Фрагмент для ознакомления
2
Изучением специфике психического развития детей занималось немало ученые. Но данная проблема наиболее актуальной стала именно в середине XIX столетия при определении наличия зависимости между психологией и педагогикой. Существенное влияние на психологическое понимание детского развития в свое время оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. Фактически ее открытие способствовало заметному расширению предмета психологии, а также включение в него вопросов взаимосвязи функции и морфологии, сознания и поведения. Но максимально большое значение имел факт, что в психологии с теорией эволюции возникли два новых постулата, а именно: 1) постулат об адаптации в качестве основной детерминанте, которая определяет психическое развитие; 2) постулат о генезисе психики, а также том, что психические процессы в готовом виде не появляются, а проходят в своем развитии конкретные, закономерные этапы.
Особое значение для специальной психологии имеет вопрос именно об общих закономерностях аномального развития. Их знание помогает разграничить логику нормального и отклоняющегося развития ребенка, выполнить диагностику и построить прогноз.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Закономерности психического развития в норме и патологии» актуальным.
Целью данной работы является выявление закономерностей психического развития в норме и патологии.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие нормы и патологии психического развития как научную проблему;
- раскрыть закономерности дизонтогенеза;
- проследить соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни в детском возрасте;
- выявить специфику психического развития младших школьников в норме и с патологией.
Объект исследования – закономерности развития.
Предмет исследования – закономерностей психического развития в норме и патологии.
Гипотеза исследования: психическое развитие в норме связано с количественными и качественными изменениями. У младших школьников с нарушениями в психическом развитии имеющие место отклонения искажают отношения ребенка с окружающими, прослеживается снижение познавательной активности, нарушения приема, переработки, а также сохранения и последующего воспроизведения информации; заметное снижение их скорости; недостаточность представленности в структуре сознания знаков; заметно сниженный темп психического развития, большая, нежели в норме; зависимость друг от друга психических функций.
Теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как С.Б. Башмакова, Л.А. Брюховских, Г.Г. Буторин, Л.С. Выготский, К.М. Гуревич, В.В. Ковалев, Я.П. Коломинский, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, Ю.В. Саенко, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования – отбор и изучение публикаций по теме исследования, метод сравнения и сопоставления, метод систематизации и логической группировки полученной информации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты могут быть положены в основу разработки психологической программы по выявлению и предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности учащихся начальной школы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения закономерностей психического развития в норме и патологии
1.1 Норма и патология психического развития как научная проблема
В период конца XIX – нач. XX столетие изучение проблемы детского развития тесным образом связывалось с педологией – то есть комплексной наукой о ребенке, в которой внимание впервые было обращено на значимость изучения процесса становления психики определенного ребенка. В данном научном направлении активным образом развивалась идею саморазвертывания всех тех задатков, которые у ребенка существуют при рождении. При рассмотрении движущих сил психического развития также доказывалось, что влияние на духовное становление оказывают врожденные и приобретенные качества. Также наследственность и социальная среда определяют уровень достижений индивида в конкретном обществе. При этом индивидуальные различия, которые связаны с наследственностью, прослеживаются и в скорости усвоения, и в возможности адаптации к нормам, которые были приняты в обществе [1, c. 112].
Следует в этом отношении указать, что отечественная психология рассматривает одну из значимых проблем -движущие силы процесса развития и факторы, которые на него оказывают влияние. Психофизиологическое созревание – это процесс, который определяет последовательность возрастных изменений в ЦНС и иных системах организма, неизменно обеспечивающих условия для появления и последующей реализации психических функций. Главным источником психического развития выступают именно социальные условия жизнедеятельности ребёнка.
С точки зрения Л.С. Выготского, «развитие» представляет собой процесс приобретения своего рода «идеальной формы», особого продукта исторического развития человечества [7, c. 439]. При развитии происходит изменение не отдельных сторон личности ребенка, а осуществляется перестройка личности в общем: личность ребенка претерпевает изменения в своем внутреннем строении, и законами данного изменения в целом определяется движение каждой его отдельной части. В этом случае новая структура сознания подразумевает новый характер восприятия именно внешней действительности и осуществления деятельности в ней, а также новый характер восприятия жизни ребенка, наконец, внутренней активности его психических процессов. Благодаря этому происходит переход уже к новой стадии развития психической жизни ребенка. Развитие целого осуществляется с помощью перехода одной возрастной структуры непосредственно в другую, по спирали, в которой каждый виток являет собой законченный этап. Также каждому возрасту характерна так называемая «ведущая деятельность», обеспечивающая кардинальные линии психического развития в данный период (А. Л. Леонтьев) [16].
Л. С. Выготский раскрывает динамику перехода индивида от одного возраста к другому. Он полагает, что на различных этапах в детской психике изменения могут происходить постепенно и медленно, однако могут происходить резко и быстро. В связи с этим принято выделять так называемые «стабильные» и «нестабильные» (или кризисные) стадии развития [7, c. 247]. При этом для стабильного периода свойственно плавное течение процесса развития, без каких-либо перемен и резких сдвигов в личности ребенка, порой минимальные и незначительные изменения, которые происходят в течении продолжительного времени. Л.С. Выготский определяющее значение придавал именно кризисному периоду развития, то есть когда имеет место качественная перестройка отношений и функций ребенка.
