Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха правления Александра I во многом стала переломной в истории Российской империи. Завершившийся XVIII в. стал периодом утверждения в России абсолютной монархии, эта модель для страны стала принципиальной новой общественно-политической системой, однако именно она позволила сформировать новый административный аппарат, способный быстро принимать управленческие решение и эффективно решать стоящие перед страной задачи, как во внешней, так и во внутренней политике. Следует подчеркнуть, что основы самодержавного управления страной были в целом заложены во времена елизаветинского и екатерининского царствований. Завершить формирование механизма управления территориями предстояло новому императору. Сложность стоящих перед Александром I задач заключалась в том, что старые методы государственного строительства уже не были столь эффективными, как того требовало время. Более того, существенно изменились внутриполитические и внешнеполитические факторы. Первые были связаны со значительным территориальным приращением времен царствования Екатерины Великой; вторые – с разрушением модели европейского абсолютизма в ходе Великой Французской революции. Решение этих задач осложнялось тем, что было необходимо переработать и приспособить западноевропейские правовые и политические практики ограниченных монархий к российским реалиям. Иными словами, разработать такую модель, которая бы позволила сочетать российский абсолютизм с конституционными европейскими идеями. Результатом стала сформулированная ближайшими соратниками Александра I идея «русского конституционализма». Именно это сочетание западноевропейских правовых теорий, возникших под влиянием развития капиталистических отношений с русским самодержавием и соответствующим ему социально-государственным правопорядком и определяет актуальность нашего исследования.
Целью настоящей работы является анализ Государственной уставной Грамоты 1820 г. с точки зрения источниковедческой и исторической.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историю создания Государственной уставной грамоты;
- охарактеризовать источники, составившие основу Грамоты;
- раскрыть монархический принцип, заложенный в Грамоте;
- дать характеристику сеймовой структуры в системе административно-территориального деления империи.
Предмет исследования – модель нового государственного устройства Российской империи, предложенная правительством Александра I.
Объект исследования – история российского конституционализма.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1814-1825 гг. – времени составления разных редакций текстов грамоты и внедрения ее положений в государственную практику.
Источниковая база исследования достаточно широка. В первую очередь она представлена текстами редакций Грамоты, а также законодательными документами предшествующего столетия, которые заложили ее основы. В первую очередь к ним должны быть отнесены Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения, Жалованные грамоты дворянству и городам, Учреждения для управления губерний, Общее учреждение министерств, Манифест о присоединении Польши, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи, а также на страницах «Московских ведомостей» и «Санкт-Петербургских сенатских ведомостей».
В основу исследования положены принципы историзма и объективизма, которые позволяют провести всесторонний и комплексный анализ рассматриваемого документа. Исследование проведено на основе объективно-исторического анализа и обобщения материала.
Несколько слов необходимо сказать и о степени изученности разрабатываемой темы. Следует констатировать, что в отечественной историографии она представлена слабо. В дореволюционное время первые работы, посвященные анализу Государственной Уставной Грамоты, появились в пореформенное время. В первую очередь здесь необходимо выделить исследование А.Н. Пыпина, в которой анализируются проекты Н.Н. Новосильцева и М.М. Сперанского . Автор делает вывод о том, что эти проекты нельзя отнести к либеральным, они охраняют независимость верховной власти и ее прерогативы . Несомненной заслугой А.Н. Пыпина стало то, что он впервые привлек внимание к этому документу и назвал имя составителя – Н.Н. Новосильцова.
В том же году в журнале «Русский вестник» была опубликована рецензия П.К. Щебальского на исследование А.Н. Пыпина. В этой рецензии была предпринята попытка установить датировку документа, а также автор высказал предположение о том, что сам текст Грамоты был составлен на основе польской конституционной хартии. Кроме того, он попытался провести параллели между проектами Н.Н. Новосильцова и М.М. Сперанского, но без детального их анализа. Саму Грамоту автор называет не иначе, как «злополучной конституцией» .
Следующее исследование, посвященное Государственной Уставной Грамоте, увидело свет только в 1906 г. Его автор – В.Е. Якушкин, в своей позиции по отношению к Грамоте очень близок к трактовке П.К. Щебальского . Он усматривает в проекте Н.Н. Новосильцова федеративное начало планируемых преобразований, и возводит текст Грамоты к Конституции Царства Польского 1815 г. Исследователь также подчеркивает, что проект Н.Н. Новосильцова «имел важное значение», так как был явным свидетельством того, как долго Александр I «держался конституционных убеждений, и значение проекта увеличилось тем, что он был так близок к осуществлению» .
В 1908 г., анализируя внутреннюю политику правительства Александра I, историк и публицист Теодор Шиман подчеркивал, что проект Н.Н. Новосильцова нельзя рассматривать как попытку введения в стране народного представительства, так как «весь аппарат был создан с целью установить продуктивный контроль над бюрократией и дать царю возможность видеть действительные условия русской жизни. Неудобная инициатива снизу была тщательно устранена, так же тщательно соблюден совещательный характер представительных учреждений и приняты меры к тому, чтобы правительство всегда имело возможность устранить нежелательных лиц от участия в представительных учреждениях» . Кроме того, историк подчеркивал, что «действительной целью стараний Александра являлась конституция для всей России. На этом он твердо стоял» .
