Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современная образовательная среда непрерывно совершенствуется. Большую роль при этом играет внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов. В условиях стремительного развития информационных технологий существенно возрастает роль информационной грамотности каждого человека.
Одной из важнейших задач школы становится вооружение каждого школьника способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств. Одним из основных приоритетов в образовании становится формирование информационной компетентности каждого субъекта. Решение этой задачи возможно лишь на основе использования новых информационных технологий в учебном процессе. В целях эффективного внедрения новых информационных и цифровых технологий в каждый образовательный процесс, необходимо осуществить их интеграцию со всей инфраструктурой образования.
Практика показала, что средства мультимедиа и Интернет - технологии имеют преимущества перед традиционными средствами обучения, но в настоящее время недостаточно разработаны методики использования всех этих технологий для различных образовательных областей. Применение информационных технологий в образовательном процессе рассматривали учёные О.В. Бородина, А.В. липатов, М.И. Шутикова и др.
Во многом развитие образовательных организаций обусловлено процессами информатизации и цифровизации общества. Особенно в последние годы это приобретает глобальный характер. Сегодня можно говорить о том, что фундаментализацией образования является информатизация и цифровизация всех сфер образовательной среды. Цифровизация образовательной среды – это обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования, современных информационно-коммуникативных технологий, которые ориентированы на реализацию триединой образовательной цели, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. Применение цифровых технологий стало актуальным практически сразу, как только в повседневную жизнь начали внедряться современные технологии связи, интернет и повсеместное использование компьютеров.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования электронных образовательных ресурсов в учебно – воспитательном процессе.
Объект исследования: учебно – воситательный процесс.
Предмет исследования: электронные образовательные ресурсы.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и проанализировать понятие электронные образовательные ресурсы.
2. Изучить виды и классификацию электронных образовательных ресурсов.
3. Описать перспективы использования электронных ресурсов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости применения электронных образовательных ресурсов в учебно – воспитательном процессе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования электронных образовательных ресурсов
1.1. Сущность и анализ понятия электронные образовательные ресурсы
В современных условиях каждый педагог, согласно требованиям ФГОС на любой образовательной ступени является проектировщиком и организатором образовательного процесса. Он выступает организатором, способным помочь сортировать потоки информации, быть в ней помощником каждому ученику в освоении навыков работы с информационными технологиями. Традиционные словесные методы обучения, в частности, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, консультация, трансформируются в аудио-, видео-, графические фрагменты, гипертекст, гипермедиа, медиалекции, форумы, чаты, видеоконференции. Современная учебная деятельность учеников сегодня невозможна без использования современных систем средств обучения, и электронных образовательных ресурсов [20].
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Это все те учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно магнитофона илиCD - плеера. Эффективные образовательные ЭОР воспроизводятся на компьютере. К видам ЭОР, в зависимости от назначения и объема учебного содержания относят:
1. Электронный учебно – методический комплекс.
2. Электронный демонстрационный материал.
3. Электронный модуль проверки знаний.
4. Электронный практикум.
5. Электронный учебный модуль (дистанционный курс).
6. Электронное учебное пособие.
7. Электронное методическое пособие. В настоящее время существует большое количество подходов к классификации ЭОР. Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается сегодня наличием следующих возможностей:
-мультимедийность;
-моделирование;
-интерактивность.
Современное общество часто называют информационным. Это происходит от того, что роль и объём информации стремительно нарастают. При этом есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация сегодня быстро достигает своих потребителей. Д. Джонсон и Л. Бакер одни из первых высказали возможность применения цифровых технологий в образовании. Они достаточно подробно представили в своих работах плюсы и минусы цифровизации в целом, касающиеся образования. К плюсам они отнесли отсутствие бумажного документооборота.
Весь документооборот, раньше, или позже перейдёт в электронный формат и нельзя при этом не учитывать экономию средств. Когда весь образовательный процесс перейдет в электронный формат, это позволит сэкономить существенные средства. Благодаря цифровизации образовательных процессов, у педагогов получится существенно сэкономить личное время.
К основным предпосылкам организации перехода к цифровой среде можно отнести следующее:
-развитие инфраструктуры доступа к Интернет;
- развитие ИТ- отрасли;
-развитие национальной системы электронного управления.