Основные изменения, которые происходят в период кризиса, это внутренние. Новообразования, которые возникли в непродолжительный, бурный период, являются неустойчивыми и в последующем стабильном периоде они трансформируются, поглощаются рядом других новообразований, словно в них растворяются и, тем самым, отмирают. Также в кризисные периоды происходит обострение основных противоречий: то есть, с одной стороны, между увеличившимися потребностями ребенка и его пока еще ограниченными возможностями, при этом с другой стороны – между новыми потребностями ребенка и ранее сложившимися отношениями непосредственно со взрослыми. Истинным содержанием психического развития выступает борьба внутренних противоречий, а также борьба между уже отживающими формами психики и рядом новых, которые только нарождаются. У индивида переход из одного возраста в другой напрямую связан с изменением у него физических данных, а также психических характеристик, с перестройкой его поведения и организма.
Практически каждый ребенок имеет свой отдельный путь развития, обладает своими индивидуальными особенностями. Наличие определенных критериев для осуществления оценки зрелости ребенка на каждом отдельном возрастном этапе свидетельствует о существовании определенной возрастной нормы. Тем не менее, при ближайшем рассмотрении видно, что понятие нормы в целом и возрастной в том числе определить и затем операционализировать, то есть представить в максимально доступной для измерения форме, очень непросто.
На современном этапе понятие «норма» относительно к развивающемуся ребенку, а также к динамичному изменению и отдельных психических состояний, процессов, и к изменению показателей их непосредственно взаимодействия подвергается существенному сомнению. В этом отношении К.М. Гуревич указывает, что проблема нормативности диагностики процесса развития далека от своего разрешения и пересекается с проблемой нормативности психического развития в различные возрастные периоды. Данная проблема сложна и недостаточно разработана [8, c. 176]. Важно указать, что понятие «норма» необходимо соотносить не только с уровнем физического, психологического и социального развития ребенка в определенные периоды его взросления, но также с требованиями, которые
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Башмакова, С.Б. Концепция нарушенного развития / С.Б. Башмакова. – Текст: непосредственный // Вестник вятского государственного университета. – 2007. – Вып. 2. – С. 112-124.
2. Брюховских, Л.А. Особенности понимания речи у детей с умственной отсталостью / Л.А. Брюховских. – Текст: непосредственный // Вестн. Краяноярск. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. – 2009.- № 1. – С. 43 – 46.
3. Буторин, Г.Г. Проблемы периодизации нормального и аномального психического развития в детском возрасте / Г.Г. Буторин, Л.А. Бенько, В.И. Долгова. – Текст: непосредственный // Ученые записки университета им. П.Ф. Ласгафта. – 2017. – № 3. – С. 263-275.
4. Воробьева, О.Г. Проблема развития логической памяти у младших школьников в условиях современного обучения / О.Г. Воробьева // Материалы 38-й науч.-практич. КГПУ (12–13 апр. 1998 г.) / под ред. Е.В. Опеваловой. – Комсомольск-на-Амуре, 1999. – С. 20 - 23. – Текст: непосредственный.
5. Выготский, Л.С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального развития ребёнка / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. – Москва: Педагогика, 1983. – С. 166-173. – Текст: непосредственный.
6. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1995. – 527 с. – Текст: непосредственный.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1984. – 439 с. – Текст: непосредственный.
8. Гуревич, К.М. Психолого-педагогическая диагностика / К.М. Гуревич. – Москва: УРАО, 2014. – 276 с. – Текст: непосредственный.
9. Дизонтогенез развитие: виды, признаки и особенности. – URL: https://logopedprofiportal.ru/blog/806995 (дата обращения: 07.06.2023). – Текст: электронный.
10. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети / Х.С. Замский. – Москва: НПО, Образование, 2015. – 312 с. – Текст: непосредственный.
11. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – Москва, 1999. – 344 с. – Текст: непосредственный.
12. Коломинский, Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 480 с. – Текст: непосредственный.
13. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Боенкова. – Москва, 1989. – 364 с. – Текст: непосредственный.
14. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие / В.В. Лебединский. – Москва: Академия, 2013. – 144 с. – Текст: непосредственный.
15. Лебединский, В.В. Проблема развития в норме и патологии / В.В. Лебединский // Международная конференция памяти А.Р. Лурия 24-26 сент. 1997 г.: Тезисы докладов. – Москва, 1998. – С. 87-90. – Текст: непосредственный.
16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1983. – 486 с. – Текст: непосредственный.
17. Нарушения психического развития в детском возрасте: сборник учеб.-метод. материалов. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. – 22 с. – Текст: непосредственный.
18. Никитина, Т.Б. Как развить хорошую память / Т.Б. Никитин – Москва: АСТ-ПРЕСС книга, 2016. – 320 с. – Текст: непосредственный.
19. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. – Москва, 2018. – 244 с. – Текст: непосредственный.
20. Саенко, Ю.В. Специальная психология / Ю.В. Саенко. – Москва: Академия, 2015. – 244 с. – Текст: непосредственный.
21. Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / Н.Д. Соколова. – Москва: Просвещение, 1995. – 288 с. – Текст: непосредственный.
22. Специальная психология / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная, ред. Л.И. Александрова. – Москва: Академия, 2017. – 344 с. – Текст: непосредственный.
23. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – Москва: Академия, 2018. – 432 c. – Текст: непосредственный.
24. Ульянова, И.А. Проблемы развития рефлексивности младшего школьника в учебной деятельности / И.А. Ульянова. – Текст: непосредственный // Вестн. Вятск. гос. гуманитар. ун-та. – 2009. – № 9. – Т. – С. 55 - 57.
25. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников / Г.А. Цукерман. – Текст: непосредственный // Вопр. психологии. – 2002. – №5. – С. 15-21.
26. Эльконин, Д.Б. Психология младшего школьника / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – Москва, 2019. – С. 240 - 274. – Текст: непосредственный.