Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы влияния игры на интеллектуальное развитие дошкольников
1.1. Анализ сущности игр и игровых технологий
Дошкольное детство – это тот период жизни человека, когда эмоции и чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни. Постепенно взрослея, ребёнок многого достигает в межличностных отношениях. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких людей. Ребёнок хорошо понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе. Он понимает, что это обусловлено тем, как именно его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Посредством игры ребёнок познаёт окружающий его мир.
Под дидактическими играми понимают вид учебных занятий, которые организуются с помощью игр. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая в данном случае используется в качестве основы метода развития субъекта. Деятельность участников в игре формализована. Присутствует система оценивания и наличие регламента и правил [27].
Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций. Именно в этом возрасте ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребёнка формируется собственное отношение к труду, и к тем, кто его окружает. У него постепенно вырабатываются навыки и привычки правильного поведения в социуме. Умения и навыки, которые формируются у детей в процессе общения детей друг с другом и с взрослыми, своё дальнейшее развитие получают в игре. Ребёнку всегда необходима квалифицированная помощь педагога, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы их к хорошим поступкам и пониманию многих вещей, которые их окружают.
В процессе игры происходит их интеллектуальное развитие. Особенно. Если речь идёт о дидактических развивающих играх. Под интеллектуальным развитием дошкольников понимают процесс, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, это форма овладения детьми способами самоорганизации и самореализации, с другой – результат особых усилий педагога, направленных на организацию интеллектуально-познавательной и развивающей деятельности детей. Следовательно, если говорить об интеллектуальном развитии ребёнка дошкольного возраста – это значит. необходимо говорить о развитии его разносторонней самостоятельности и активности в области познавательной деятельности.
Любая игра должна вызывать у ребёнка высокие чувства и эмоции. При этом игра является важным средством умственного воспитания и развития ребенка, куда несомненно также входит интеллектуальное развитие. Все те знания, которые ребёнок получает в этом возрасте в ДОУ, и дома находят в игре своё практическое применение и развитие. Ребёнок стремится в игре воспроизвести различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов и др. Он начинает размышлять над тем, что сам видел, рассказывает другим, о чем ему читали и говорили. Смысл многих явлений, с которыми он встретился в игре, становится для него более понятным.
Игровые роли дети выбирают в соответствии со своими интересами. В процессе игры они мечтают и развиваются. В игре они познают сущность многих профессий и др. Именно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда и о роли различных профессий.
В любой игре развиваются творческие способности ребёнка. Интересная игра создаёт ребёнку бодрое и радостное настроение. Любого рода игры делают жизнь детей полной и удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Большинство дидактических игр в их процессе отражает труд взрослых. В игре дети подражают работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и др. Очевидно, что в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества. Игра и труд часто объединяются. Можно часто наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре. Моряки строят корабль, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. В игре ребёнка формируются его многие моральные качества. Это чувство товарищества и дружбы, ответственность перед коллективом за порученное дело, умение разрешать спорные вопросы и правильно общаться с другими детьми [6].
Н.Е. Веракса в своей программе указывает на то, что игра – это важнейшая самостоятельная деятельность ребёнка. Она имеет большое значение в том числе, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы необходимо определять задачи воспитания, которые возможно решить с помощью игры. Педагог должен относиться к игре серьезно и с искренним интересом. Воспитатели обращают внимание на то, что именно в игре раскрываются особенности каждого ребенка и его интересы. В процессе игры ребёнок не скрывает своих положительных и отрицательных черт своего характера.
Наблюдения за детьми в процессе игры всегда дают педагогу богатейший материал для изучения каждого ребёнка в отдельности. Путь воспитания в игре – это влияние на ее содержание. Именно педагог выбирает тему и сюжет игры. Он распределяет роли, которые наиболее соответствуют характеру каждого ребёнка. Любая тема игры – это явление нашей жизни, в которой будет изображаться семья, детский сад, школа, путешествия и др. Одна и та же тема игры может включать в себя различные эпизоды жизни. Всё это зависит от интересов детей и развития их фантазии.
