Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Конституционно-правовые основы права на информацию в РФ
1.1.Понятие и теоретическая характеристика конституционно-правовых основ права на информацию
Механизмы правового регулирования традиционно определяются через категорию правовых средств, воздействующих на общественные от-ношения. В теории права отмечается, что правовые инструменты призва-ны связывать идеалы (цели) с реальностью (результатами) [8, c.113].
Правовые инструменты включают в себя фрагменты идеала (инстру-менты, средства - субъективные права, обязанности, льготы, запреты и т.д.) и фрагменты реальности (приемы, способы - действия, направленные на использование инструментов - в основном акты реализации прав и обя-занностей).
Особенность конституционно-правовых механизмов регулирования обусловлена особым положением отрасли конституционного права в си-стеме правовых отраслей; справедлива точка зрения А. Тихомирова о том, что "конституционное право как отрасль и ядро публично-правовых ис-следований занимает специфическое положение в системе российского права".
Конституционное право является фундаментальной отраслью норма-тивно-ценностной ориентации и состоит из идей, принципов и норм. Нали-чие собственной исключительной сферы регулирования в сочетании с ши-роким спектром смежных сфер регулирования наряду с другими отрасля-ми затрудняет их построение по аналогии с другими отраслями". Этим объясняется особенность взаимосвязи правовых инструментов в механизме конституционно-правового регулирования. Не на все общественные отно-шения, подлежащие конституционно-правовому регулированию, непо-средственно воздействуют правовые инструменты-установления, т.е. пра-вовые нормы, правовые режимы и конституционно-правовые институты. Непосредственно затрагиваются только общественные отношения, склады-вающиеся в сфере, составляющей основные элементы государства. На иные общественные отношения конституционно-правовые средства фор-мирования воздействуют в совокупности с нормами иных правовых сфер. В этом отношении можно согласиться с Л.А. Чарниной. Он указывает, что в конституциях индивидуальные предписания часто не имеют формальных отличий от нормативных правовых предписаний и что в принципе консти-туционные индивидуальные предписания направлены на конкретизацию норм права и являются, по сути, правотворческими [8, c.114].
В этом проявляется сущность конституционно-правовой основы пра-ва на информацию, которое состоит из правовых инструментов-установлений, нормативно закрепленных в Конституции РФ и воплощен-ных на отраслевом уровне.
Конституционно-правовой основе права на информацию отводится первое место в механизме конституционно-правового регулирования от-ношений в информационном обществе. По своей юридической природе конституционно-правовые основы права на информацию представляют собой совокупность конституционных норм, выраженных в конкретных статьях Конституции РФ. В то же время эти конституционные нормы могут оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения раз-личными способами, конкретизируя правовые принципы, режимы, ценно-сти, запреты и дозволения и т.д. По этой причине конкретные конституци-онно-правовые основы информационного общества могут далее имено-ваться конституционно-правовыми режимами, принципами, ценностями, запретами или дозволениями.
Конституционно-правовые основы права на информацию можно разделить на две группы в зависимости от того, для какой сферы в Кон-ституции РФ предусмотрены основные положения и критерии субъекта правоотношений [8, c.115].
Первая группа - конституционно-правовые основы информационной сферы (далее также - информационные отношения). Следует отметить, что информационная сфера общества приобрела самостоятельное значение в информационном обществе. Известно, что информационные отношения присущи информационному обществу и образуют систему, характеризу-ющуюся тем, что объектом отношений является информация, необходимая субъекту отношений для вступления в отношения. Таким образом, консти-туционно-правовой основой, необходимой для информационного обще-ства, является конституционно-правовая основа информационных отноше-ний.
Вторая группа - конституционно-правовые основы политической, социально-экономической и духовной сфер. Развитие информационного общества не является самоцелью, а направлено на достижение определен-ных преимуществ в различных сферах общественной жизни за счет ис-пользования информации и информационных технологий. Единство граж-данского общества и информационного общества выражается также в сов-падении целей и задач многих его субъектов. А именно, их общая цель со-стоит в том, что социальные институты призваны служить личности, за-щищать ее права и интересы, обеспечивать условия для самовыражения и свободы человека, его спонтанности. Более того, процессы формирования гражданского общества и информационного общества протекают одно-временно" [10, c.99].
Иными словами, такого необходимого конституционно-правового регулирования отношений в информационном обществе, как конституци-онно-правовые основы информационной сферы, недостаточно. Они долж-ны быть дополнены конституционно-правовыми основами той сферы об-щественной жизни, в которой реализуются определенные интересы. В этом случае информация и информационные технологии являются уже не це-лью, а средством.
Несмотря на то, что эти блоки взаимосвязаны и зависят друг от дру-га, данная группировка представляется значимой и основной при класси-фикации конституционно-правовых основ информационного общества. В рамках каждой группировки возможна классификация и по другим крите-риям. Эти критерии могут быть использованы для детального изучения конституционно-правовых основ отдельных информационных обществ в каждом блоке и определения их содержания.
