Фрагмент для ознакомления
2
1.Общая характеристика конституционного права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей
1.1.Понятие, состав суда с участием присяжных заседателей, цели, задачи и значение его деятельности
Суд присяжных в России в ноябре 1991 г. получает законодательное закрепление на конституционном уровне, что придало определенный импульс как законотворческой деятельности, так и научному обоснованию возрождения суда присяжных в России. В частности, большинство исследований по судебной системе в целом или непосредственно посвященные суду присяжных затрагивали в основном эволюцию этого института в Российской империи, т.е. с исторической точки зрения, но тем не менее авторы этих исследований волей-неволей привлекали внимание общественности к суду присяжных, подготавливая тем самым почву для его законодательного возрождения в нашей стране. В этой связи достаточно вспомнить труды М.Г. Коротких, А.К. Афанасьева, М.В. Немытиной, С.В. Боботова и Н.Ф. Чистякова, Н.В. Радутной и др. Здесь вполне можно согласиться с обоснованным мнением Н.А. Дудко о том, что уже к началу 1993 г. существовали все необходимые предпосылки для введения суда присяжных в России. Но на деле не все оказалось так просто .
Действительно, в результате принятия Закона РФ от 16 июля 1993 г. № 5451-1 и Постановления Верховного Совета РФ № 5451/1-1 о порядке введения в действие этого Закона было положено лишь начало возрождению суда присяжных, а присяжные заседатели стали участвовать в уголовном судопроизводстве в качестве эксперимента лишь в нескольких субъектах РФ.
Спустя девять лет, 1 июля 2002 г., вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), в соответствии с которым суды присяжных должны были быть введены на всей территории страны с 1 января 2003 г., однако понадобилось еще семь лет, прежде чем суды присяжных были учреждены во всех субъектах РФ. Таким образом, первоначально учреждение суда присяжных происходило путем внесения соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты различного уровня, и лишь с принятием УПК РФ можно говорить о более или менее самостоятельном развитии законодательства о суде присяжных. Определенной вехой в развитии современного законодательства о суде присяжных стало принятие в 2004 г. Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ ", который закрепил правовой статус присяжных заседателей в современном уголовном судопроизводстве.
5 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин предложил расширить компетенцию судов присяжных. Следуя этому поручению, заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.А. Давыдов от имени Верховного Суда РФ передал в марте 2015 года предложение о расширении компетенции судов присяжных, которое предусматривало следующее:
-включение ч.1 ст.105 и ч.4 ст.111 УК РФ в опись составов преступлений, подлежащих рассмотрению с участием присяжных заседателей;
- разрешение рассмотрения уголовных дел судьей и двумя судебными заседателями по ходатайству обвиняемого (и несовершеннолетнего подсудимого) по статьям о тяжких и особо тяжких преступлениях;
- рассмотрение дел, по которым может быть назначена смертная казнь или пожизненное лишение свободы, осуществляется коллегией в составе судьи-специалиста и присяжных заседателей из пяти человек. Профессиональный судьи имеет право наложить вето на оправдательный вердикт.
Фактически, Верховный суд РФ предложил отменить в России суд присяжных и заменить его коллегией, состоящей из судьи и судебного заседателя. В результате полномочия присяжных стали еще меньше, чем у заседателей советской судебной системе.
Дадим понятие суда присяжных.
Суд присяжных можно рассматривать как форму отправления правосудия в Российской Федерации, которая обеспечивает наибольшую состязательность в уголовном судопроизводстве.
Рассмотрим состав суда присяжных.
В феврале 2016 года президент России Владимир Путин предложил расширить систему судов присяжных до уровня районных судов, чтобы "как можно больше граждан могли выбрать эту особую форму правосудия". В то же время он поставил под сомнение установленное число присяжных - 12 человек. Это стало началом реформы суда присяжных.
В 2016 году был принят закон, вводящий новые принципы суда присяжных по уголовным делам в России с 1 июня 2018 года:
- в областных (и приравненных к ним) судах коллегии присяжных заседателей были сокращены до восьми человек;
- в районных (городских) судах учреждены суды присяжных, но число присяжных будет составлять шесть человек;
- право на суд присяжных было предоставлено лицам, преследуемым по ч. 1 ст. 105 УК РФ и ч. 4 ст. 111 УК РФ.
В 2023 году количество кандидатов в присяжные заседатели должно быть не менее 14 в Верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее 12 в районном суде, гарнизонном военном суде.
Подготовка к началу применения закона шла медленно; в 2017 году Вячеслав Лебедев, председатель Верховного суда РФ, заявил, что подготовка к введению судов присяжных в большинстве регионов России даже не начиналась. Число обвиняемых, выбирающих суд присяжных, растет в связи с расширением перечня статей, согласно которым могут проводиться суды присяжных. Статистика за 2018-2021 годы показывает следующие цифры по судам присяжных:
- 2019 год - вынесены приговоры в отношении 1 095 человек (470 в судах субъектов РФ и 625 в районных (городских) судах);
- 2020 год - вынесены приговоры в отношении 1030 лиц (367 в судах субъектов РФ и 663 в районных (городских) судах).
- 2021 год - вынесены приговоры в отношении 1 231 лица (436 в судах субъектов РФ и 795 в районных (городских) судах).
