Фрагмент для ознакомления
2
Любовь – это сложное чувство. Традиционно любовь выражается с позиции ее субъекта в напряженной потребности в определенном человеке, в стремлении обладать им. С точки зрения экзистенциальной, акцент делается на установление связи между способностью любить и отношением в этой любви к другому. В данном случае значим не столь субъект, сколь объект желания, т.е. тот человек, которого любят. Экзистенциальная сущность любви рассматривается сквозь призму таких понятий, как: «забота», «открытие», «понимание».
Сущность феномена любви определяет особенности сообщений, связанных с признанием в этом чувстве. Однако психологическое переживание любви для каждого человека индивидуально, оно зависит от его характера, от личностных характеристик и от многих других факторов. С целью подтверждения гипотезы данного исследования нами были проанализированы примеры пропозициональных и имплицитных сообщений, представляющих собой признания в любви, на материале зарубежной художественной литературы. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что в качестве основных критериев разграничения и типологии речевых портретов влюбленных героев можно выделить отношение субъекта к самому себе и к объекту своей любви, т.е. к адресату сообщения. В зависимости от отношения к самому себе, от собственной самооценки, персонаж выражает свои чувства в эксплицитной или имплицитной форме. Яркий пример речевого портрета самоуверенного и целеустремленного литературного персонажа, объясняющегося в любви, представлен, в частности, в романе У. Коллинза «Лунный камень». Это – мистер Годфри Эблуайт. У данного литературного героя нет оснований сомневаться в себе: он обладает привлекательной внешностью, приятными манерами, высоким социальным статусом. Годфри Эблуайт – член многочисленных благотворительных комитетов, состоящих преимущественно из женщин, которые преклоняются перед его неотразимостью и ораторским талантом. Таким образом, мистер Годфри привык к женскому восторженному обожанию, поэтому неудивительно, что для объяснения в любви своей избраннице – мисс Рэчел Вериндер – он избирает открытое, откровенное признание. Эксплицитная информация, заключенная в любовном сообщении данного героя, выражена недвусмысленными фразами, содержащими слова любви, адресованные к мисс Рэчел, которую он просит стать его женой. Следовательно, содержание любовного сообщения литературного персонажа в данном примере пропозициональное. Однако обстоятельства объяснения в любви и сватовства мистера Годфри, равно как и предшествующие события, описанные в романе, позволяют наиболее проницательным его читателям уловить имплицитный подтекст, связанный с изложенной выше сценой. Дело в том, что мистер Эблуайт объясняется в любви мисс Рэчел уже не в первый раз. Несколько месяцев назад, в день ее рождения, он уже предпринимал такую попытку и, несмотря на все свои достоинства, получил решительный отказ. Рэчел Вериндер влюблена в своего кузена мистера Фрэнклина Блэка, и Годфри знает об этом. Однако для него не секрет и то, что отношение Рэчел к Фрэнклину резко изменилось, и нежная привязанность сменилась откровенной враждебностью. Более того, именно мистеру Годфри доподлинно известны причины такой перемены, составляющие тайну для других действующих лиц произведения. Тем не менее, герой решает воспользоваться охлаждением мисс Рэчел к своему сопернику и попытать счастья еще раз. Таким образом, наше первоначальное предположение о твердой уверенности мистера Годфри в собственной неотразимости можно признать условным, допустив присутствие в его душе колебаний и сомнений, связанных с ответом на его любовное признание. Однако блестящий ораторский талант мистера Эблуайта, привыкшего выступать перед собраниями состоятельных женщин и склонять их к совершению благотворительных пожертвований, находит отражение и в его сообщении, обращенном к мисс Рэчел. Речь персонажа чрезвычайно убедительна, он излагает веские доводы, неизбежно подводящие к выводу, что ему, нежно любящему мисс Рэчел и преклоняющемуся перед ней, достаточно лишь уважения с ее стороны, которое сделает его более счастливым, чем любовь всякой иной женщины. Речевой портрет персонажа в данной ситуации демонстрирует его ораторское искусство и тонкое знание женской психологии. В результате девушка, измученная сомнениями и разочарованиями, связанными с ее заблуждениями в отношении Фрэнклина Блэка, соглашается на брак с Годфри, которого не любит.
Показать больше