Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ КАК ДИСКУРСИВНЫЙ КОНСТРУКТ
1.1. Понятие и виды эмоций
Эмоции являются сложным психическим процессом, который отражают отношения человека и окружающего мира, переживания относительно конкретных событий и явлений. Эмоции определяют многие поступки человека и его поведение в целом. Редкий человек руководствуется в своей жизни только разумом, эмоции все равно порождают различные поведенческие модели, которые формируются у каждого из нас .
При этом нужно понимать, что эмоции в отношении чего-либо формируются на основе существующих в конкретной этнической группе, обществе ценностей и оценочных суждений .
Каждая этноязыковая группа имеет собственные убеждения и традиции, которые имеют непосредственную связь с эмоциями, а потому отношение к одному и тому же явлению в разных обществах может быть совершенно различным .
Эмоциональное состояние каждого человека определяется комплексом его эмоций, которые он испытывает относительно внешних обстоятельств и своего внутреннего состояния на данный момент. Эмоции выступают неким сигналом того, что происходит в конкретное время, а также характеризуют способность человека реагировать на все изменения, которые он может ощутить или воспринять. Эмоции всегда лежат в основе мотивации человека на осуществление какого-либо действия или деятельности, без них мотивы не будут полноценными и смогут инициировать активность .
Как уже было сказано, эмоциональное состояние – это комплекс тех переживаний, которые испытывает человек в тот или иной момент. Однако здесь речь идет только об актуальном эмоциональном состоянии, которое возникло как реакция на определенное событие. Кроме этого, эмоциональное состояние может рассматриваться и как константная характеристика, которая присуща конкретной личности и обусловлена некоторыми чертами характера, темпераментом, структурой направленности и рядом социальных ситуаций и событий, в которых постоянно оказывается человек .
Эмоциональная сфера каждого человека очень многообразна. Она включает в себя ряд компонентов, каждый из которых имеет важное функциональное значение, отражает определенный аспект отражения в сознании и осмысления определенных событий и явлений. Недоразвитие эмоциональной сферы приводит к серьезным психическим и социальным проблемам, которые человек испытывает на протяжении всей жизни. Однако если эмоциональная сфера перенасыщена различными эмоциями, это также является определенным отклонением от нормы, т.к. в такой ситуации довольно сложно реализовывать механизм саморегуляции, особенно в том случае, если эмоции в составе эмоциональной сфере в некоторой степени противоречат друг другу .
В рамках данного исследования важно рассмотреть основные функции, которые выполняют эмоции в жизни человека. В частности, исследователи выделяют такие функции эмоций как :
– функция отражения и оценки (связана с тем, что психика человека придает определенную окраску различным событиям, явлениям и процессам во внутренней и внешней среде);
– функция управления (связана с тем, что все поведенческие акты, которые осуществляет человек, непосредственно обусловлены эмоциями, которые он испытывает);
– функция защиты и мобилизации (определяется одной из важнейших эмоций человека, которая обозначается как страх, позволяющий почувствовать потенциальную опасность и актуализировать ресурсы для самозащиты от различных обстоятельств и явлений, в этот момент происходит выброс в кровь адреналина, который активизирует деятельность);
– функция компенсации (связана с тем, что если человек получает недостаточно когнитивной информации для осуществления какого-то действия или принятия решения, то эмоции заменяют эту информацию и приводит человека к определенному выводу, обуславливающему его дальнейшие действия в определенной ситуации);
– функция внешнего сигнала (заключается в передаче собственного отношения к явлениям или событиям другим людям за счет открытой демонстрации);
– деструктивная функция дезорганизации (которая непосредственно представляет собой конфликт цели (мотивации) и внезапно возникшей эмоции, которая может стать доминирующим фактором и нарушить ход деятельности или принятия решения).
Актуализация определенных эмоциональных состояний никогда не бывает обусловлена одним фактором. Чтобы человек вошел в определенное эмоциональное состояние, должен быть соблюден баланс или присутствовать дисбаланс его внешних ощущений и внутренних переосмыслений. Причем зачастую эмоции не имеют никакого отношения к мыслительной деятельности, а формируются на подсознательном уровне, но обязательно с опорой на прошлый личный опыт взаимодействия с окружающим миром .
