Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения в творческом вузе
1.1. Процесс формирования профессиональных компетенций у студентов в условиях реализации ФГОС
Любой образовательный процесс осуществляет три основные взаимосвязанные функции:
1. Обучающая.
2. Воспитывающая.
3. Развивающая.
Подобного рода функции осуществляются в ходе любого учебно – воспитательного процесса. Не исключено это и в ходе реализации процесса обучения в системе высшего образования. Речь при этом всегда идёт о реализации триединой образовательной цели: обучающей, воспитывающей и развивающей.
Этот вопрос не является новым, и образовательный процесс всегда подразумевал реализацию в образовательном процессе данного рода целей и функций. Когда речь шла о реализации традиционного подхода, до выхода в свет образовательных стандартов ФГОС, речь в основном шла о реализации функции обучения и требования предъявлялись к так называемым ЗУНам, формируемым в образовательной среде, знаниям, умениям и навыкам [8].
По отношению к ЗУН требования почти не изменились, но в современной образовательной среде произошла смена парадигмы от модели знаний, к компетентностной, или системно - деятельностной. В связи с чем, у студентов, согласно требованиям ФГОС формируют профессиональные и общие компетенции.
Под профессиональными компетенциями понимают познаваемую, поддающуюся оценке, совокупность взаимосвязанных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения стандартных требований и разрешений типовых проблемных ситуаций в области конкретной профессиональной деятельности. Учитывая обязательность личностно ориентированного подхода в любом современном образовательном процессе, формирование профессиональных компетенций, заданных ФГОС и всех их аспектов в виде знаний, умений и навыков проверяют у каждого студента персонально, что несомненно, требует дидактического, методического и контрольно – оценочного материала разрабатываемого в рамках соответствующей образовательной программы высшего образования.
Для системы вуза характерна компетентностная образовательная модель, которая в качестве конечного образовательного результата подразумевает формирование общих и профессиональных компетенций у субъекта профессионального образования. Рассмотрим в общих чертах роль обучающей, воспитывающей и развивающей функций обучения в вузе. Под функцией понимают однородную по содержанию группу устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для конкретной категории специалистов.
1. Обучающая функция. Предполагает формирование профессиональных знаний, умений и навыков в рамках заданного ФГОС ВО. При этом функция подразумевает планирование, подготовку, осуществление, контроль и обслуживание производственного процесса. У субъекта происходит формирование общепрофессиональных и политехнических умений и навыков, которые обеспечивают широту профиля подготовки. Сформированные в ходе обучающей функции умения позволяют применять полученные знания для решения учебно-производственных задач. Формируется готовность к овладению новыми технологиями и определенным профессиональным опытом, обеспечивающим владение полученной специальностью [12].
Можно говорить о том, что обучающая функция заключается в формировании у студентов системы научных, технологических и производственных знаний, которые способствуют формированию профессиональных умений, навыков и компетенций для решения учебных и производственных задач.
2. Воспитывающая функция обучения подразумевает следующее:
-воспитание уважения к труду в области своей специальности;
-воспитание высоких нравственных качеств будущего специалиста;
-воспитание чувства коллективизма, товарищества и готовности к профессиональному и социальному общению;
-воспитание у студента трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности и инициативы;
-формирование у студента норм и правил поведения в социуме.
Воспитательная функция является объективной закономерностью и неотъемлемой составной частью процесса обучения. Обучение постоянно воспитывает студентов. При этом основная задача куратора максимально использовать и разви¬вать воспитательные возможности и ресурс процесса обучения. Можно говорить о том, что воспитательная функция обучения направлена на воспитание у студентов личностно и профессионально значимых качеств, которые позволяют судить о профессиональной и социальной компетентности будущего специалиста.
3. Развивающая функция обучения подразумевает следующее:
-формирование и развитие рациональных приемов мышления студентов;
-развитие познавательной активности и учебно-производственной самостоятельности студентов;
-формирование и развитие творческого мышления в процессе профессионального обучения и производительного труда;
-развитие познавательных и профессиональных интересов и способ-ностей студентов;
-развитие внимания, наблюдательности, воли, настойчивости при достижении поставленной цели;
-развитие навыков самообразования и самосовершенствования в процессе обучения;
- формирование и развитие культуры учебно-производственного труда в процессе производственной практики.
Как было отмечено, обучение, воспитание и развитие представляет собой триединую образовательную цель. Не бывает обучения без воспитания и воспитания без обучения. При этом всегда проистекают процессы развития того, или иного личностного, или профессионального аспекта субъекта. в связи с этим можно говорить о том, что наряду с формированием профессиональных компетенций важно также формировать все группы компетенций. которые заданы ФГОС высшего образования.
Необходимо отметить, что в процессе производственной практики, на первый план выступают умения и навыки планирования и организации труда, контроль хода и результатов технологического процесса и др. [13]. Все это требует от студента развитых умений наблюдения, сравнения, способности делать правильные выводы и необходимость самостоятельно разбираться в различных производственных ситуациях.