Считается, что подавляющее большинство дидактических игр посвящено изображению труда людей различных профессий. При этом очень важно давать простор детской инициативе. Дети сами должны развивать сюжет игры и ставить для себя конкретные цели. Чем старше дети, тем содержательнее и интереснее их игры и постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер. Иногда воспитателю достаточно напоминания об экскурсии, книге, или фильме, чтобы у детей родилась идея новой игры. Важным побуждением игры может стать беседа. Детей важно увлечь сюжетом, тогда игра возникнет, и будет развиваться естественным путём.
Специалисты отводят большую роль педагогам в процессе организации детской игры. При организации игровой деятельности перед воспитателем встают достаточно сложные вопросы и проблемы. Очень важно, чтобы у ребёнка всегда сохранялась мотивация в игре. Все качества и свойства его личности проявляются и формируются в активной деятельности. В зависимости от того, что человек делает и как делает, формируются его определенные задатки, склонности и черты характера. Любая личность формируется в деятельности. Чем больше и разнообразнее эти виды деятельности, тем многочисленнее и разнообразнее отношения с другими людьми. При этом интересы ребёнка становятся всё более разностороннее и разнообразнее. Ребёнок учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки. Действия с предметами и орудиями труда, действия, включающие различные по сложности и структуре движения, составляют внешнюю сторону деятельности человека.
В развитии ребенка большое значение имеет форма включения умственной деятельности, в деятельность практическую. Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия. Речь идёт о его сформированных умениях и навыках, или компетенциях. При этом разумная деятельность человека не сводится лишь к навыкам. Любые действия должны выполняться осмысленно. Для этого человек учится самостоятельно использовать системы, или наборы освоенных им навыков. Педагогам при этом необходимо периодически оценивать, насколько верно происходит подобного рода научение. Сам человек тоже должен критически оценивать получаемый результат.
Необходимо всегда проверять успешность своих выполненных действий, т.е. выполнять, помимо физических еще иную систему умственных, мыслительных интеллектуальных операций. Ребёнок в силу своего возраста не всегда способен объективно оценить свои действия. Именно педагог в процессе контроля и диагностики способен дать объективную оценку того, насколько успешно, или не очень, развивается каждый ребёнок [20]. Всё это можно также отнести к условиям успешной игровой деятельности дошкольников. Существуют самые разные виды игр, наиболее подходящих для дошкольного возраста.
К ним относят:
-подвижные игры (игры с правилами);
-дидактические игры;
-игры – драматизации;
-конструктивные игры;
- творческие или ролевые игры и др.
Любая из множества игр имеет свои специфичные особенности. При этом, любая игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Особенностью любой игры является способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Любая игра осуществляется комплексными действиями и при успешной игровой деятельности ребёнок осваивает эти действия в комплексе.
Наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младшего возраста – к старшему возрасту.
Можно также отметить, что игра – это способ самовыражения человека. В ходе мониторинга игровой деятельности детей у педагога всегда возникает много вопросов. Каким образом можно направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя при этом его активности и инициативности. Как устранять возникающие между детьми конфликты и недоразумения. От способности воспитателя, решать подобного рода вопросы зависит всестороннее воспитание детей и творческое развитие каждого из них.
Очевидно, что развитие самостоятельной игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение должно протекать в форме равноправного и доброжелательного сотрудничества.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 9. – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Баранов, С.П. Развитие логики мышления младших школьников [Текст] / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. -No12. - с. 22-25.
8. Белошистая, А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника [Текст] /А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006. - No9. - с. 15-17.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
10. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
12. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2004. – No3. – С. 14-15.
13. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
14. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
15. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб. : СПб АППО, 2005. – 112 с.
16. Иванова, О. В. Интеллектуальное развитие у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2017. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 11.06.2023).
17. Карпова, Е.В. Дидактические игры [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 180 с.
18. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2007. – No 6. – С. 5-9.
19. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
20. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2006. – С. 149-150.
21. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2007. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
22. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
23. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
24. Пенькова, Л.А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]: монография / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – М.: Дрофа, 2011. – 234 с.
25. Флегонтова, Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей [Текст] / Н.П. Флегонтова // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2010. – С. 85-93.