Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы организации учебной экскурсии как внеурочной деятельности школьников
1.1. Система внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Внеурочная деятельность – это деятельность школьников вне уроков, реализуемая на основе учебного плана. Школа для каждого ребёнка - это одно из важнейших событий в его жизни и именно здесь ребёнок приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни. В школе ребёнок осваивает разнообразные социальные роли и становится самостоятельным. Успех ребенка в его будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции в различные процессы, во время школьной жизни [3].
Внеурочная деятельность – это составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учеников. Современная школа имеет большой опыт проведения воспитательной работы, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеурочную деятельность можно определить как систему воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
Внеурочная деятельность решает следующие образовательные задачи:
-расширение мировоззрения школьников;
-совершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных учениками на уроках;
-развитие творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов учеников и др.
Ученики сами решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, и прежде всего в соответствии со своими интересами, желанием узнать что-то новое. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы. Она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес и познавательную активность школьников.
Внеурочный характер занятий выражается в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть сквер, парк, зал музея, школьный сад и др. Во внеурочной деятельности отсутствует строгий учет знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, сборов, выпуска стенгазет, написания исследовательских работ, выступлений агитбригад и др. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе ученики проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить и сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика. Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым школьником своих интересов и увлечений.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) сегодня регламентирует в образовательной среде реализацию не только урочной деятельности, но и внеурочной. ФГОС вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Сегодня внеурочная деятельность играет большую роль в формировании у школьников одного из видов образовательного результата, согласно требованиям ФГОС, универсальных учебных действий (УУД).
Под внеурочной деятельностью понимают часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности. Внеурочная деятельность помогает формировать учебную мотивацию школьников и способствует расширению образовательного пространства. Также внеурочная деятельность создаёт дополнительные условия для развития учеников. Это, прежде всего - воспитательная деятельность, которая направлена на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Её организуют с детьми поле уроков учителя-предметники, классные руководители и педагоги дополнительного образования.
К задачам внеурочной деятельности относят:
-воспитание у детей целеустремленности и трудолюбия;
-организацию общественно-полезной и досуговой деятельности учеников;
-формирование навыков коммуникативного общения;
- привлечение школьников к разнообразной продуктивной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на то, что интересно ребенку. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность субъекта. Именно этим внеурочная деятельность привлекает учеников, поскольку они получают возможность заниматься тем, что их действительно привлекает. Внеурочная деятельность дает возможность поднять самооценку тем детям, которым учеба дается не очень легко. Нельзя конечно говорить о том, что это некоторая компенсация пробелов в учебной деятельности ребенка, но, тем не менее, сегодня уже очевидно, что это явление, достаточно новое для российской школы себя вполне оправдало.
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность для детей должна быть организована во второй половине дня. Это должно быть обеспечено с соблюдением определенного промежутка времени после уроков, с целью отдыха детей от учебной деятельности.
К основным направлениям внеурочной деятельности относят [17]:
-художественно-эстетическое;
-научно-познавательное;
-спортивно-оздоровительное;
-военно-патриотическое;
-проектная деятельность;
-общественно-полезная деятельность.
К формам организации внеурочной деятельности относят:
-экскурсии;
-круглые столы;
-научные общества;
-кружки и секции;
-конференции и диспуты;
-общественно-полезные практики;
-соревнования и викторины;
-олимпиады и конкурсы;
-поисковые и научные исследования.
Как можно увидеть из направлений и форм организации внеурочной деятельности, ученики на любой вкус могут определить для себя, чем им больше всего хотелось бы заниматься в рамках внеурочной деятельности. большая роль в организации внеурочной деятельности отводится учителю. Ему необходимо организовать свою работу таким образом, чтобы как можно большее количество детей было бы ею занято. Именно через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные ему самому, таланты и способности. Открыв в себе нечто новое, ученик начнет верить в себя и в свои силы. Дети часто и много общаются со своими сверстниками именно в рамках внеурочной деятельности, что позволяет говорить о формировании у детей коммуникативных УУД.
Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей личности. Каждый из детей имеет возможность определить свои индивидуальные способности и обозначить для себя новые жизненные принципы, интересы и ценности. В ходе выполнения, каких - либо продуктивных действий, ученик становится способен дать адекватную оценку самому себе и своим действиям. Это может говорить о том, что происходит процесс воспитания ответственности за свои поступки. Формируются новые личностно значимые качества. Осознаётся значимость таких нравственных категорий как: добро, красота, забота, взаимопомощь и др. Очень важно именно в школе определить и развить интересы детей. При этом каждый педагог должен помнить о том, что главное правило внеурочной деятельности - никакого принуждения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с.
3. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
6. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225с.
7. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
8. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 07.06.2023).
9. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.
10. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
11. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - с. 59-62.
12. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
13. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - No 1. - с.8-15.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Мотюшкин – Москва: Директ - Медиа, 2008.-354с.
15. Мазур, Е.В. Место словарной работы в системе развития связной речи школьника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы школьной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 07.06.2023).
16. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова / Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39.
17. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
18. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - с.219-226.
19. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - No 3.- с.107.
20. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.Савенков // - Москва: – 2012.-157с.
21. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова // Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
22. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие /Т.Е.Соколова . - Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.- 228 с.
23. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 07.06.2023).
24. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций школьников на основе деятельностного метода обучения / Л.Ю. Ходаева. - Управление начальной школой. – 2013. – №6.- С.14-18.
25. Экскурсия как средство речевого развития [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23096?ysclid=lev07l0pm180646035 (дата обращения: 07.06.2023).