Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие личности в трудах зарубежных и отечественных психоло-гов
В книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» есть замечательные строки об индивиде, о личности – «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство… Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий которые меняют жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым».
Человек всегда выступает как член общества, как исполнитель опре-деленных социальных функций или, как принято говорить, социальных ролей. Социальная роль - это программа действий человека, разработан-ная обществом в определенных обстоятельствах.
Изучение личности как условия деятельности и ее продукта пред-ставляет собой особую, хотя и не отдельную, психологическую проблему. Эта проблема - одна из самых сложных. Серьезные трудности возникают уже тогда, когда пытаются выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность» [12].
Личность - это не только предмет психологии, но и предмет фило-софского, социально-исторического познания.
Кратко опишем особенности понимания личности А.Н. Леонтьевым. Личность, по его мнению, представляет собой психологическое образова-ние особого рода, сформированное жизнью человека в обществе.
Подчиненность различных видов деятельности составляет основу личности, формирование которой происходит в течение жизни, в онтогене-зе. Интересно отметить особенности, которые А.Н. Леонтьев относил к личности: генотипически обусловленные особенности человека (физиче-ское состояние, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, работоспособность, природные задатки, а также навыки, знания, умственные способности, приобретенные в жизни, в том числе профессиональные навыки). В этом и заключаются индивиду-альные особенности человека.
Индивид, по мнению А.Н. Леонтьева, выражает, во-первых, целост-ность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, а во-вторых, свойства конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные характеристики, в том числе характеристики, связанные с генотипом, могут меняться разными способами в течение жизни человека, но не делают их личными. Личность - это не индивидуум, обогащенный прошлым опытом. Характеристики че-ловека не переходят в характеристики личности. Несмотря на трансфор-мацию, они остаются индивидуальными качествами, которые не опреде-ляют развивающуюся личность, а формируют предпосылки и предпосыл-ки для ее формирования. Личность, как и отдельный человек, является продуктом интеграции процессов, реализующих жизненные отношения субъекта
Общий подход к пониманию проблемы личности, изложенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.
А.В. Петровский дает следующее определение личности: «Личность в психологии - это системное социальное качество, приобретаемое индиви-дом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество проявления социальных отношений у индивида».
Что такое личность как особое социальное качество человека?
Личность - это особое качество, приобретаемое человеком в обще-стве. Личность неразрывно связана с системой социальных связей, в кото-рую она интегрирована. Индивид обладает качествами, доступными чув-ственному восприятию: телосложением, индивидуальными особенностями поведения, речью, мимикой, жестами, в целом он выделяется своим пове-дением и внешним видом и т. д. Личность воплощает в себе систему отно-шений, которые по своей сути являются общими и вписываются в сферу существования индивида как его системное, внутренне расчлененное, сложное качество. Только анализ отношений - индивидуального общества - позволяет нам раскрыть основы характеристик человека как личности. Чтобы понять, по каким причинам формируются те или иные черты лич-ности, необходимо рассмотреть их жизнь в обществе, их движение в систе-ме социальных отношений [7].
Социальные отношения - это часть, побочный эффект, аспект лично-сти как социального качества человека. Вовлеченность индивида в опреде-ленные сообщества определяет содержание и характер выполняемой им деятельности, круг и характер общения с другими людьми, то есть особен-ности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных людей, определенных сообществ людей, а также общества в целом опреде-ляется исторически сложившейся системой общественных отношений. Психология может решить эту проблему совместно с другими социальны-ми науками. Для человека общество - это не просто какая-то внешняя сре-да. Являясь членом общества, он объективно, обязательно интегрирован в систему общественных отношений. Конечно, связь между социальными отношениями и психологическими характеристиками личности не является прямой. Это связано с рядом факторов и условий, которые требуют специ-ального изучения. Рассматривая жизнь индивида в обществе в глобальном масштабе, необходимо сказать, что совокупность социальных отношений, вся их система в целом так или иначе определяет социальный статус каж-дого индивида и его развитие. Но более тщательный анализ показал, что возможности вовлечения определенных личностей в различные типы соци-альных отношений различны; степень их реализации в жизни каждого ин-дивида также различна. Способы вовлечения и уровень личного участия в различных типах социальных отношений различны; они образуют раз-личные взаимосвязи между различными формами деятельности и обще-ния. Понятие личности относится к определенным качествам, которые принадлежат человеку, и это относится к оригинальности, уникальности человека, то есть индивидуальности.
Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не идентичны по содержанию: каждое из них раскрывает определенный ас-пект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята толь-ко в системе стабильных межличностных отношений, опосредованных со-держанием, ценностями и смыслом совместной деятельности каждого участника. Эти межличностные отношения реальны, но по своей сути сверхчувственны. Они проявляются в специфических индивидуальных особенностях и привычках людей, входящих в коллектив, но они неумест-ны.
Межличностные отношения, формирующие личность в коллективе, внешне проявляются в форме общения или субъектно-субъектных отноше-ний наряду с субъектно-объектными отношениями, характерными для субъектной деятельности. При ближайшем рассмотрении выясняется, что прямые субъективные связи существуют не столько сами по себе, сколько через посредство материальных или идеальных объектов. Это означает, что отношения одного индивида с другим индивидом опосредованы объ-ектом деятельности - субъект-объект-субъект [13].
Опять же, то, что внешне выглядит как непосредственный акт объек-тивной деятельности индивида, на самом деле является актом посредниче-ства, и звеном посредничества для индивида является уже не объект дея-тельности, не ее объективный смысл, а личность другого человека. Парт-нер по деятельности, который действует как преломляющее устройство, с помощью которого он может воспринимать, понимать, осязать объект дея-тельности.
Все вышесказанное позволяет рассматривать человека как субъекта относительно устойчивой системы межличностных отношений субъект-объект-субъект и субъект-субъект-объект-объект, формирующихся в дея-тельности и общении.
С.Л. Рубинштейн считал, что все психические процессы, с помощью которых осуществляется анализ психического состояния, являются частью психической системы, которая включает в себя психическое состояние и духовное содержание человеческой деятельности.
Зависимость психических процессов от личности как личности выра-жается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди, в зависимости от общего склада их индивидуальности, различаются по ти-пам восприятия и наблюдательности, памяти и внимательности.
Индивидуальные различия проявляются в содержании воспринима-емого, запоминаемого, что особенно проявляется в избирательном харак-тере запоминания и забывания.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, они зависят от общего развития личности.
В-третьих, для человека они не остаются просто процессами, осу-ществляемыми под действием силы тяжести, а превращаются в сознательно управляемые действия или операции, которыми человек каким-то образом управляет и которые направляют его на решение задач, с которыми он сталкивается в жизни
А.Г. Ковалев определил понятие личности как сложное, многогран-ное явление общественной жизни, звено в системе общественных отноше-ний. Человек является продуктом социально-исторического развития, с одной стороны, и фигурой общественного развития, с другой. Ни одна из социальных наук не может абстрагироваться от личности как социального феномена. Однако каждая социальная наука имеет свой собственный ис-следовательский аспект. Таким образом, исторический материализм в ос-новном исследует индивида как часть масс, классов и общества в целом как фигуру общественного развития.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие/ Вячеслав Афанасьевич Аверин. - Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А.,1999. - 89 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности/ Александр Григорьевич Асмолов. - Москва: ACADEMA, 2007. - 527 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Лидия Иль-инична Божович. - Москва: Институт практической психологии, 1995. - 345 с.
4. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения / Лев Семёнович Выготский - Москва, 1960. - 499 с.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологи: Информа-ционно-методическое пособие к курсу «Психология человека»./ Михаил Викторович Гамезо - Москва: Педагогическое общество России, 2005. - 276 c.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие для вузов / Юлия Борисовна Гиппенрейтер. - Москва: ЧеРо, 1997. - 335 с.
7. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности. Словарь-справочник/ Павел Петрович Горностай, Татьяна Михайловна Титаренко. - Киев: Рута, 2001. - 320 с.
8. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Владимир Николаевич Дружинин. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. -- 656 с
9. Константинов В.В. История психологии: учебное пособие/ Все-волод Валентинович Константинов. - Пенза:, 2007. - 144 с.
10. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия/ Лев Викторович Куликов.- Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 460 с.
11. Маклаков А.Г. Основы общей психологии/ Анатолий Геннадье-вич Маклаков.-- Санкт-Петербург: Питер,2008. - 583 с.
12. Марцинковская Т.Д. История психологии/ Татьяна Давидовна Марцинковская. - Москва: ACADEMA, 2006. - 540 с.
13. Мельник С. Н. Психология личности: учебное пособие. - Вла-дивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 96 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Сергей Леонидо-вич Рубинштейн. -- Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 712 с.
15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение/ Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 607 с.