В современном мире наиболее распространенными эмоциональными состояниями являются негативные, возникновение которых связано с психоэмоциональным стрессом, хронической усталостью, неопределенностью и неустроенностью жизни. Здесь можно рассматриваться такие эмоциональные состояния как тревожность, агрессивность, апатия, депрессия и т.д. Данные эмоциональные состояния не только вредны для нормальной психической деятельности, но и опасны для соматического здоровья человека .
При этом позитивные эмоциональные состояния зачастую возникают кратковременно, в связи с конкретными событиями, которые по той или иной причине вызывают у конкретного человека эмоциональный подъем. Причем нужно отметить, что не существует таких факторов, которые стопроцентно станут причиной формирования позитивного эмоционального состояния у всех людей одинаково.
Все зависит от того, какие события являются для человека важными, какими интересами, целями и мотивами он руководствуется в своей жизни и деятельности, какое устойчивое отношение он имеет к определенным сферам жизни, событиям, людям, предметам и явлениям .
Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональное состояние – это сложная, комплексная психологическая категория, которая должна постоянно изучаться исследователями, т.к. она является основой для всей психической деятельности человека и определяет специфику его деятельности и социальной коммуникации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, А.М., Семицветова, Т.В,, Поликарпова, А.А. Сущность и содержание понятия «дискурс» и анализ лингвистических подходов к его изучению / А.М. Александрова, Т.В. Семицветова, А.А. Поликарпова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2023. – С. 100–112.
2. Андрющенко, К.А. Роль и значение эмоций в жизни человека / К.А. Андрющенко // Материалы XIII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2021. – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018023914 (дата обращения: 15.06.2023).
3. Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 89–106.
4. Балашова, Г.В. Эмоции как компонент публицистического дискурса: теория и методология исследования / Г.В. Балашова // Вестник Ижевского государственного университета. – 2020. – № 11. – С. 99–110.
5. Бараненкова, Г.С., Тупикина, А.А., Чертанова, И.М. Современные аспекты изучения эмоционального компонента художественного текста на примере произведений классической литературы / Г.С. Бараненкова, А.А. Тупикина, И.М. Чертанова // Вестник Омского государственного университета. – 2023. – № 1. – С. 60–73.
6. Бурдинов, А.Ю., Повальная, Е.М., Тихоненко, А.А. Отражение во фразеологических единицах национальных представлений об эмоциях и чувствах / А.Ю. Бурдинов, Е.М. Повальная, А.А. Тихоненко // Сборник статей Удмуртского государственного университета. Вып. 3. Лингвистика и языкознание. – Чебоксары: Издательство Удмуртского государственного университета, 2022. – С. 73–85.
7. Бутузова, Ю.А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности / Ю.А. Бутузова // Омский научный вестник. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suschnost-emotsionalnogo-sostoyaniya-lichnosti (дата обращения: 15.06.2023).
8. Бутузова, Ю.С. Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими / Ю.С. Бутузова // Молодой ученый. – 2016. – № 19 (123). – С. 311–324.
9. Гаврилова, М.С., Тарановская, А.С., Лимонова, Н.Е. Эмоциональные особенности формирования устойчивых оборотов в национальных языках: методология и теория проблемы / М.С. Гаврилова, А.С. Тарановская, Н.Е. Лимонова // Вестник культурологи. – 2021. – № 11. – С. 39–51.
10. Годакова, Е.Н., Голованова, А.П., Мироненко, В.С. Дискурс как предмет научного исследования: теория, методология и практика / Е.Н. Годакова, А.П. Голованова, В.С. Мироненко // Известия Тюменского государственного университета. – 2019. – № 10 (126). – С. 64–79.
11. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. – М.: Наука, 1989. – 280 с.
12. Карамышева, Е.О., Головченко, Д.А. Эмоции человека / Е.О. Карамышева, Д.А. Головченко // Молодой ученый. – 2016. – № 23 (127). – С. 435–448.
13. Киселева, Л.А., Помазуева, Т.Н. Мир эмоций человека и регуляции деятельности. Учебно-методическое пособие / Л.А. Киселева, Т.Н. Помазуева. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного лесотехнического университета, 2007. – С. 25–38.
14. Колышкина, Т.Б. Модель анализа дискурса и рекламного дискурса / Т.Б. Колышкина // Вестник Волжского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». – 2010. – № 1. – С. 36–48.
