Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы сравнительной характеристики отечественной и зарубежной образовательных систем
1.1. Характеристика отечественной системы образования
Перед Российской федерацией поставлена глобальная и масштабная задача в области образования. В ближайшие два года наша страна должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству образования, что обеспечит ей глобальную конкурентоспособность. Глобальные преобразования в системе образования не прекращаются в нашей стране в течение нескольких десятилетий [3]. Многие инновации сегодня связаны с использованием цифровых технологий, мультимедиа и ИКТ. При этом, как отмечают педагоги, обучение должно стать интерактивным и содержательным на каждой образовательной ступени, что сегодня регламентируется нормативно – правовыми документами федерального и регионального уровня, в том числе ФГОС.
Учебный процесс на каждой образовательной ступени, от дошкольной образовательной организации, до вуза, должен способствовать не только получению новых актуальных знаний, но также должен способствовать формированию коммуникативных навыков, и личностно значимых качеств субъекта. Все эти процессы в ходе обучения и воспитания обеспечивают личностно ориентированный подход, системно - деятельностный и реализация компетентностной образовательной модели.
Необходимо отметить, что в процессе обучения сегодня нужно формировать устойчивость интереса обучающихся как к теории, так и к практике. При этом важно развивать способность к самообразованию и интерес к научным изысканиям в конкретной учебной деятельности. Студенты, к примеру, должны хорошо понимать, как именно они будут применять на практике всё то, что получили в стенах вуза и этому во многом способствуют те инновационные технологии, которые сегодня реализуют в высшей школе.
Предназначение инновационных процессов заключается в развитии школы как педагогической системы и особой социальной организации с целью достижения качественно новых результатов образования. Образование, прежде всего, выполняет социально-культурную функцию. Любые преобразования в обществе трансформируются в новые цели образования, новое содержание и методы обучения и воспитания людей.
Сегодня кардинально изменяется нормативно-правовая база системы образования. Приоритетной задачей государственной политики в области образования является, прежде всего, обеспечение высокого качества образования. Оно основано на фундаментальности и научности знаний. Его главная цель формировать и развивать творческие и базовые компетенции субъектов, в соответствии с потребностями личности, общества и государства.
Президент страны Владимир Путин поручил правительству создать безопасную и современную цифровую образовательную среду, которая обеспечит качественное образование на всех его образовательных уровнях, начиная от дошкольного образования и заканчивая высшим профессиональным образованием. Одним из направлений в современной образовательной среде остаётся реализация воспитательного процесса. В нормативных документах обозначено, что необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. Здесь речь идёт о внедрении в образовательный процесс новых методов в обучении и воспитании, реализуемых в условиях инновационных образовательных технологий. Это обеспечит всем обучающимся базовые умения и компетенции, которые повысят их мотивацию к обучению. Указано также, что должна быть сформирована система эффективного выявления способностей и талантов у обучающихся детей и молодёжи. Она должна быть основана на принципах справедливости и равного подхода [12].
Основная цель данного направления обеспечить самоопределение и раннюю профессиональную ориентацию субъектов обучения. Отмечено также, что должны быть созданы все условия для раннего развития детей до 3-х лет, в рамках чего должна быть реализована программа психолого-педагогической и консультативной помощи родителям воспитанников.
Указ президента предполагает создание и развитие современной и безопасной комплексной цифровой образовательной среды. Именно она обеспечит многообразие подходов к образовательному процессу, высокое качество и доступность любого из видов образования, как основного, так и дополнительного. При этом, совершенно очевидно, что необходимо интенсивное обучение всего педагогического корпуса, поскольку цифровая образовательная среда непрерывно обновляется и видоизменяется. Об этом подробно написано в разделе о наставничестве педагогических кадров. Уже сейчас в российских школах вводятся новые методы обучения и воспитания детей и подростков [4].
Непрерывно изменяется содержание образовательных программ на каждой из ступеней, и совершенствуются педагогические технологии. Школьники сегодня одинаково активно в рамках урочной и внеурочной деятельности изучают не только те предметы, которые заложены в учебных планах и программах, но также активно они осваивают такие новые области как робототехника, 3D-моделирование и многое другое. Во многих школах страны уже сегодня вместо привычной школьной доски обустроено интерактивное пространство и имеются новейшие лаборатории.