Из 795 лиц, осужденных районными (городскими) судами в 2021 году, 58% признаны виновными, 35,6% оправданы, в отношении 6,4% дело прекращено в связи с нереабилитацией. Из 436 лиц, осужденных судами субъектов РФ в 2021 году, 70,4% признаны виновными, 17,9% оправданы, 11,7% уголовных дел прекращены по нереабилитирующим основаниям. В целом реформа суда присяжных привела к увеличению доли оправдательных приговоров в судах субъектов РФ. До реформ 2015-2018 годов доля оправдательных приговоров, выносимых 12-судебными коллегиями, составляла 10-11%, после реформ 8-судебные коллегии оправдывали 17-18% подсудимых.
Целью суда присяжных является рассмотрение уголовных дел, справедливое разрешение вопроса о виновности или невиновности обвиняемого.
Задача суда присяжных - определить виновность подсудимого в соответствии с уголовным законом и ответить на главный вопрос следствия: "виновен ли подсудимый". Присяжные не решают вопрос о виде или масштабе наказания, но если они признают подсудимого виновным, они имеют право решить, что подсудимый заслуживает мягкого обращения. В этом случае судья не может приговорить подсудимого к смерти или пожизненному заключению, а срок лишения свободы должен быть меньше максимального срока, установленного законом.
Госдума РФ приняла закон о запрете присяжным рассматривать уголовные дела с участием обвиняемых в организации преступного сообщества, деяния в котором совершило лицо, занимающее высшее положение в преступной иерархии (Документ: законопроект № 291794-8). Обвиняемые по ч. 4 ст. 210 УК — создание преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, участие такого лица в собрании лидеров преступных сообществ — и по ст. 210.1 УК «Занятие высшего положения в преступной иерархии» лишатся возможности ходатайствовать о рассмотрении их дел судом с участием присяжных. Соответствующий закон Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях.
Свою инициативу авторы поправки объяснили заботой о безопасности присяжных, которые рассматривают дела по этим преступлениям, а также тем, что эти деяния слишком сложны для обывателей, так как требуют «высокопрофессиональной правовой оценки». Предложение вызвало резкую критику со стороны адвокатского сообщества. В частности, эксперты указали законодателям на плохое знание закона, поскольку присяжные не дают юридической оценки деяниям обвиняемых (не квалифицируют их), а только решают вопросы «факта»: о событии преступления, причастности обвиняемого к нему и вине.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
Определим значение деятельности суда присяжных.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Режим доступа: pravo.gov.ru. Дата обращения: 13.06.2023.
2. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судах общей юрисдикции в РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст.898.
3. Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 16.02.2022) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 34. - Ст. 3528.
4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.04.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.2017 № 7-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 части второй статьи 30 и пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, части второй статьи 57 и части второй статьи 59 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.Д. Лабусова" // Вестник Конституционного Суда РФ, № 4, 2017
2.Основная и специальная литература
7. Багаутдинов Ф.Н. Суд присяжных: актуальные вопросы предварительного слушания // Законность. 2021. № 6. С. 8 - 14.
8. Барыгина А.А. Присяжные заседатели // СПС КонсультантПлюс. 2023. Режим доступа: https://www.consultant.ru. Дата обращения: 06.06.2023.
9. Бобров В.М. Суд присяжных: "суд толпы" или "суд справедливости" / В.М. Бобров, А.А. Моисеева // Modern Science. 2020. № 12-4. С. 194 - 199.
10. Гладышев А.Ю. Проблемы представления доказательств по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей // Законность. 2021. № 11. С. 27 - 29.
11. Гришина Е.Б. Проблемы осуществления правосудия судом присяжных и тенденции развития суда присяжных в России / Е.Б. Гришина // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2020. № 3 (84). С. 59 - 64.
12. Данилова К.А. Правовое регулирование рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в уголовном процессе // Скиф. Вопросы 50 студенческой науки. 2021.
13. Дубровин, В.В. Правовая позиция конституционного суда Российской Федерации по вопросу реализации обвиняемым старше шестидесяти пяти лет права на рассмотрение его уголовного дела с участием присяжных заседателей / В.В. Дубровин // Актуальные проблемы юриспруденции и пути решения : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Омск, 11 мая 2017 года. Том Выпуск IV. – Омск: Инновационный центр развития образования и науки, 2017. – С. 23-25.
14. Иванова Л.П. Поддержание государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей // Законность. 2021. № 9. С. 37 - 39.
15. Ильюхов А.А. Реформирование суда присяжных заседателей в России в рамках расширения его подсудности, изменения численного состава и реализации прав граждан на участие в отправлении правосудия: вопросы теории и практики // Администратор суда. 2021. № 3. С. 45 - 49.
16. Кувшинова В.С. Эффективность института суда присяжных на примере районных судов / В.С. Кувшинова // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4-4 (106). С. 211 - 214.
17. Малина М.А. Участие населения в отправлении правосудия способно кардинально изменить правосознание российских граждан // Российский судья. 2022. N 2. С. 51 - 55.
18. Тутаринова Н.Н. Суд с участием присяжных заседателей как форма участия граждан в отправлении правосудия // Администратор суда. 2022. № 2. С. 18 - 22.
19. Фадеева Е.И. Обеспечение равных возможностей сторон при рассмотрении уголовных дел судом с участием присяжных заседателей // Адвокатская практика. 2020. № 2. С. 38 - 42.