Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы необходимости малых предприятий в российской экономике
1.1. Понятие, экономическая сущность и значение малых предприятий в экономике страны
Предпринимательский сектор играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии нашей страны. Компании генерируют значительную часть ВВП и не в последнюю очередь создают рабочие места для значительной части работающего населения. Малому бизнесу, благодаря которому государство получает значительную часть бюджетных средств, отводится роль важнейшей составляющей современной рыночной экономики, поэтому проблема развития малого бизнеса в современных условиях является актуальной для исследования.
Малый бизнес позволяет сглаживать колебания экономической ситуации, что становится возможным благодаря использованию специальных механизмов балансировки спроса и предложения; Он также во многом определяет скорость экономического роста. Следует отметить, что малые предприятия формируют средний класс, который реализуется за счет создания рабочих мест. Через создание новых рабочих мест это влияет на реструктуризацию экономики и выполнение специализированных функций, таких как инновации, различные субподрядные функции и профессиональное развитие предпринимателей. Передача выполнения отдельных функций и отдельных задач крупных предприятий малым возникает в связи с незначительной капиталоемкостью малых предприятий и возможностью быстрой реструктуризации производства при сохранении высокого уровня выполнения специализированных функций.
Малый бизнес является важным звеном экономической системы Российской Федерации. Она имеет большое значение как в формировании экономической структуры страны, так и в ее развитии. Кроме того, необходимо сказать, что малый бизнес выполняет ряд важных социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, усиление конкуренции в стране, участие в формировании бюджета всех уровней и т. д.
Для того чтобы в полной мере оценить природу и значение малого бизнеса для экономики России, прежде всего необходимо определить, что означает термин «малый бизнес».
Достаточно сложно дать определение малому бизнесу. Часто этот термин относится к небольшим розничным магазинам, часто к ресторанам и подобным организациям, а под крупными компаниями часто подразумеваются такие как Газпром, МегаФон, ЛУКОЙЛ. Большое количество компаний и организаций нельзя отнести к таким крайностям.
Начало реформ 1990-х годов в России ознаменовалось большим притоком людей в малый бизнес. Достаточно сказать, что в 1995 г. почти 60% всех российских частных компаний были малыми. Однако последовавший за этим кризис 1998 года сильно ударил по малому бизнесу. Лишь в начале 2000 г. количество малых предприятий вернулось к 891 тыс., приблизившись к уровню 1994 г. (общая численность постоянных работников малых предприятий тогда составляла 10% от общей численности занятых в российских организациях).
В России доля малого бизнеса находится на очень низком уровне. Несмотря на то, что экономические показатели малого бизнеса в России с каждым годом становятся выше, показатели развития малого бизнеса в Европе и США намного выше. Это говорит о том, что развитие малого бизнеса в нашей стране сопровождается возникновением различных проблем.
Одной из самых больших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредит выдается только под залог или поручительство, и малый бизнес не всегда может его предоставить. Ассоциации малого бизнеса и специальные фонды в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, полученным этими предприятиями; Специальных банков для обслуживания малого бизнеса нет. В особенно тяжелом положении оказался малый частный бизнес: невозможность получения кредита лишает его возможности конкурировать с другими предприятиями.
Еще одной важной задачей, реализация которой необходима для успешного развития малого бизнеса, является создание соответствующей нормативно-правовой базы на федеральном уровне и уровне штатов. Предприниматели в настоящее время не удовлетворены правовым регулированием своей деятельности, хотя за последние годы было принято множество законов и постановлений. Многие предприниматели выражают желание совершенствовать федеральное законодательство и законодательство государств-членов Российской Федерации, особенно в части регулирования текущей деятельности субъектов малого предпринимательства.
Больным вопросом малого бизнеса является несовершенство контрольных процедур и текущей хозяйственной деятельности. Многие предприниматели жалуются на избыточность регуляторов, к тому же работа с их представителями требует много рабочего времени. Отсутствует система углубленного анализа деятельности малого бизнеса. Отсутствие профессионально подготовленных руководителей (менеджеров), обладающих всеми качествами, необходимыми для работы в современных условиях, существенно усложняет работу малого бизнеса.
Таким образом, становится очевидным, что малый бизнес, как неустойчивая структура бизнеса, наиболее зависимая от конъюнктурных колебаний, нуждается в многоплановой государственной поддержке.
Формы государственной поддержки малого предпринимательства включают оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и др.
Страхование малого бизнеса, предоставление повышение конкурентоспособности государственных заказов для субъектов малого предпринимательства на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и иных форм содействия. К сожалению, не все эти формы реализуются на практике.
Рассмотрев характер малого бизнеса и государственной поддержки малого бизнеса, можно сделать следующие выводы: необходимость поддержки малого бизнеса обусловлена многочисленными проблемами в этой сфере, в том числе сложностью получения кредита, несовершенством процедур контроля за текущей деятельностью компаний, проблемами в налоговой сфере и др.
