2019. – № 5-6. - С. 172-174.
6. Белова Е.В. Споры, связанные с классными чинами государственных служащих // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. – 2019. – № 3. – С. 56-62.
7. Березина Е.С., Игнатьева Я.А., Камышанская А.С. Особенности системы мотивации на государственной службе // В сборнике: Евразийская экономическая конференция сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - 2019. – С. 670.
8. Вишнепольская И. Топ-7 спорных вопросов об организации аттестации // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2021. – № 5. – С. 11-14.
9. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты. - М.: КноРус, 2020. – 511 с.
10. Государственная и муниципальная служба: учебник / А.В. Кочетков и др. - М.: Юрайт, 2019 – 560 с.
11. Государственная служба и этика государственного служащего / С.А. Болтунова, Ю.О. Новикова. - Владимир: Шерлок-пресс, 2022. – 459 с.
12. Государственная служба. Организация управленческой деятельности / В.И. Анненков и др. - М.: КноРус, 2021. – 456 с.
13. Демин А. А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник / А.А. Демин. - М.: Юрайт, 2019. – 436 с.
14. Евдокимов С.Л., Морозов Д.О., Розин И.В., Голубин Е.А. О механизме регулирования трудовых отношений на предприятии // Управление персоналом. - 2021. - № 17. - С. 57-62.
15. Евдокимов С.Ю. Влияние трудовых отношений на состояние экономической безопасности государства // Экономические науки. - 2019. - № 36. - С. 243-245.
16. Евдокимов С.Ю. Институционализация неформальных экономических отношений на рынке труда как фактор устойчивого развития региона (на примере Республики Татарстан) / С. Ю. Евдокимов. - Казань, 2022. – 122 с.
17. Зудаева В.В. К вопросу о правовом регулировании льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых государственным гражданским служащим // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 43-1. - С. 28-30.
18. Киут Д.И. Правовое регулирование профессионального развития и ответственности государственных служащих // Сборник научных статей по итогам работы II международного круглого стола. - 2019. - С. 79-85.
19. Крицкая А.А., Кургузкина О.В., Финько Н.С. Стратегический подход к управлению кадрами на государственной службе в России // Синергия Наук. - 2019. - № 41. - С. 636-641.
20. Туракин А.В. Процедура классных чинов служащих регламент прохождения // Государственная служба. – 2021. – №5. – С. 85-89.
21. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы / Министерство труда и социальной защиты РФ. – М., 2016. – URL: http://rk.gov.ru/file/File/Metod_instrumentarii.pdf (дата доступа: 04.06.2023).