Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Феномен «Столкновения цивилизаций»: понятие и концепции
1.1 Феномен «Столкновения цивилизаций» в сравнительной политологии
Столкновение цивилизаций (The Clash of Civilizations) - это теория, или историко-философский трактат, предложенная ученым от геополитики Самуэлем Хантингтоном, посвященная миру после Холодной Войны. Она обозначает основной источник конфликта, который будет доминировать в современном мире. Теория сформулирована в 1993 году и дополнена в 1996 году.
Основная идея теории Хантингтона заключается в том, что в зарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика, а культура. Эту тенденцию Хантингтон иллюстрирует ярким примером роста экономических связей между Китайской Народной Республикой, с одной стороны, и Гонконгом, Тайванем, Сингапуром и заморскими китайскими общинами в других странах Азии - с другой. Вот так, с окончанием холодной войны общность культуры постепенно вытесняет идеологические различия [5].
При этом, нация-государство остается главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Доминирующим фактором мировой политики, при этом, станет столкновение цивилизаций. А линии разлома между ними - это и есть линии будущих фронтов. Такие конфликты неизбежны, считает автор «столкновения цивилизаций», и тому есть несколько причин.
Прежде всего, это географический фактор, а также идентичность цивилизаций, соседство которых приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними. Эти конфликты обычно происходят на стыке цивилизаций. Иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций.
Облик мира, по мнению Хантингтона, будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации. Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. И причин тому несколько.
В первую очередь, проанализируем ленинизм в теории Хантингтона.
Различные мотивы побуждали коммунистов и некоммунистов подчеркивать революционную природу коммунизма. Но коммунисты не изобрели идею революции; современная революция была осуществлена задолго до появления коммунистов. Теория коммунистической революции является не чем иным, как обобщением опыта Французской революции, который позже был пересмотрен на основе опыта российской и китайской революций. Коммунистическое движение свергло лишь несколько традиционных режимов [11].
Замечательным достижением коммунистов является создание правительства после революции, где их деятельность основана на широком участии масс в политике. Общества, в которых отсутствуют традиционные принципы легитимности и традиционные институты власти особенно уязвимы для влияния коммунизма
До большевистской революции ни одна революция не была завершена, потому что ни один революционный лидер не сформулировал теорию, объясняющую, как организовать и институционализировать расширение политической деятельности, составляющее суть революции. Ленин решил эту проблему и в процессе этого сделал одно из самых важных политических открытий двадцатого века. Его последователи развивали политическую теорию и политическую практику, увязывая процесс мобилизации новых политических групп с процессом создания и институционализации новых политических организаций.
Ленинизм — философское, политическое и социально-экономическое учение, созданное В. И. Лениным в развитие марксизма.
Политическая функция коммунизма заключается не в свержении власти, а в заполнении «вакуума власти». Кроме того, эффективность и стабильность коммунистической политической системы лишь частично зависят от того, как они утверждаются. Шесть из четырнадцати коммунистических правительств (Советский Союз, Китай, Югославия, Албания, Северный Вьетнам, Куба) пришли к власти в результате социальных и национальных революций с основными внутренними характеристиками. Остальные восемь (Польша, Восточная Германия, Венгрия, Болгария, Румыния, Чехословакия, Северная Корея, Монголия) были в основном навязаны внешними (то есть советскими) силами.
Кроме того, по сравнению с большинством других стран с таким же уровнем социального и экономического развития, оба типа коммунистических стран демонстрируют высокую степень политической стабильности. Сила коммунизма проявляется не в его безнадежно устаревшей экономике и не в его природе как светской религии (на данный момент его легко превзойти по привлекательности для национализма). Самое важное в нем - это его политическая теория и практика; не его марксизм, а его ленинизм [17].
В традиции социалистической мысли Маркс считается вершиной: Марксу предшествовали его предшественники-социалисты-утописты; за Марксом последовали Каутский, Бернштейн, Роза Люксембург, Ленин и другие ученики. Однако, с точки зрения марксистской политической теории, это совершенно неверно: Ленин не является учеником Маркса; напротив, Маркс является пионером Ленина. Ленин превратил марксизм в политическую теорию, и в процессе этой трансформации он поставил Маркса на первое место.
Для Маркса ключевым является социальный класс; для Ленина - политическая партия. Маркс был примитивен в политике. Он не смог создать политическую науку или политическую теорию, потому что он не признавал, что политика - это автономная сфера деятельности, и он не знал политической системы, которая была бы более фундаментальной, чем система социальных классов.
Ленин ставил школу политических наук и партию выше социального класса и социальной власти. Согласно более конкретной ленинской формулировке, пролетариат сам по себе не может приобрести классовое сознание. Это сознание должно быть привнесено внешними интеллектуалами.
Революционное сознание - это продукт теоретического видения, а революционные движения - продукт политической организации. Ленин говорил, что социал-демократы «должны сначала подумать о революционной организации, которая могла бы возглавить всю освободительную борьбу пролетариата». Эта организация должна отвлечь рабочий класс от внимания к чисто материальным интересам и сформировать более широкое политическое сознание. Члены потенциального революционного социального класса не должны замыкаться в кругу своих непосредственных интересов [8].
Проанализируем теорию Н.Я. Данилевского
В социальной философии постановка или разделение исторических процессов на определенные этапы, ступенчатости и формации всегда занимали важное положение. Это естественно, поскольку раскрытие внутренней логики исторического процесса и направления его развития означает, что вся история делится на определенные фрагменты, которые качественно отличаются друг от друга.
Вико, Кондорсе, Маркс и многие другие мыслители давали различные объяснения типологии общества. Однако, Н.Я. Данилевский поднял вопрос: «почему Европа не признает Россию своей частью?» В этой связи он указал, что концепцию европейской географии не следует путать с концепцией истории и культуры.
