Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Страх в спектре человеческих эмоций и чувств – один из наиболее распространенных феноменов. Чувство страха различной степени выраженности (легкая тревога, страх, ужас) сопровождает человека, фактически, со времени его рождения и даже раньше. В частности, А.И. Захаров объединял страхи темноты, одиночества и замкнутых пространств в термин «перинатальная триада страхов», в основе которых лежит страх смерти и травмирующий родовой опыт [13]. При этом эмоция или чувство страха – часть нашей жизни, как и радость, гнев, удивление и др.
Жизнь в современном обществе отличается высокой эмоциональной насыщенностью, предъявляет интенсивные психологические нагрузки, с которыми тяжело справляться даже взрослым людям, а тем более детям, психика которых еще неустойчива, гиперсензитивна, уязвима для воздействий окружающей среды. События 20-х гг. XXI века (мировая пандемия, режим самоизоляции, переход на удаленные формы коммуникативного взаимодействия, постоянные потоки противоречивой информации из СМИ, усложнение международной обстановки и т.д.) стимулируют рост общей тревожности в обществе и появление страхов у детей. Количество детей, испытывающих эмоциональные трудности и страхи, растет в современных условиях. Исследования отечественных авторов также подтверждают факт наличия страхов и увеличения их разнообразия (Л.С. Акопян, Д.И. Фельдштейн) [5; 24].
Дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых, при этом детский возраст – один из наиболее «ресурсных» в отношении борьбы со страхами в частности. Ребенок именно на данном этапе может получить опыт, который поможет ему справляться со своими страхами. Эмоциональная сфера начинает свое развитие очень рано, в младенческом и раннем возрасте. При этом, ребенок не способен еще контролировать эмоционально-чувственную сферу – для этого недостаточно средств, практического опыта к самостоятельному развитию способности к саморегуляции. Таким образом, можно утверждать, что существует как практический, так и научный запрос на комплексное, многомерное изучение эмоциональных состояний диагностики и коррекции детских страхов уже начиная с раннего возраста. Использование для диагностики и коррекции страхов арт-терапевтического направления (рисование, куклотерапия, игротерапия, сказкотерапия) с детьми раннего дошкольного возраста во многом позволяет использовать имеющийся потенциал данного возрастного периода. Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы исследования: «Диагностика и коррекция страхов у детей раннего дошкольного возраста».
Информационную базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением аспектов диагностики и коррекции страхов у детей раннего дошкольного возраста.
Эмоции в качестве наиболее явно выраженного феномена внутренней жизни человека были и продолжают оставаться предметом исследования в рамках имеющихся психологических теорий (В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, К. Изарда, Дж. Мандлера, А. Н. Леонтьева, Я. Рейковского, С. Л. Рубинштейна, В. М. Смирнова, П. В. Симонова, К. Изарда, Дж. Уотсона, П. Фресса, З. Фрейда, А.М. Эткинда, Н.Н. Ланге и др.). Исследователями отмечается, что многие проблемы взрослой личности бывают обусловлены эмоциональным неблагополучием детского возраста, в частности, культивированием и игнорированием детских страхов. Становление базовых новообразований в эмоциональной сфере преимущественно приходится на дошкольное детство, делая эмоциональную сферу ребенка-дошкольника наиболее нагруженной и компетентной, одновременно с этим регулирующей большинство психических функций и выступающей фактором формирования многоуровневой системы эмоционального мироощущения ребенка (Г.М. Бреслав, Т.В. Гармаева, Т.А. Данилина, Н.С. Ежкова, A.C. Золотнякова, Е.И. Изотова, И.О. Карелина, C.B. Крюкова, Ю.А. Лаптева, Е.М. Листик, В.М. Минаева, И.С. Морозова, Я. Рейковский, Г.И. Чистякова, A.M. Щетинина, П. Экман, П.М. Якобсон и др.).
Аспекты детских страхов были подробно изучены в работах: Акопян Л.С., Захарова А.И., Иванова А.Н., Иванова М.К., Ильина Е.П., Ситниковой А.С. и др.
Объект исследования: диагностика и коррекция страхов.
Предмет исследования: диагностика и коррекция страхов у детей раннего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить проблему диагностики и коррекция страхов у детей раннего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что у детей раннего дошкольного возраста преобладают следующие страхи: врачей, медицинских предметов, темноты, одиночества (страшно, когда рядом нет близких – родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер).
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть проблему детских страхов в психолого-педагогической науке;
- проанализировать направления диагностики и коррекции страхов у детей раннего дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование диагностики страхов у детей раннего дошкольного возраста;
- дать рекомендации по коррекции страхов у детей раннего дошкольного возраста.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики и коррекции страхов у детей раннего дошкольного возраста сравнение, обобщение;
- эмпирические: тестирование, наблюдение;
- основы математической обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования обусловлена наличием приращения теоретического и прикладного знания по проблеме диагностики и коррекции страхов у детей раннего дошкольного возраста посредством арт-терапии (сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, рисование, лепка и т.д.).
