Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Современная педагогическая теория и практика рассматривает ответственность как одну из ключевых социальных компетенций развивающейся личности. Чувство ответственности формируется у человека в школьные годы, то есть в начальной школе. Чем больше у человека развито чувство ответственности в этот период, тем серьезнее он будет относиться к задачам, людям и вещам, окружающим его в будущем.
Даже в младших классах начальной школы дети должны четко различать "хочу" и "надо". До школы родители должны были принимать все решения за детей, и ответственность перешла от ребенка к родителю. В школе теперь требуется самоконтроль, ответственность и сила воли, и дети должны действовать в соответствии с ситуацией, вписываясь в "рамки" и контролируя себя.
Это может быть очень трудно для детей, которые только начали ходить в школу, и за этой трудностью стоит не столько нежелание брать на себя ответственность, сколько незнание и непонимание необходимости брать на себя ответственность. Вопрос ответственности был предметом изучения в педагогике, и в этой области есть определенные знания.
Такие исследователи, как Т.Ф. Иванова, Л.И. Божович, С.Г. Ярикова, Т.Г. Морозкина уделяют особое внимание развитию этого качества у школьников разного возраста. Психологические аспекты развития ответственности представлены в работах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, К. Муздыбаева. Одной из очевидных проблем в обучении и воспитании детей сегодня является недостаточная сформированность у них чувства ответственности. В связи с этим необходимо определить психолого-педагогические условия, направленные на развитие чувства ответственности у учащихся средней школы.
Таким образом, сталкиваемся с противоречием между социальными ожиданиями общества и стремлением воспитать ответственную личность и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, способствующих развитию ответственности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: ответственность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития ответственности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей развития ответственности у детей младшего школьного возраста
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «ответственность» в психолого – педагогической литературе.
2. Изучить особенности развития ответственности у детей младшего школьного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование уровня развития ответственности у детей младшего школьного возраста
3. Разработать коррекционно - педагогическую программу по развитию ответственности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение; практические: тестирование; наблюдение, количественный и качественный анализ.
Методологической базой исследования выступили педагогические и психологические исследования ответственности таких ученых как Д. А., Леонтьев, Ж. Пиаже, которые дали возможность рассмотреть ответственность как нравственное качество личности, а также работы Данилова М. А., Есипова Б. П., Ивановой Т. Ф., раскрывающие аспекты формирования ответственности.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «ответственность» в психолого-педагогической литературе
Воспитание ответственности было и остается одним из важнейших вопросов современности, поскольку трактовка этого понятия определяет содержание и характер нравственного воспитания, закрепляющего педагогические и философские представления о нравственности человека.
Понятие "ответственность" рассматривалось в различных науках. Это связано с тем, что оно относится к характеристикам человека, то есть к его нравственной природе. Однако это понятие трактуется по-разному.
Впервые слово «ответственность» было опубликовано А. Бейном в 1865 году.
В толковом словаре С. И. Ожегова сказано, что ответственность - это "обязанность человека отвечать за свои действия или поведение". В данном контексте понятие ответственности трактуется как действие безусловного выполнения [10].
В педагогике вопрос ответственности исследовали такие ученые, как Т.Ю. Шихова, А.С. Макаренко, и О.А. Петрухина. и другие, в философии - А.Ф. Плахотный, Е.И. Рудковский, М. Хайдеггер и другие; в психологии - В.П. Прядеин, А.И. Крупнов, К.А. Абульханова-Славская и другие.
Философское понимание "ответственности" "отражает объективную и историческую специфику отношений между личностью и группой, между личностью и обществом, выражая социальные и морально-правовые отношения личности, характеризующиеся выполнением моральных обязательств и правовых норм [7].
В этике "ответственность" определяется как категория, характеризующаяся выполнением моральных требований, предъявляемых обществом, и выражающаяся в степени участия личности в совершенствовании общественных отношений [5].
В психологии "ответственность" рассматривается как централизованный контроль над поведением деятельности индивида, стандарт выполнения норм, проецируемый через различные формы, такие как наблюдение и оценка социального поведения [9].