На культурно-историческом уровне «Европа - это область германо-римской цивилизации, не больше и не меньше; или, используя метафорическое выражение, Европа - это германо-римская цивилизация. Эти два слова синонимичны» - писал Н.Я. Данилевский. В этом смысле, по твердому убеждению русских мыслителей, Россия представляет собой совершенно другой тип культуры и истории. Европа считает, что Россия препятствует распространению своего влияния, своих материальных и духовных ценностей. Поэтому она враждебно настроена по отношению к России.
На самом деле, даже сейчас, как и в девятнадцатом веке, многие люди, по крайней мере неявно, верят, что между Западом и Востоком существует непреодолимая стена, и поэтому западная и восточная цивилизации враждебны друг другу. Но люди со всего мира, несмотря на разные традиции и обычаи, в целом, несмотря на культурные и исторические различия, полностью понимают друг друга. Кроме того, Восток внес огромный вклад в мировую культуру. Этого достаточно, чтобы вспомнить, что Китай дал миру порох и бумагу [2].
Культурно-историческими типами или уникальными цивилизациями, расположенными в хронологическом порядке, являются: Египет; Китай; Индия; Иран; Евреи; Греция; Рим и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулагатов З.М. Грозит ли исламу столкновение с христианством (доводы против «Столкновения цивилизаций») // Россия и мусульманский мир. 2020. № 6. С. 155-160.
2 Бажов С. И. Философия истории Н. Я. Данилевского / С. И. Бажов. - М.: Наука, 1992. – 820 с.
3. Грачев Н.И. Столкновение цивилизаций, мир империй и социалистическая система хозяйства // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № 12 (3). С. 778-782.
4. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. - М.: Вита, 1991. – 91 с.
5. Дугин А. Г. Теория многополярного мира / А.Г. Дугин. — М.: Евразийское движение, 2013. — 532 с.
6. Ковалев А.Н. Столкновение современных цивилизаций // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2019. № 7. С. 79-81.
7. Коваленко В.И. Образ России в стране и в мире: объединяя прошлое, настоящее и будущее // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2019. № 6. C. 95-98.
8. Косухин Н.Д. Политизация ислама и столкновение цивилизаций // Россия и мусульманский мир. 2019. № 9. С. 138-148.
9. Кузнецов И.И., Бахарев А.А. Взаимодействие президента, правительства и парламента в полупрезидентских системах: сравнительный анализ опыта России, Украины и Турции // Политическая наука. 2019. № 4, с. 105-126.
10. Комплеев А.В., Кузнецов И.И., Телин К.О., Филимонов К.Г. Стратегии западных санкций: от сдерживания социально-экономического развития до формирования новой конфигурации международных институтов // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.). 2022. № 5. C. 7-33.
12. Манойло А.В. Технологии несилового разрешения современных конфликтов. / А.В. Манойло; под ред. проф. А.И. Петренко. – М.: Горячая линия – Телеком, 2019. – 392 с.
13. Манойло А.В. Ценностные основы управления межцивилизационными конфликтами: российская модель. // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2019. №3. С. 89-92.
14. Лопарев А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология: Учебник. - М.: Юрайт, 2019. – 290 с.
15. Горбачев М.В., Соколов А.Г. Кризисный дискурс официальной власти и системной оппозиции в современной России: сравнительный анализ. М.: РОССПЭН, 2019. – 184 c.
16. Валиуллова А.А. Столкновение цивилизаций в современных условиях // Научный журнал. 2019. № 3 (26). С. 112-117.
17. Терешина Е.А. История конфликтологии: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2019. – С. 240 с.
18. Лукьянов В.Ю. Отношение Россия-Запад в начале XXI века. – Конфликт или сотрудничество? // Конфликтология. 2019. № 4. С. 98-116.
19. Теория международных отношений: учебник для академического бакалавриата / под ред. П.А. Цыганкова. М.: Издательство Юрайт, 2019. — 316 с.
20. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек // Новый вестник (в переводе). 2005. С. 55-609
21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-48.
22. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; [пер. с англ. К. Королева]. М.: АСТ, 2021. - 576 с.
23. Цветкова О.В. Территориальные конфликты и споры в политическом пространстве Российской Федерации: внутристрановое измерение // Конфликтология. 2019. № 4. C. 117-134.
241. Aysha Emad el-Din. Samuel Huntington and the Geopolitics of American Identity: The Function of Foreign Policy in America's Domestic Clash of Civilizations // International Studies Perspectives. 2020. № 4. P. 113-132.
25. Fukuyama F. The end of history and the last man. - N.Y.: The Free Press, 1992. - 418 p.
26. Henderson E. Culture or Contiguity? Ethnic Conflict, the Similarity of States, and the Onset of Interstate War, 1820-1989 // Journal of Conflict Resolution. 2020. № 41 (5). P. 649-668.
27. Henderson E. The Democratic Peace through the Lens of Culture, 1820-1989 // International Studies Quarterly. 2019. № 42 (3). P. 461-484.
28. Huntington S. The clash of civilizations? // Foreign Affairs. 2019. № 72 (3). P. 22-49.
29. Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. N.Y.: Simon and Schuster, 1996. - 369 p.
30. Matlock J.F. Can civilization clash? // Proceedings of the American Philosophical Society. 2019. № 143 (3). P. 428-439.
31. McCarthy D. Whose Civilization? Which Clash? // Modern Age. 2019. № 60 (4). P. 5-14.
32. Zank W. Clash or Cooperation of Civilizations? Overlapping Integration and Identities. - Farnham, UK: Routledge, 2019. - 242 p.