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении обусловленности страхов в раннем возрасте, взаимосвязи страхов с разными явлениями, для решения актуальных проблем детско-родительских, социальных отношений, возрастного развития и т.д. Основные положения и выводы исследования могут считаться существенными для осмысления и практической работы в научной, консультативной и терапевтической работе в контексте работы со страхами детей раннего возраста.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы (26 источников) и приложений. Объем курсовой работы составляет 36 страниц. В работе 3 таблицы и 4 рисунка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ
1.1. Проблема детских страхов в психолого-педагогической науке
В психологии, страх рассматривается как одна из базовых эмоций, возникающих в ситуации реальной или потенциальной угрозы физическому либо социальному уровню существования индивида. По направленности страх имеет объект / ситуацию, с которой он связан (имеет реальную либо воображаемую угрозу под собой); это психическое состояние, основанное на инстинкте самосохранения, как реакции на обозначенную выше угрозу, а также одновременное стремление ее избежать. Страх – одна из наиболее биологически обусловленных эмоций, он присущ многим представителям животного мира и человеку [9].
А.М. Прихожан описала страх как переживание дискомфорта и ощущения грозящей опасности. Страхи имеют яркую возрастную специфику, которая обусловлена его источниками, содержанием, формами проявления компенсаторных эмоций. Каждый возрастной этап связан с возникновением страхов определенных объектов и явлений, которые у большинства детей вызывают опасения, вне зависимости от существования объективной угрозы. Эти «возрастные этапы для возникновения страхов» обусловлены изменениями социальной ситуации развития. А.М. Прихожан исследовала возрастные особенности появления страхов и тревоги у детей и разработала батарею методик для их диагностики и измерения в детском возрасте [22].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Астапов В. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: Per Se, 2008. – 239 с.
2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. – 1999. – № 1. – С. 41-47.
3. Арт-терапия в эпоху постмодернизма / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2012. – 221 с.
4. Анисимов В.П. Теоретические основы артпедагогики // Alma mater. Вестник высшей школы: ежемесячный научный журнал. – 2011. – № 10. – С. 25–28.
5. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов). – Автореферат дисс. доктора психологических наук. – Самара, 2011. – 52 с.
6. Бурчик О. В. Групповая сказкотерапия в личностно-ориентированном воспитание детей // Вестник Житомирского государственного университета имени И. Франка. – Житомир, 2005. – № 25. – С. 203-205.
7. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 700-703.
8. Выготский Л.С.Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2005. – 507 с.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск, 2001. – 799 с.
10. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Изд - во Мозаика - Синтез, 2010. - 80с.
11. Деркач О. Феномен и исторические источники развития арт-терапии // Мастер класс: Теория, практика, поиск. – №1. – 2010. – С. 8-9.
12. Деркач О. А. Арт-терапия и арт-педагогика как технологи социально-педагогической поддержки развития личности // Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе. Брест: Альтернатива, 2012. – C. 61-63.
13. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000. – 448 с.
14. Зубанова С.Г., Зубкова А.С. Детские страхи. М.: Научная Книга. – 96 с. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fb2.top/detskie-strahi-373581.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. - 240 с.
16. Крамер, Э. Арт-терапия в работе с детьми // пер. с англ. Е. Макаровой. – М.: Генезис, 2014. – 320 с.
17. Калинина А. А. Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник СамГУ. – 2010. – №77. – С. 223-225.
18. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб. : Речь, 2010. – 256 с.
19. Мартынова Е. В. Сказкотерапия: теоретический обзор // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. науч. ст.: Вып.10. – Новочеркасск; Ростов н/Д, 2008. – с. 61 - 62.
20. Никитин В.Н. Арт-терапия. – М.: Когито-центр, 2014. – 336 с.
21. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. – СПб. : Речь, 2018. – 176с.
22. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2015. – 192 с.
23. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник удмуртского университета: Философия. Социология. Психология. Педагогика. – Вып. 2. – 2013. – С. 42-51 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen.
24. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 2(4). – С. 6-11
25. Фадеев С. Б. Об изучении воспитательных возможностей народных сказок в процессе формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. - 2012. - №4. – С. 184 - 188.
26. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой, Ярославль: Издательство ГЦРО, 2011. - 108 с.
27. Хрисанова Е., Сергеева Н. Артпедагогика в системе современного воспитания // Народное образование: Российский общественно-педагогический журнал. – 2013. – № 7. – С. 137–139.
28. Mancini G., Agnoli S., Baldaro B., Pio E. Ricci Bitti, Surcinelli P. Facial Expressions of Emotions: Recognition Accuracy and Affective Reactions During Late Childhood. The Journal of Psychology, 2013, 147(6), 599–617.