15. Коноваленко, А.М., Харитонова, С.В., Чудновская, Е.Г. Исследование компонентов дискурса в публицистических текстах: проблемы и методы / А.М. Коноваленко, С.В. Харитонова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты изучения текстов». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 58–74.
16. Константинова, М.Н., Михалева, А.Б. Психология эмоциональных состояний / М.Н. Константинова, А.Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5 (часть 1). – С. 93–106.
17. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 460 с.
18. Мансурова, Е.В. Категории эмотивности в художественных текстах / Е.В. Мансурова // Филологический вестник. – 2019. – № 10. – С. 44–56.
19. Матьяш, О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О.И. Матьяш // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. Вып. 6. – Новокузнецк : Институт повышения квалификации, 2002. – С. 38–50.
20. Неверов, А. Юлия Шилова / А. Неверов // 24СМИ. – 2020. – URL: https://24smi.org/celebrity/103805-iuliia-shilova.html (дата обращения: 23.06.2023).
21. Орлов, Г.А. Современная английская речь / Г.А. Орлов. – М.: Наука, 1991. – 326 с.
22. Рисухина, Е.Н., Перегудова, В.В., Смыслова, Н.К. Категория эмотивности и языковые средства репрезентации эмоций в художественных и публицистических текстах: теоретические аспекты исследования / Е.Н. Рисухина, В.В. Перегудова, Н.К. Смыслова // Сборник статей Костромского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Кострома: Издательство Костромского государственного университета, 2023. – С. 102–116.
23. Родькова, Ю.А., Кобозева, И.С. Понятие эмоции человека и их функции как составляющие современного образования / Ю.А. Родькова, И.С. Кобозева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-emotsii-cheloveka-i-ih-funktsii-kak-sostavlyayuschie-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.06.2023).
24. Саломатина, Н.А., Булдакова, Е.Е., Щербинская, Е.Н. Современные аспекты исследования дискурса как лингвистической категории: методические основы / Н.А. Саломатина, Е.Е. Булдакова, Е.Н. Щербинская // Вестник Нижегородского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 90–102.
25. Сидниченко, Ю.А., Фролова, А.В., Томаненкова, С.В. Формирование языковой культуры этнической группы в специфических социально-культурных условиях: психолингвистический анализ / Ю.А. Сидниченко, А.В. Фролова, С.В. Томаненкова // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2022. – № 3. – С. 10–24.
26. Славуцкий, А. Юлия Шилова: свобода в творчестве и творчество без границ / А. Славуцкий // Дзен. – 2021. – URL: https://dzen.ru/a/YOBT71pq8wqypacU (дата обращения: 24.06.2023).
27. Федорова, А.С. Эмоции и чувства и их репрезентация в художественных текстах / А.С. Федорова // Современные лингвистические исследования. – 2019. – № 7. – С. 89–104.
28. Хабарова, А.П., Мануйлова, В.И., Шиловская, Е.Н. Принципы исследования содержания и структуры дискурса: теория и методология исследования / А.П. Хабарова, В.И. Мануйлова, Е.Н. Шиловская // Сборник статей Оренбургского государственного университета. Вып. 3. Филология и лингвистика. – Оренбург: Издательство Оренбургского государственного университета, 2023. – С. 45–59.
29. Чудинова, Е.Н., Огорельцева, Н.А., Полизняк, А.А. Эмоциональные особенности национального самосознания: теория и практика исследования / Е.Н. Чудинова, Н.А. Огорельцева, А.А. Полизняк // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы этнической психологии и лингвокультурной политики государства». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. – С. 149–160.
30. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И. Шейгал. – М.: Гнозис, 2004. – 220 с.
31. Щербаков, К.Ю. Эмоции через призму фразеологизмов / К.Ю. Щербаков // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsii-cherez-prizmu-frazeologizmov (дата обращения: 15.06.2023).
32. Юлия Шилова // Биограф. – 2019. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/yuliya-shilova/ (дата обращения: 24.06.2023).
33. Юлия Шилова // Литрес. – 2020. – URL: https://www.litres.ru/author/uliya-shilova/ (дата обращения: 23.06.2023).
34. Юлия Шилова. Официальный сайт. – 2018. – URL: https://sharlib.com/author/39209 (дата обращения: 23.06.2023).