Согласно целям национального проекта «Образование» в ближайшей перспективе обновление в стране ждут 6 тысяч школ сельской местности 80-ти регионов страны. К 2024 году в России будет создана сеть центров цифрового образования для детей «IT-куб». Уже в этом году в 21-м регионе ученики различных центров будут получать навыки в мобильной разработке и освоении технологий виртуальной и дополненной реальности. Им предстоит осваивать язык программирования Python и разбираться в особенностях работы с большими массивами данных. Школьники с 5-го по 11-й классы будут осваивать образовательные программы по индивидуальным учебным планам [11].
Совершенно очевидно, что в подобных условиях кардинально будет изменяться специфика деятельности руководителя образовательной организации. Функционал современного руководителя школ и всех других образовательных организаций чрезвычайно широк. Это деятельность менеджера, направленная на выработку оптимальных и своевременных решений. Это организация и контроль в соответствии с заданными глобальными целями и задачами.
Особенность системы управления определяется теми изменениями, которые ориентированы на современные запросы целей образования. Эффективность управления организацией в целом, напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления в образовательной организации. В современной образовательной среде подобных уровней в отдельно взятой организации может быть достаточно много. Это зависит от количества структурных подразделений в организации, каждая из которых также управляются заместителями главного менеджера организации. К современному руководителю предъявляются достаточно большие требования, согласно его функционалу. Он должен обладать устойчивыми знаниями в области юриспруденции, кадрового и бухгалтерского учёта, теорией управления персоналом и др. Личностные и профессиональные компетенции современного руководителя должны соответствовать требованиям профессионального стандарта руководителя [5].
Несмотря на то, что сегодня существует достаточно много ресурсов для повышения профессиональной квалификации, без постоянного самообразования и практической стажировки специалисту сегодня не обойтись. Прежде всего, руководителю необходимо владеть всем тем арсеналом нормативно-правовых документов, которые представлены, начиная с федерального уровня и заканчивая локальным.
Так, к примеру, Правовой статус руководителя школы определён в статье 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273. Там заявлено, что «единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации». Всё это подтверждает, что руководитель, в процессе управления образовательной организацией, отвечает за все функции управления в образовательной организации, работающей в условиях современной образовательной среды. Если каждый руководитель в нашей стране обеспечит подобный подход к менеджменту в образовании, не будет сомнений в том, что все поставленные правительством задачи на период до 2024 года будут полностью выполнены
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гурова, И.М. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности [Текст] / И. М. Гурова. О.В. Г урова Н Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - No18. - С. 106-119.
2. Ильенко, Л.П. Новые модели службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2013. – 64 с.
3. Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / В.А Кальней, С.Е Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 320 с.
4. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2011. – 222 с.
5. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров [Текст] / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2012. – 136 с.
6. Куриленко, Л.В. Развивающаяся школа – школа инновационная [Текст] / Л.В. Куриленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. – 166 с.
7. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2018 – 328 с.
8. Магасумова, Г.Ф. Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) [Текст] / Г.Ф. Магасумова, А.В. Коптелов. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - No2. - C.5-11.
9. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога [Текст] / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -No1. - С. 60-61.
10. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2011. - 366 с.
11. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке: учебное пособие [Текст] / В.И. Маслов. - М.: Эксмо, 2018. - 365 с.
12. Макарова, Т.М. Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / Т.И. Макарова. - часть 2. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. – 160 с.
13. Монахов, В.М. Проблемы стандартизации и инструментализации современной профессиональной деятельности учителя [Текст] / В.М. Монахов. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - No1. - С. 40-53.
14. Соотношение Отечественной и Зарубежной систем образования [Электронный ресурс] / https://studwood.net/1759024/pedagogika/sootnoshenie_otechestvennoy_zarubezhnoy_sistem_obrazovaniya?ysclid=liq6hcibq4670349805 (дата обращения: 10.06.2023).
15. Сравнительная характеристика систем образования России и США [Электронный ресурс] / https://studfile.net/preview/6460149/ (дата обращения: 10.06.2023).
16. Светлов, А.А. Проблемы и перспективы развития системы образования: российский и зарубежный опыт / А. А. Светлов. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4694/ (дата обращения: 10.06.2023).
17. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе [Текст]: монография / С.Е. Шишов, В.А Кальней, Е.Ю Гирба. – М.: Издательский дом ИНФРА – М, 2016. – 206с.
18. Яковлев Е.В. Педагогическая система с позиции системного подхода [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева //Актуальные проблемы управления качеством образования. No6 – Челябинск, 2012. – 136 с.