Все формируемые группы компетенций у студентов вуза позволяют получить в образовательном процессе профессионально значимые знания, умения и навыки, включая получение профессионального опыта. В данном случае речь идёт о формировании профессиональных компетенций, заданных ФГОС ВО.
Компетенции представляют собой сформированные личностно и профессионально значимые свойства, и качества субъекта, благодаря которым он способен находить и правильно использовать полученную информацию, принимать при необходимости самостоятельные решения и уметь грамотно общаться с теми, кто его окружает.
При этом можно говорить о том, что в ходе реализации обучения обучающей, воспитывающей и развивающей функций, происходит формирование всех тех необходимых умений и навыков, которые в дальнейшем составляют основу профессиональных компетенций будущего специалиста, а значит и его профессиональной компетентности в целом.
Можно говорить о том, что именно развивающая функция направлена на формирование у студентов рациональных приемов мышления, развитие познавательной активности и др. Обучение, воспитание и развитие тесно взаимосвязаны между собой. Эффективность любого обучения во многом определяется эффективностью решения воспитательных и развивающих задач. При этом очевидно, что воспитание и развитие происходят в процессе обучения и в решающей степени зависят от его эффективности [15].
И.Ф. Харламова писала о формах организации учебной деятельности. Многие из исследований обращают внимание на необходимость разработки соответствующих методических материалов для каждой из получаемых специальностей, которые бы учитывали обучение, воспитание и развитие субъектов, получающих образование в системе ВО. В отличие от школы, где все учебно-методические комплексы по предмету педагоги имеют в готовом виде, преподаватели вузов занимаются их разработкой самостоятельно. Педагоги разрабатывают методические указания и рекомендации к практическим занятиям и лабораторным работам, к самостоятельной работе студента и для всех видов аттестаций, как по теории, так и по практике и др.
Помимо обучающей, воспитывающей и развивающей функции обучения, можно выделить следующие дополнительные функции:
1. Методическая.
2. Производственно-технологическая.
3. Организаторская.
4. Диагностическая.
Методическая функция направлена на подготовку, обеспечение и анализ целостного учебно-воспитательного процесса. Как уже было отмечено, централизованное учебно-методическое оснащение учебного процесса невозможно из-за огромного числа существующих специальностей. В связи с чем, педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию и методически ее перерабатывать. В их методические задачи входит отбор учебного материала и выбор эффективных средств и технологий обучения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация [Текст] / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая кн. - 2009. - 220 с.
2. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра [Текст] / А.М. Айламазьян. - М.: Владос-пресс, 2014. –285 с.
3. Аксенов, В.В. Экономические деловые игры [Текст] / В.В. Аксёнов. – Среднее профессиональное образование. 2000. - No 8. – С. 28 – 32.
4. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П. Беспалько. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 204 с.
5. Баластов, А.В. Практическое применение информационных технологий при обучении в высшей профессиональной школе [Текст] / А. В. Баластов. - Вестн. Том. гос. пед. ун-та. – 2012. – No 4. – С. 167-170.
6. Бордовский, Г. А. Образование в постиндустриальном высокотехнологичном обществе: учебник [Текст] / Г. А. Бордовский, И. И. Соколова. - Санкт Петербург: Акад. вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО, 2014. – 41 с.
7. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / Н.Г. Берденникова, В.И. Меденцев, Н.И. Панов. – М.: ДАРК, 2006. – 208 с.
8. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. - Современная высшая школа. - 2002. - No 3. – С 39 - 45.
9. Вербицкий, А.А. Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов [Текст] / А.А. Вербицкий, Т.А. Платонова // Обзорная информация. НИИВШ. М. -2006. - Вып. З. - 42 с.
10. Васьков, Е.Я. Информационно-методическое обеспечение педагогического процесса [Текст] / Е. Я. Васьков. - Профессионал. – 2007. – No4. – С.77-92.
11. Волков, И.П. Педагогические технологии [Электроный ресурс] / учебное пособие: Педагогика / И. П. Волков. – 2013. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=117 (дата обращения: 09.06.2023).
12. Гусева, Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса [Текст] / Р. П. Гусева. - Среднее профессиональное образование. - 2008. No3 – с 17-20.
13. Гончарик, Н. Г. Цифровые мультимедийные технологии – смысловые средства передачи информационного содержания [Текст] / Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр. / Н. Г. Гончарик. – 2012. –Вып. 21. – С. 74-76.
14. Ершов, А.П. Информатика и вычислительная техника, программирование [Электронный ресурс] / Архив академика А. П. Ершова, 2011.– Режим доступа: http://www.ershov.ras.ru/russian (дата обращения: 09.06.2023).
15. Зайнутдинова, Л.Х. Электронные учебники в обучении [Текст] / Л. Х.Зайнутдинова. - Оренбург: Вестник ОГУ No5, 2010. – 111 с.
16. Иоффе, А.Н. Активная методика – залог успеха [Текст] / А.Н. Иоффе // Гражданское образование. Материал международного проекта. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. - 2000. – 382 с.
17. Карпенко, М.В. Будущему образованию – технологию будущего [Текст] / М.В. Карпенко. – Обозреватель. – 2009. - No 6. – С.18-22.
18. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.