При этом, основными критериями эффективности образовательного процесса могут выступать его качество и обучение учеников в условиях более полного применения информационно-коммуникационных технологий и ЭОР. В условиях формирования цифрового образования всё большее применение находят интегрированные информационные системы. Они представляют собой идеологию планирования и управления процессом с помощью автоматизации и оптимизации информационных систем на основе единой базы данных [14].
Основными принципами внедрения интегрированных информационных систем в образовательной организации служат следующие:
- создание единой базы данных для всех задач и уровней управления;
- программное и информационное обеспечение;
-внедрение единого электронного документооборота на всех уровнях;
-применение сетевых и информационно-коммуникационных технологий в качестве средства использования информационных ресурсов.
ИКТ представляют собой интегрированное понятие. Здесь имеется в виду описание различных способов, методов, алгоритмов и устройств обработки информации. Это есть основа развития ЭОР. Очевидно, что внедрение элементов ЭОР лишь поспособствует повышению эффективности управления образовательным процессом в каждой организации. Для каждой образовательной организации на первый план сегодня выходят задачи развития информационно-образовательной среды и расширения возможностей региональных и международных коммуникаций для обмена знаниями между субъектами. Некоторые минусы, несомненно, тоже присутствуют.
Использование современных технологий может негативно влиять на когнитивные способности человека. Человек перестает запоминать нужную информацию, поскольку её проще найти в Интернет. Информатизация управления процессом связана с принятием обоснованных управленческих решений педагога на основе автоматизированной обработки информации.
Иформационные технологии делят на две группы:
1. Группа с избирательной интерактивностью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько М.: Народное образование. - 2006 - 336 с.
2. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2002 г.- 186 с.
3. Виндилович, А. В. Инновационные методы обучения в высшем образовании / А. В. Виндилович. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87663/ (дата обращения: 13.03.2023).
4. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2004.- 135с.
5. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 2001. - №3. – С. 18-21.
6. Информатизация общего среднего образования [Текст] / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
7. Кондаков, М.И. Теоретические основы школоведения [Текст] / М.И. Кондаков // учебник — М.: Педагогика, 2001.- 300с.
8. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю.А. Конаржевский // учебное пособие – М: центр «Педагогический поиск», 2000. – 224 с.
9. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика [Текст] / К.К. Колин // учебное пособие - Изд-во «Академический проект». М., 2000.-203с.
10. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст] / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2002.-186 с.
11. Концепция информатизации образования [Текст] / Информатика и образование. - 2002. - №1., 98-101 с.
12. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть [Текст] / А.М. Моисеев // М:, Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
13. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон // М.: Вильямс, 2006. – 672 с.
14. Мельников, С.В. Новые образовательные технологии в условиях компетентностного подхода [Текст] / С.В. Мельников // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. – М.: РГСУ, 2014. - No 4. – С.68-70.
15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224с.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. − М.: Академия, 2004 − 272с.
17. Нижнева, Н.Н. Креативная компонента образовательной парадигмы [Текст] / Н.Н. Нижнева // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов XI Междунар. науч. практ. конф., Минск, 22 ноября 2017 г./Редкол.: Н.Н. Нижнева (отв. редактор) [и др.]. - В 7 томах. – Том 7.– Мн.: БГУ. 2018. с. 44-54.
18. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат // М.: Изд-во Академия, 2005.- 77с.
19. Сайт группы компаний «Аверс» [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.iicavers.ru/ (дата обращения 21.11.2022).
20. Садовникова, Г.Д. Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики [Текст] / Г.Д. садовникова // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2 (75). С. 37–44.
21. Симанович, Л.Н. Внедрение кейс - технологий и использование метода кейс - стади при обучении гражданскому праву для развития аналитического мышления [Текст] / Л.Н. Симанович // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 4. С. 32–34.
22. Тумаков, А.В. Применение интерактивных методов обучения при преподавании частно - правовых дисциплин слушателям иностранных государств [Текст] / А.В. Тумаков // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 42–44.
23. Христочевский, С. А. К вопросу о создании когнитивных ресурсов
для электронного образования [Текст] / С. А. Христочевский // Информатика и образование. – 2017. – № 9. – С. 5- 9.
24. Цатурова, И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам [Текст] / И.А. Цатурова // Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004 − 200с.
25. Шалаев, И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом [Текст] / И.К. Шалаев // Учебник МГПИ, 2002.- 245с.