Фрагмент для ознакомления
2
Каждый педагог стремится привить интерес школьника к своему предмету. Согласно требованиям ФГОС НОО, активизация познавательной деятельности школьников на уроках русского языка, должна способствовать формированию предметных и метапредметных результатов. Над проблемами учебной познавательной деятельности работали учёные Ананьев Б.Г., Дрозина В.В., Коротаева Е.В., Леонтьев А.Н. и др. Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность субъекта начинается с ощущений и восприятий, а затем происходит переход к мышлению [12].
Методика развития познавательного интереса школьников включает в себя:
- привлечение школьников к формулировкам целей и задач урока:
- повышенный интерес к содержанию учебного материала;
-участие детей в наиболее интересных для них форм работы на уроке.
Проблема повышения интереса и активизации познавательной деятельности детей актуальна не только для предмета русский язык. Тем не менее, предмет русский язык необходимо отметить особо, поскольку все остальные учебные предметы также предполагают знание русского языка. Именно по этой причине на изучение русского языка необходимо обращать особое внимание педагогов [3].
Автор Дрозина В.В. считает, что познавательные потребности школьника вызваны его глубокой мотивацией. Если у ребёнка есть интерес к тому, что он изучает и чем занимается, он всегда будет проявлять интерес к содержанию учебного предмета. У автора Сластенина В.А. познавательная деятельность сводится к единству восприятия, мышления и практической деятельности субъекта. Активизируя познавательный интерес ребёнка, учитель содействует его интеллектуальному развитию и эмоциональному подъёму.
Главное положение развивающего обучения – это представление о воспитании и развитии ребёнка в области интеллектуальной сферы. В современной образовательной среде практически все техники и методики преподавания таковы, что дети не должны получать готовых решений, а должны их отыскивать. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход в обучении. Активизацией познавательной деятельностью школьников в учении, как необходимым условием повышения качества знаний учащихся занимались учёные Л.П. Аристова, М.И. Еникеев, И.Ф. Харламов и др. Категории познавательная деятельность, учебно-познавательная деятельность и учение чаще всего рассматривают как репродуктивные и творческие [14].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007. – No 10. – С.299-303.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
3. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
4. Бабаева, Т.И. Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 304 с.
5. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский. – Изд. 2-е, испр. и доп.– Ростов-на-Дону, 2014. – 505 с.
6. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2014. – 269 с.
7. Бурганова, Ф. Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся [Текст] / Ф. Ф. Бурганова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 87-89.
8. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2015. – 216 с.
9. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь [Текст]: пособие для подготовки детей к школе / Г.А. Глинка. – СПб.: Питер Пресс, 2013. – 120с.
10. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 07.06.2023).
11. Ено, М.Н. Игровые моменты на уроках русского языка [Электронный ресурс]/Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, 2014. – URL: http://ext.spb.ru/faq/5515-2014-06-15-18-11-21.html (дата обращения: 07.06.2023).
12. Земская, Е. А. Современный русский язык: Словообразование: учебное пособие [Текст] / Е.А. Земская. – изд. 3-е М.: Флинта: Наука, 2015. – 328 с.
13. Исаева, Н.А. Учебник по русскому языку и методике его преподавания в школе как средство реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.А. Исаева// Начальная школа: плюс до и после. - 2014. - No 5. - С. 7-10.
14. Корепанова, О.В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2017. – No3. – С. 59-62.
15. Кузнецова, О.Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры "Крестики-нолики" [Текст] / О.Ф. Кузнецова, М.Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 2016. – No 5. – С. 50-52.
16. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 07.06.2023).
17. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2014. – 278 с.
18. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2013 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 07.06.2023).
19. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 07.06.2023).
20. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 19-24.
21. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2014. – No 7. – С. 208-212.
22. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 07.06.2023).
23. Реан, А.А. Психология детства [Текст]: учебник / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2013. – 368 с.
24. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2015. – 556 с.
25. Фарбер, Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность [Текст] / Д.А. Фарбер. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 32с.
26. Фоминых, М.В. Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей / М.В. Фоминых. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (10). — С. 379-385. — URL: https://moluch.ru/archive/10/695/ (дата обращения: 07.06.2023).
27. Хапачева, С.М. Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности [Текст] / С.М. Хапачева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – No 10. – С. 134-137.
28. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2015. – No9. – С. 67-71.
29. Ярошенко, С.Н. Понятие активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». – 2014. – No9. – С. 81-82.
30. Ягафарова, Г.Н. О факторах влияющих на процесс номинации в языке [Текст] / Г.Н. Ягафарова // Фундаментальные исследования. – 2014. – No 12-11.– С. 2505 – 2508.