Государственная поддержка малого бизнеса невозможна без развитой инфраструктуры. Инфраструктуру содействия развитию малого предпринимательства на федеральном уровне формируют Федеральный фонд содействия развитию малого предпринимательства; Ассоциация развития и поддержки малого бизнеса.
Еще в 2018 г. одной из приоритетных задач в указе президента РФ о целях национального развития России на период до 2030 г. было увеличение количества МСП и их доли в ВВП с 22 до 32,5%. Основатели бизнеса или действующие предприниматели часто не знают, на какие субсидии или услуги они могут рассчитывать. Для поддержки малого бизнеса государство создает благоприятные рамочные условия: от бесплатных консультаций по юридическим или налоговым вопросам до оформления льготных кредитов или субсидий на открытие компании.
Существуют различные меры поддержки малого бизнеса. льготные кредитные программы. Бизнес, особенно малый, часто нуждается в дополнительном финансировании, и государство предлагает различные виды кредитов под проценты до 10-15%. Стартовые гранты для молодых предпринимателей. До 500 000 руб. могут получить предприниматели в возрасте до 25 лет. И до 1 млн руб. — если бизнес ведется в арктической зоне. Запретить проверки малого бизнеса до конца 2022 года.
Корпоративная гарантия МСП по кредитам, если у компании нет собственного поручителя или залога.
Полное освобождение ИТ-компаний от уплаты налога на прибыль с 2022 по 2024 год — для тех, кто ранее платил налоги по ставке 3%. Бесплатное обучение и консультации. Предприниматели могут узнать, как начать бизнес, с чего начать, какие субсидии и льготы можно получить и как заниматься конкретной деятельностью (например, экспортом). Организация участия в международных выставках. До 100% расходов несет государство (за исключением транспортных и командировочных расходов сотрудников).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: (в ред. От 30 дек. 2012 г .; с изм. И доп. От 2 янв. 2013 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система
2. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
3. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 3 (38). – С. 10–14.
4. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 332 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01668-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470467
5. Боброва, О. С. Основы бизнеса: учебник и практикум для вузов / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03928-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450548
6. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие для вузов / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева; под редакцией Н. А. Продановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 229 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11482-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470043
7. Буров П.Д. Современные методики оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства / П.Д. Буров // Финансы и управление. – 2020. – № 1. – С. 91–102.
8. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов / Е. Е. Кузьмина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 455 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14024-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468235 (Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 455 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14369-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471865
9. Кулмаганбетова, А. С. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса: теория и практика оценки (по материалам предприятий Казахстана): монография / А. С. Кулмаганбетова, И. Н. Дубина, Ж. Б. Рахметулина. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 166 c. — ISBN 978-5-4486-0709-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85569.html
10. Лайпанова З.М. Малое предпринимательство: понятие, цель и значение / З.М. Лайпанова // International Agricultural Journal. – 2020. – Т. 63. – № 1. – С. 17.
11. Малый и средний бизнес / Министерство экономического развития Российской Федерации. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/smallBusiness
12. Маслов Д.В. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством — 2-е изд. (эл.). / Д.В. Маслов, Э.А. Белокоровин. - Москва: ДМК Пресс, 2018. - 193 с. - ISBN i_978-5-93700-048-4. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/370404/reading
13. Муравицкая Н.К. Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета, порядок формирования бухгалтерской отчетности на малых предприятиях: монография / Муравицкая Н.К. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 134 c. — ISBN 978-5-4497-1294-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109158.html
14. Мурзин, Д. А. Учет и налогообложение на предприятиях малого и среднего бизнеса: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. А. Мурзин, Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 261 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15137-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487544
15. Никифоров, О. А. История российского предпринимательства: учебное пособие для вузов / О. А. Никифоров, Н. В. Боркина, А. Н. Першиков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 270 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06205-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473893
16. Основы бухгалтерского учета для малого бизнеса: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева; под редакцией Н. А. Продановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 229 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11510-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471414
17. Реснянская М.Р. Повышение финансовой безопасности субъекта малого предпринимательства / М.Р. Реснянская // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 6. – С. 222–229.
18. Тарасова Н.В. Экономическая безопасность предприятий малого и среднего бизнеса / Н.В. Тарасова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 2–2 (41). – С. 58–64.
19. Чеберко, Е. Ф. История предпринимательства: учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Чеберко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 123 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08374-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470491
20. https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/
21. Критерии малого предприятия 2022 (ppt.ru)
22. Кто такой субъект малого бизнеса | Критерии малого предприятия | (xn--80aafaxhj3c.xn--p1ai)
23. Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2021 году — Бухонлайн (buhonline.ru)
24. Малое предприятие: критерии отнесения 2021-2022 (glavkniga.ru)
25. Малый бизнес: понятие, критерии, преимущества и недостатки (ligabiznesa.ru)