Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность
С древних времен керамика и стекло ассоциировались с необычными произведениями искусства. Примерно 30 000 лет назад были изготовлены статуэтки из глины, изображающие животных и религиозных деятелей, в то время как более поздняя керамика изготавливалась не только для хранения жидкостей (например, воды, вина и масла) и пищи, но и для иллюстрации историй и создания картин древней жизни. Мозаики, выполненные из цветных кусочков стекла и камней, получили широкое распространение во времена классической Греции и Рима.
На протяжении веков популярность керамики и стекла в искусстве эволюционировала и распространялась на различные формы, и во многих аспектах искусство керамики и стекла также стало более функциональным.
В современном мире наблюдается востребованность произведений из керамики и стекла. Преимущественно речь идет об арт-объектах и авторских произведениях декоративно-прикладного характера, которые позволяют раскрасить современный мир массовой культуры и подчеркнуть индивидуальность. Теперь художникам недостаточно просто сделать необычный предмет из стекла или керамики. Зачастую от них требуется больше мастерства и фантазии. И в творческой конкуренции выделяются те мастера, которые смогли мастерски смогли придать новым формам новые необычные текстурные решения.
Эта работа посвящена изучению опыта современных художников, создающих произведения из керамики и стекла в необычных текстурах. Изучение работ современных художников важно не только с точки зрения искусства, но также имеет прикладной аспект. В результате научной работы была сформулирована идея для авторского произведения искусства и создано авторское произведение – часы в форме сыра. Именно поэтому, тема курсовой работы так и называется: «Керамические часы в форме сыра».
Объект исследования: керамика и стекло в современном искусстве
Предмет исследования: современные произведения искусства из керамики и стекла
Задачи исследования:
1) Рассмотреть историю развития керамики и стеклодувного производства и современные тенденции развития
2) Проанализировать современные работы художников керамистов и стеклодувов с целью изучения возможностей керамики и стекла в имитации текстур различных материалов
3) Рассмотреть вопросы развития такого направления творчества как «создание керамических часов» и создать авторский проект из керамики «часы в форме сыра»
В основе исследования работы зарубежных исследователей в области искусствоведения и материалы сайтов известных художников-керамистов: Б.Т. Франческо (T. B. Francesco) [5], М.С. Валтсон (M. S Walton) [11], К.Т Фабер (K. T. Faber), Ф. Касадио (F. Casadio) , А. Мазик (A. Masic) [4], Дж. Келли (J.Kelly) [8] и др.
Новизна работы состоит в том, что теоретический материал работы представляет собой анализ материалов в области искусствоведения на иностранном языке. В теоретической части рассмотрен вопрос, которой недостаточно полно представлен в научной литературе - возможности керамики и стекла в имитации текстур разных материалов (дерево, жидкости, текстуры кремов, шоколада, сладостей, текстуры фруктов, листьев и др.).
Представлен обзор художественных произведений современных мастеров: Брет Керн, Кристофер Дэвид Уайт, Анналуиджии Боэретто, Шарлотта Кокен, Шейна Лейб, Рос Эмерсон.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Керамика и стекло: история и современность
1.1. Керамика от древности до наших дней
Керамика - одна из самых древних отраслей промышленности, насчитывающая тысячи лет. Как только люди обнаружили, что глину можно найти в изобилии и придать ей форму предметов путем предварительного смешивания с водой и последующего обжига, зародилась ключевая отрасль промышленности. Самый древний известный керамический артефакт датируется 28 000 годом до н.э. (до н.э. = до нашей эры), периодом позднего палеолита. Это статуэтка женщины, названной Венерой из Долни Вестонице, из небольшого доисторического поселения недалеко от Брно, в Чешской Республике. В этом месте также были обнаружены сотни глиняных фигурок, изображающих животных ледникового периода, рядом с остатками печи в форме подковы. Первые образцы керамики появились в Восточной Азии несколько тысяч лет спустя. В пещере Сяньрендон в Китае были найдены фрагменты горшков, датируемые 18 000-17 000 годами до нашей эры. Считается, что из Китая использование керамики последовательно распространилось в Японию и Дальневосточный регион России, где археологи нашли осколки керамических артефактов, датируемых 14 веком [4, 6]
Использование керамики резко возросло в период неолита, с появлением оседлых сообществ, занимавшихся сельским хозяйством. Начиная примерно с 9000 года до нашей эры керамика на основе глины стала популярной в качестве емкостей для воды и продуктов питания, предметов искусства, плитки и кирпича, и ее использование распространилось из Азии на Ближний Восток и Европу. Первые изделия просто сушились на солнце или обжигались при низкой температуре (ниже 1000°C) в примитивных печах, вкопанных в землю. Керамика была либо монохромной, либо украшалась росписью простыми линейными или геометрическими мотивами.
