Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы современных моделей новых видов учреждений дополнительного образования
1.1 Типы учреждений дополнительного образования
Дополнительное образование делится на общее дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование. В учреждениях общего дополнительного образования, в частности, обучаются дети и подростки в возрасте до 18 лет с целью общего культурно-эстетического развития. В учреждениях дополнительного профессионального образования взрослые повышают свою квалификацию и проходят переподготовку с целью приобретения и расширения новых профессиональных знаний.
На этой основе существуют такие виды учреждений дополнительного образования, как учреждения общего дополнительного образования и учреждения дополнительного профессионального образования.
К учреждениям дополнительного общего образования относятся:
- Клубы;
- Дворцы;
- Музыкальные и художественные школы и т.д.
Учреждениями дополнительного профессионального образования являются следующие:
- академии;
- институты профессионального образования: центры профессионального образования, региональные межотраслевые центры профессионального образования;
- курсы (школы, центры).
В учреждениях высшего и среднего профессионального образования могут быть созданы структурные подразделения, работающие по двум направлениям:
- повышение квалификации, переподготовка кадров и подготовка педагогических кадров, находящихся на кафедрах учреждений высшего и среднего профессионального образования (институтов, факультетов);
- осуществляется повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов: в учреждениях высшего профессионального образования эти функции выполняют факультеты, межотраслевые региональные центры, курсы повышения квалификации; в учреждениях среднего профессионального образования (в том числе кафедры повышения квалификации и переподготовки профессиональные курсы и курсы повышения квалификации).
Лицензированные учреждения могут осуществлять образовательную деятельность в области дополнительного образования как взрослых, так и детей, независимо от возраста, в учреждениях разных типов и организаций. Если учреждения дополнительного образования такого типа существуют, то возрастных ограничений в них не установлено. Этими учреждениями являются: дома знаний, образовательные центры, народные университеты, институты непрерывного образования и т. д.
1.2 Школьное дополнительное образование детей
В современных условиях необходимость взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей в рамках образовательного комплекса приобретает особое значение, и их интеграция рассматривается не только как перспективная тенденция, но и как условие достижения нового качества образования. образование в решении проблем развития, воспитания и жизненной подготовки подрастающего поколения. Сближение и взаимодействие двух систем образования направлено на удовлетворение образовательных потребностей детей и обеспечение разнообразия индивидуальных образовательных траекторий их развития, расширение возможностей получения общего и предпрофессионального образования. В этих условиях целью дополнительных общеобразовательных программ является повышение мотивации учащихся к изучению основных общеобразовательных предметов, развитие универсальных образовательных действий, развитие общего творческого и интеллектуального развития детей и подростков. Такое дополнительное "школьное" образование направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы, что приближает дополнительное образование детей к внеклассной деятельности. Согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО, основная образовательная программа школы реализуется посредством внеклассных и внеклассных мероприятий. Таким образом, при разработке модели интеграции общего образования и дополнительного образования детей необходимо учитывать все три составляющие этого взаимодействия: школьную деятельность, дополнительное образование детей и внеклассные занятия, каждая из которых имеет свою специфику с определенной спецификой. объединяющая основная характеристика: проводимые мероприятия носят образовательный характер. В сложившейся ситуации необходимо выйти на новый уровень взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей с учетом цели, содержания и особенностей организации внешкольной деятельности, анализа достижений существующей практики и понимания новых тенденций. Важно предусмотреть, чтобы дополнительное образование детей проводилось учителями, специально подготовленными для этой деятельности, а внеклассные занятия проводились учителями, поскольку выполнение функций реализации дополнительных общеобразовательных программ им не свойственно. Только в этом случае интеграцию можно рассматривать как механизм достижения нового качества образования и интегрированное образовательное пространство будут способствовать повышению мотивации к изучению базовых общеобразовательных предметов, развитию универсальной учебной деятельности, общему творческому и интеллектуальному развитию детей и подростков, самореализации личностных способностей, профессиональному и жизненному самоопределению личности. студенты.
Дополнительное образование детей, интегрированное с общим образованием, направлено на: - закрепление и ориентирование практического применения предметных знаний, которые учащиеся приобретают в рамках общего образования;
- знакомство детей и подростков с основами социальных практик и современных профессий, предоставление им возможности исследовать эти области и их первые "образцы" в этих областях;
- решение индивидуальных образовательных задач, ориентированных на разнообразные интересы, и формирование пространства для самостоятельного выбора учащимися Источников формирования знаний, способностей, личностных качеств;
- приобретение учащимися умения контролировать собственное поведение, отношения, деятельность для достижения социально значимых результатов.
Целью дополнительного образования детей в структуре общеобразовательной школы является обеспечение" проб " учащегося в различных видах деятельности: игре, общении, спорте, творчестве, науке и технике. Результатом этих тестов должно стать самоопределение учащегося в двух основных областях: в будущей профессиональной сфере и в сфере досуга. Следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт не предусматривает решения этих задач. Дополнительное образование детей в такой ситуации действительно дополняет и дополняет общее образование, доводит его до "полного". Это позволяет учащимся расширить представления об основных знаниях и развить навыки, которые наиболее важны для жизни школьников, то есть овладеть знаниями как практическим инструментом. Основным критерием дополнительного образования детей в общеобразовательной школе является формирование знаний, установок и навыков, которые учащиеся всегда смогут сознательно использовать для решения стоящих перед ними задач любого характера. В этом смысле деятельность школьников в сфере дополнительного образования будет построена вокруг" проектов "или вокруг развития" операций", характерных для конкретных профессий или социальных отношений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова О.В. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя / О.В.Акулова, С.А.Писарева, Е.В.Пискунова, А.П.Тряпицына. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 290 с.
2. Асатрян А.А. Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей. / А.А.Асатрян // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013, №1. — С. 35 — 38.
3. Васильева С.В., Балебанова Е.В. Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей. / С.В.Васильева, Е.В.Балебанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент – 2011. — №2. — с. 16
— 19.
4. Вельская Е.В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент
— 2012. — №1. — с. 63 — 66.
5. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.)
«Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». [Электронный ресурс] — URL: http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/pr_2014.pdf
6. Ислентьева Е.В. Информационное обеспечение управления учреждением дополнительного образования детей / Е.В.Ислентьева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2015. — №2. — с.79 — 82.
7. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. — URL: http://mon.gov.ru/edu-politic/priority
8. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, Проект, направленный в регионы для ознакомления Департаментом дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки РФ от 26.12.2012 г.). [Электронный ресурс] — URL: http://dopedu.ru/attachments/article/263/megvedomst-programma.pdf
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271). [Электронный ресурс] — URL: http://mon.gov.ru/edu-politic/priority
10. Подвозных, Г.П., Беднова В.И., Игошина О.Ф. О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся. / Г.П.Подвозных, В.И.Беднова, О.Ф. Игошина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2015. — №2. — с. 34 — 38.