Энциклопедия педагогического образования объясняет ответственность как отношение зависимости от чего-то, которое человек рассматривает как решающую основу для принятия решений и действий с целью сохранения или продвижения чего-то другого, прямо или косвенно.
Термин «ответственность» используется при рассмотрении основных показателей личности:
1. характера – воспитание ответственности;
2. интеллекта – сознание ответственности;
3. общения – ответственные отношения.
Термин "ответственность" также используется для описания различных свойств, качеств, процессов и состояний личности, таких как активность, спонтанность, самостоятельность, настойчивость, последовательность, восприятие, импульсивность, тревожность и др. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, ответственность - это добровольное, волевое выполнение норм и правил Для К.А. Абульхановой-Славской главным критерием ответственности является то, что "человек удовлетворен своими действиями" [3].
В отечественной и зарубежной психологии сложились два основных подхода к изучению ответственности. Это изучение личностных аспектов ответственности и изучение этого понятия как системного качества личности.
В исследовании личностного аспекта ответственности В.П. Прядеин перечисляет следующие вопросы (области): соотношение свободы и ответственности, ответственность в терминах каузальной атрибуции, внутренние и внешние отношения личной ответственности, социальная и личная ответственность, ответственность как действие, ответственность как моральная категория, формирование ответственности и воспитание.
Вопрос о свободе воли и свободе принятия решений остается одним из фундаментальных вопросов, который интересовал отечественных и зарубежных психологов. Не менее важна взаимосвязь между свободой и ответственностью. По мнению авторов многих исследуемых вопросов, человек может быть ответственным до тех пор, пока он свободен в своих действиях; по-настоящему свободен он только тогда, когда осуществляет свои планы и отвечает только за то, что находится в сфере его прямого или косвенного влияния. Это верно, как при предопределенном развитии социальной ситуации, так и при непредсказуемости хаотической ситуации. Социальная ситуация лишена свободы рационального выбора, в ней нет места для ответственности, а значит, и для нравственного действия; она касается прежде всего индивида, который безоговорочно принимает программу других как руководство к действию.
Ученые разделили область ответственности на два типа: внутренняя и внешняя ответственность. При этом, утверждают они, ответственность нельзя отнести только к внешним аспектам, поскольку ответственность принимает форму дисциплины. В то же время внутренняя ответственность предполагает установку на ответственность в моральном самосознании.
В.П. Прядан понимает ответственность не только как совокупность приготовлений, установок и диспозиций, позволяющих индивиду действовать определенным образом, но и как концепцию субъекта в контексте ответственной деятельности, непосредственного выполнения действия [13].
Одно из главных отличий ответственного действия от всех других действий, совершаемых субъектом, состоит в том, что субъект действия, а также индивид, группа, институт, инстанция или общество в целом контролируют и оценивают то, что делается. Не случайно, прежде чем совершить ответственное действие, субъект предвидит возможные реакции других на свои действия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С .110- 134;
2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.;
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1997. - 132 с.;
4. Борисова Т.С. Ответственность - качество родом из детства// Народное образование. - 2010. - №5. - С. 246-251.;
5. . Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б.С. Волков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016 - 348 с.;
6. Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. - 190с
7. Кашапова Г.И. Ответственность как социально-психологический феномен и уровни еѐ развития. // Казанский педагогический журнал №1. - 2012г. - С. 110-116;
8. Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. - 122 c.;
9. Муздыбаев К. Психология ответственности. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 348 с.;
10. Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Академия, 2002. - 456 с.;
11. Новосельцев В.И. Научно-теоретические основы формирования ответственности школьников в межличностных отношениях. - М.: Педагогическое сообщество России, 2004. - 334 с.;
12. . Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: русский язык, 1984. - 797 с.;
13. Прядеин В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 1999.;
14. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М., 2004-190с.;
15. . Скорбилина Н. И. Психологические условия формирования ответственности школьников / Н. И. Скорбилина – М.: Наука, 1987.– С.48-49;