Известно, что примерно за 7000 лет до нашей эры люди уже пользовались острыми инструментами, изготовленными из обсидиана, природного вулканического стекла. Римский историк Плиний сообщал, что первое искусственное стекло было случайно изготовлено финикийскими купцами в 5000 году до н.э., когда, отдыхая на пляже, они поставили кастрюли для приготовления пищи на камни, богатые натрием, рядом с костром. Жар от огня расплавил камни и смешал их с песком, образовав расплавленное стекло [3].
Одним из первых прорывов в изготовлении керамики стало изобретение колеса в 3500 году до нашей эры. Появление круга позволило использовать технологию формования круга для изготовления керамических изделий с радиальной симметрией. Тем временем керамическая посуда эволюционировала в использовании все более сложных рисунков, так что эти предметы со временем стали подлинными произведениями искусства. Декорации также предполагали использование окислительной и восстановительной атмосферы во время обжига для достижения специальных эффектов. Греческие аттические вазы 6-го и 5-го веков до нашей эры считаются вершиной этой эволюции [9].
В Средние века торговля по Шелковому пути способствовала появлению и распространению фарфора сначала в исламских странах, а затем и в Европе, во многом благодаря путешествиям Марко Поло.
К 15 веку в Европе были разработаны самые ранние доменные печи, способные нагреваться до 1500°C. Они использовались для плавки железа и изначально были изготовлены из натуральных материалов. Когда в 16 веке были разработаны синтетические материалы с лучшей устойчивостью к высоким температурам (называемые огнеупорами), началась промышленная революция. Эти огнеупоры создали необходимые условия для плавки металлов и стекла в промышленных масштабах, а также для производства кокса, цемента, химикатов и керамики [9].
С тех пор керамическая промышленность претерпела глубокие преобразования. Мало того, что традиционная керамика и стекло стали повсеместными, но с годами были разработаны новые продукты, позволяющие использовать уникальные свойства этих материалов, такие как их низкая тепло- и электропроводность, высокая химическая стойкость и высокая температура плавления. Около 1850 года были представлены первые фарфоровые электрические изоляторы, положившие начало эре технической керамики.
После Второй мировой войны керамика и стекло способствовали росту многих технологически продвинутых областей, включая электронику, оптоэлектронику, медицину, энергетику, автомобилестроение, аэрокосмическую промышленность и освоение космоса. Кроме того, инновации в обработке керамики и методах определения характеристик позволили создать материалы с индивидуальными свойствами, которые отвечают требованиям конкретных и индивидуализированных применений. В последние годы обработка керамики получила новый импульс благодаря нанотехнологиям, которые позволяют производителям внедрять материалы и изделия с нетрадиционными свойствами, такие как прозрачная керамика, пластичная керамика, сверхэластичные кости и микроскопические конденсаторы [3].
Сегодня появляются новые технологии и новые материалы. В их числе стеклокерамика [12, 13].
1.2. Стекло: краткая история развития
Люди использовали природное стекло, особенно обсидиан (вулканическое стекло), еще до того, как научились его изготавливать. Обсидиан использовался для изготовления ножей, наконечников стрел, ювелирных изделий и денег.
Самым первым стеклом, известным людям каменного века, которое использовалось для изготовления оружия и предметов декора, был обсидиан, черное вулканическое стекло.
В научной статье Б.Т. Франческо (T. B. Francesco) [5] приводит данные о том, что самое раннее известное стекло, изготовленное человеком, датируется примерно 3500 годом до н.э., его находки были сделаны в Египте и Восточной Месопотамии. Открытие стеклодувного дела примерно в 1 веке до нашей эры стало крупным прорывом в стеклоделии.
Стекло впервые было изготовлено в древнем мире, но мало что известно о первых попытках человека изготовить стекло. Амулеты и цельные бусы изготавливались в Месопотамии еще в 2500 году до нашей эры. Позже, около 1500 года до н.э., производство стекла получило дальнейшее развитие в Египте.
Тысячи лет назад фараоны Древнего Египта окружали себя этим материалом даже после смерти, оставляя потрясающие образцы для археологов.
Показать больше