Фрагмент для ознакомления
2
В течение многих лет ученые не теряли надежды объяснить поведение человека. Результатом этого интереса стали многочисленные теории мотивации, количество которых превышает дюжину. В настоящее время эта проблема не потеряла своей актуальности, скорее наоборот. Это связано с растущими требованиями практики: в сфере производства вопросы активизации и управления поведением человека, а также оптимизации использования человеческих ресурсов становятся все более важными и актуальными [12].
Однако исследование мотивации далеко не окончательно решает все вопросы. Самой популярной и широко используемой теорией является теория американского психолога, одного из основоположников гуманистической психологии А. Маслоу. Он различал не отдельные мотивы, а целые группы. Эти группы находятся в иерархии ценностей в соответствии с их ролью в развитии личности. В то же время потребности более высокого и высокого уровней интерпретируются как не менее инстинктивные (врожденные), чем потребности более низкого уровня. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. Деятельность не столько «подталкивается» изнутри, сколько привлекается извне возможностью получения удовлетворения. Основной идеей классификации А. Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, который гласит, что потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены до того, как потребности более высокого уровня активизируются и начнут определять поведение.
Иерархическая модель мотивации А. Маслоу состоит из пяти уровней:
- физиологические потребности - голод, жажда, сексуальность и т. д.;
- потребности в безопасности;
- потребности в социальных связях;
- потребности в самоуважении;
- потребности в самореализации [26].
Иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. За этим следуют потребности в безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности в самоуважении и, наконец, в самореализации. Самореализация может стать мотивом поведения только тогда, когда все остальные потребности удовлетворены. В случае конфликта между потребностями разных иерархических уровней побеждает самая низкая потребность. Из всех мотивов главный интерес А. Маслоу вызывает потребность в самореализации. Исследователь пишет: «Даже когда все эти потребности удовлетворены, мы все равно часто можем ожидать, что, если человек не будет делать то, что он намеревается, вскоре возникнут новые неудовлетворенность и беспокойство. Чтобы быть в гармонии с самим собой, музыкант должен создавать музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать стихи [26].
Человек должен быть таким, каким он может быть. Эту потребность можно назвать самореализацией. Это означает, что человек стремится к самореализации, а именно к своему желанию стать тем, кем он может быть». Г. Мюррей, создатель знаменитого тематического апперцептивного теста (ТАТ), попытался систематизировать различные теоретические подходы и концепции в изучении мотивации. С его точки зрения, потребность в личности и давление ситуации следует рассматривать как центральные концепции, которые соответствуют друг другу. Мюррей выделил несколько причин для классификации потребностей.
Во-первых, есть первичные потребности (вода, еда, сексуальная разрядка, избегание холода и т. д.) и вторичные (психогенные) потребности: унижение, достижение, принадлежность, агрессия, независимость, конфронтация, уважение, защита, доминирование, внимание, избегание вреда, избегание ошибок, покровительство, порядок, игра, неприятие, понимание, сексуальные отношения, обращение за помощью (зависимость). Г. Мюррей добавил, что у него также есть потребности в приобретении, избегании вины, познании, внимании, избегании вреда, избегании неудач, покровительстве, порядке, игре, неприятии, понимании, сексуальных отношениях, помощи (зависимости), создании, обучении, принятии, сохранении.
Во-вторых, потребности делятся на позитивные (поиск) и негативные (избегание), явные и скрытые.
Концепция мотивации Д. Макклелланда рассматривает три основные группы потребностей: власть, успех, целеустремлен
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни./ К.А.- Абульханова-Славская, М.: Мысль, 2001. - 292с.
2.Абульханова-Славская, К.А., Брушлинский, А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский,- М. 1989. -248 с.
3.Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. С англ. / Фонд «За экономическую грамотность» / А. Адлер, - М., 1995. - 296 с
4.Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол.журнал 1984. Т.5. №5/ В.Г.Алексеева, - c.15-25.
5.Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. / Б. Г. Ананьев,- М., 2005. - 342 с.