Исходя из концепции конституционно-правовых основ информаци-онного общества, конституционно-правовые основы информационного общества могут быть охарактеризованы теоретически. По сути, это сво-дится к характеристике соответствующих конституционно-правовых норм [10, c.101].
Доктрина конституционного права обращает внимание на специфику конституционных норм. Она проявляется следующим образом. Во-первых, не все конституционные нормы соответствуют классическим пред-ставлениям о структуре нормы права, включая гипотезы, диспозиции и санкции. В большинстве случаев структура конституционно-правовых норм, особенно содержащихся в тексте Конституции РФ, сводится к одно-му элементу - диспозиции. Во-вторых, диспозиции некоторых конституци-онных норм имеют ту особенность, что они не содержат четко выражен-ных прав и обязанностей субъектов общественных отношений, которым они подчинены. Естественно, эта особенность распространяется не на все конституционные нормы, а главным образом на нормативные положения, закладывающие основы общественного устройства, которые непосред-ственно включены в текст Конституции РФ и развиваются в других обла-стях юриспруденции. Эти нормы иногда условно называют абстрактными нормами. Именно абстрактные нормы Конституции РФ формируют кон-ституционно-правовую основу права на информацию.
В данном случае конституционно-правовые нормы находят свое ос-новное нормативное выражение в тексте Конституции РФ, которая являет-ся основным источником права. Это ни в коей мере не умаляет норматив-но-регулятивного значения данного вида конституционных норм.
Справедливо следующее утверждение В.О. Лучина. "Конечно, не все конституционные нормы точно определяют права и обязанности участни-ков регулируемых отношений. Но значит ли это, что они не обладают нормативными свойствами? Учитывая специфику их правовой природы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосо-вания 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание зако-нодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448,
3. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)// Собрание законодатель-ства РФ. – 2008. - № 52 (ч. 1). - ст. 6217
4. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об электронной подписи" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 15. - Ст. 2036.
5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии разви-тия информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, № 20, ст. 2901
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 29.04.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2159.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Бюллетень Вер-ховного Суда РФ, № 4, 2005
8. Бокова Л.Н. Информационное общество России в конституци-онно-правовом измерении / Л.Н. Бокова, Д.В. Абдрахманов // Конститу-ционное и муниципальное право, 2017. № 7. С. 30-33.
9. Гареев А.Р. Деятельность средств массовой информации по за-щите прав человека как института гражданского общества. В сборнике: Академическая среда российских университетов Сборник научных статей. Тюмень, 2018. С. 455-457
10. Гончаров И.А. Место права на информацию в системе консти-туционных прав и свобод. В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения Материалы XV международной научно-практической конфе-ренции. 2018. С. 113-117.
11. Дерхо Д.С. Видео-конференц-связь в судебном заседании // СПС КонсультантПлюс. 2023.
12. Долинина А.А. Конституционное право человека и гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В книге: Традиции и новации в системе современного российского права. Сборник тезисов XVII Международной научно-практической конференции молодых ученых, 2018. С. 67-68.
13. Информация как объект гражданских прав предпринимате-лей. Материалы Международной научно-практической конференции. Сборник статей /Ответственные редакторы Г.Ф. Гараева, Т.И. Султонова, М.Е. Бегларян, 2018.
14. Кириллова Д.А. Анализ проблем аудиопротоколирования су-дебного заседания / Д.А. Кириллова, О.А. Крысанова // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 4. С. 32.
15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
16. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Консти-туционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
17. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
18. Лаптев В.А. Электронное правосудие и электронный докумен-тооборот как условие модернизации регуляторной среды для бизнеса / В.А. Лаптев, Н.И. Соловяненко // Российский судья. 2017. № 2. С. 16 - 21.
19. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституцион-ное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
20. Момотов В.В. Судебная реформа 2018 года в Российской Фе-дерации: концепция, цели, содержание (часть I) / В.В. Момотов // Журнал российского права. 2018. № 10. С. 144 - 145.
21. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
22. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону РФ о по-правке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенство-вании регулирования отдельных вопросов организации и функционирова-ния публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020.
23. Цифровые технологии в гражданском и административном су-допроизводстве: практика, аналитика, перспективы / М.В. Самсонова, Е.Г. Стрельцова, А.В. Чайкина и др.; отв. ред. Е.Г. Стрельцова. М.: Инфотро-пик Медиа, 2022. 336 с.
24. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2020. №10. С.19 - 23.
25. Чуча С.Ю. Правовой режим электронных доказательств в суде при рассмотрении трудовых споров / С.Ю. Чуча // Предпринимательское право. 2019. № 3. С. 29 - 35.
26. Чуча С.Ю. Электронный документооборот в суде в странах ЕАЭС // Российский судья. 2020. № 1. С. 39 - 44.
27. Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решени-ях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и си-стема государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. 568 с.