В работе «Политические и общественные идеи декабристов» В.И. Семевский рассматривает все законодательные проекты александровского царствования как единый комплекс мер правительства, направленный на либерализацию общественной жизни. При этом он выстраивает следующую их логическую последовательность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алькушин П.В. Генерал-губернатор А.Д. Балашов // Отечественная история. – 2004. – № 2. – С. 170-180.
2. Антология мировой правовой мысли. – Т. 4. Россия XI-XIX вв. – М., 1999.
2. Ахъядов Э.С.-М., Салгириева Ж.А. Государственная Уставная Грамота Российской империи (проект Н.Н. Новосильцова) // Государственная служба и кадры. – 2020. – № 2. – 38-39.
3. Вернадский Г.В. Государственная уставная грамота Российской империи 1820 года. – Прага, 1925.
4. Вяземский П.А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки. – М.: Правда, 1988. – С. 278.
5. Государственная Уставная Грамота Российской Империи. – Варшава, 1831.
6. Доннерт Э. Либеральный конституционализм и конституционные проекты времени Александра I для Финляндии, Польши и России // Славянские народы: общность истории и культуры. – М., 2000.
7. Замалеев А.Ф. Учебник русской политологии. – СПб. 2002.
8. Захаров В.Ю. «Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу» 1801 г. в контексте развития конституционных идей в России во второй половине XVIII – начала XX вв. – М., 2002.
9. Игнатов В.Г. История государственного управления России. – М., 2002.
10. Из записок барона (впоследствии графа) М.А.Корфа // Русская Старина. – 1890. – Т.95.
11. Институт генерал-губернаторства и наместничества в России. – Т.1 – 2. – СПб., 2001, 2003.
12. Исаев И.А. История государства и права России. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.
13. Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне. Кн. II. – Лондон, 1861. М., 1971. – С. 193 – 194.
14. Карамзин Н.М. Записка о новой и древней России в ее политическом и гражданском отношениях / [предисл., подгот. текста и примеч. Ю. С. Пивоварова]. – М.: Наука, 1991.
15. Конституционные проекты в России. XVIII – начало XX в. – М., 2000.
16. Материалы к царствованию Николая I. – Лейпциг, 1880.
17. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. – М., 1998.
18. Минаева В.Н. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX века. – Саратов, 1982.
19. Минаева Н.В. Потаенные конституции России. – М.: Посев, 2010.
20. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1989. – С. 147 – 206.
21. Мотин С.В., Филиппов О.А. Возникновение и становление конституционализма в Российской империи. – Уфа, 2003.
22. Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта Нового уложения : [С прил.] / Под ред. [и с предисл.] Н.Д. Чечулина. – СПб.: тип. Акад. наук, 1907
23. Омельченко Н.А. У истоков российского конституционализма. «Потаенные» конституционные проекты государственных преобразований в России в XVIII – начале XIX вв. // Управление. – 2018. – № 3 (21). – С. 88.
24. Парусов А.И. Государственная уставная грамота 1820 года // Ученые записки Горьковского государственного университета. – Горький, 1964. – Серия ист.–фил. – Вып. № 72. – С. 5 – 38.
25. Предтеченский А.В. Очерки общественно–политической истории России в первой четверти XIX в. – М.–Л., 1957.
26. Пыпин А.Н. Общественное движение при Александре I. – СПб., 1871.
27. Россия. ХХ век. Исследования. – М., 2002.
28. Русский Архив. – М, 1905. – Кн.3.
29. Рыжов К. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. – М., 1999.
30. Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. – СПб., 1909. – С. 37 – 59.
31. Скрыдлов А.Ю. На службе России: Александр Дмитриевич Балашов. – СПб.: И.П. «Петрополис», 2016.
32. Тургенев Н.И. О Тайном обществе // Избранные социально- политические и философские произведения декабристов. - Т. I. - М. 1951.
33. Цимбаев Н.И. Идеи федерализма и федеративного устройства России в общественной мысли» // Очерки русской культуры XIX века – Т. 4. Общественная мысль. – М.,2003.
34. Цимбаев Н.И. Разделение властей: исторический опыт Российской Империи // Разделение властей: история и современность – М.,1996.
35. Чернов К.С. Государственная Уставная Грамота Российской империи (к вопросу о российском конституционализме). Автореф. канд. ист. наук. – М., 2007.
36. Шильдер Н.К. Император Александр I. – СПб., 1898.
37. Шиман Т. Александр I. – М., 1908.
38. Щербальский П.К. Идеалисты и реалисты // Русский Вестник. – СПб., 1871. – Т. 94. – С. 244 – 249.
39. Якушкин В.Е. Государственная власть и проекты государственных реформ в России. – СПб., 1906.
40. Charte Constitutionnelle de l’Empire de la Russie. – Varsovie, 1831.
41. Schiemann Th. Eine Konstitution für Russland vom Jahre 1819. // Historische Zeitschrift. – 1894. – Bd.72. – S.65 – 68.
42. The portfolio of collection of state papiers and other documents. Vol. V. – London, 1837.