6.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев, -Л., 1968. - 338 с.
7.Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. Издание второе / Г.М. Андреева, -М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
8.Андриенко, Е.В. Социальная психология. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина./ Е.В. Андриенко, -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 39 с.
9.Братусь, Б. С. Аномалии личности./ Б. С. Братусь, - М.: Мысль, 1988. - 124-129 с.
10.Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. -- 1999. - № 5./ С. С. Бубнова, -- С.38-44.
11.Будинайте, Г. Л., Корнилова, Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. - 1993.- № 5. / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова, - С. 99-105.
12.Буреева Н. Н., Козлова М. С., Петрова И. Э., Тухватуллина М. А. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом работников вуза (по материалам социологического исследования) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки». 2017. № 3(47). С. 79–87.
13.Варламова, Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход./ Е.П. Варламова, С.Ю/ Степанов - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 97-101 с.
14.Варыханова К. В., Куренок Ю. Е. Удовлетворенность трудом в зависимости от мотивации профессиональной деятельности работников в условиях современного производства // Вестник Иркутского государственного технического университета. Сер. «Гуманитарныенауки». 2014. №10 (93). С. 293–297.
15.Василюк, Ф. Е. Психотехника выбора. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур./ Ф. Е. Василюк, - М.: Смысл, 1997. - 147 с.
16.Головаха, Г.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000./ Г.И. Головаха, - с. 212-267
17.Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 38–53.
18.Жуйкова М. А. Удовлетворенность трудом как объект социологического изучения // Вестник Удмуртского университета. Сер. «Философия, психология, педагогика». 2014. Вып. 1. С. 18–22.
19.Иванова Т. Ю., Рассказова Е. И., Осин Е. Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 3. С. 2–15.
20.Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением) / под ред. В. Г. Андреенкова. Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. 100 с.
21.Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство./ В. Н. Карандашев,- СПб., 2004. -70 с.
22.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.H.Леонтьев М.. 1977. - 13 с.
23.Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций./ Д.А.Леонтьев - М., 1992, - 17 с.
24.Мандрикова Е. Ю. Теория самодетерминации в организационном контексте: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 4. С. 126–140.
25.Мандрикова Е. Ю., Горбунова А. А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 4. С. 2–22.
26.Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ./ А.Маслоу, - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
27.Наумова, И. Ф. Социологические и психологические аспекты целена-правленного поведения./ И. Ф. Наумова, - М., 1988. - 199 с.
28.Олпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.
29.Осин Е. Н., Горбунова А. А., Гордеева Т. О. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности // Организационная психология. 2017. Т. 7. № 4. С. 21–49.
30.Осин Е. Н., Иванова Т. Ю., Гордеева Т. О. Автономная и контролируемая профессиональная мотивация как предикторы субъективного благополучия у сотрудников российских организаций // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 1. С. 8–29.
31.Прохорова М. В., Прохоров В. М. Возрастная динамика внутренней и внешней мотивации трудовой деятельности // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Психология». 2015. Т. 8. № 3. С. 57–64.
32.Удалов А. С., Удалова Н. А. Трудовая мотивация в современной России: комплексный подход // Российское предпринимательство. 2014. Т. 15. № 9. С. 42–51.
33.Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. С англ./ Э /Фромм, - М., 1994. - 447 с.
34.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб. : Питер ; М. : Смысл, 2003. 860 с.
35.Шапиро С. А. Социально-экономические аспекты трудовой деятельности : монография. М. : ИД «АТИСО», 2011. 254 с.
36.Шелдон К. М. Введение в теорию самодетерминации и новые подходы к мотивации роста // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 7–17.
37.Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. - 1982. - Т.3. - № 5./ Ю. А. Шерковин, -- С.235-145.
38.Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. - 1994. - № 1. / В. А. Ядов, - С.35-52.
39.Янчук, В.А. Введение в социальную психологию: учебн. Пособие для вузов./ В.А. Янчук, -Мн.: АСАР, 2005. - 768 с.