Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯДЕТЕЙ МЛЕДШЕГО ШКОЛНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные методы и приёмы реализации личностно-ориентированного подхода
Для начала необходимо изучить следующие концепции:
В качестве метода обучения рассматривается упорядоченная деятель-ность учителя и учащихся, направленная на достижение поставленной цели обучения.
Приемом обучения является элемент метода, его составная часть, от-дельный шаг в реализации метода. При этом учебные пособия - это матери-альные объекты и предметы интеллектуальной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса, выполняющие функции развития учащихся.
В обучении учащихся начальной школы метод мотивации в основном используется для успешной реализации личностно-ориентированного под-хода. Его без преувеличения можно назвать центральным, поскольку для ре-бенка мотив является источником всей деятельности и выполняет функцию мотивации и формирования смысла. Младший школьный возраст является благоприятной основой для формирования желания учиться.
Мотиваций выступает внутреннее психологическое свойство личности, которое выражается во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Действия без мотива или со слабым мотивом либо вообще не выполняются, либо оказываются крайне нестабильными. Количество усилий, которые учащийся прикладыва-ет к учебе, зависит от того, как он или она чувствует себя в той или иной си-туации. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения приводил ребенка к интенсивной внутренней мотивации к знаниям и напряженной умственной работе.
Работа по формированию мотивов обучения предполагает наличие трех блоков, каждый из которых представляет свой вид деятельности: эмо-циональный, мотивационно-целенаправленный, познавательный. Каждый блок рассматривается в позиции полученного результата, который служит основой для использования в других блоках [12].
Основная задача эмоционального блока - пробудить у учащихся любо-знательность - причину познавательного интереса.
Учитель с целью формирования личности ребенка использует для этого следующие методы:
- создание ситуации успеха путем выполнения заданий, которые могут выполнять все учащиеся, и изучения новых материалов на основе старых знаний;
- позитивный эмоциональный настрой, за счет создания дружеской ат-мосферы доверия и сотрудничества в классе, яркого и эмоционального языка учителя;
- размышление, оценивая свои собственные действия и действия дру-гих, оценивая результат деятельности и отвечая на вопросы, требующие множественных ответов (например, «Почему это было сложно?», «Что ты обнаружил, чему научился в классе?» и т.д.);
- веселое, необычное начало урока, с использованием музыкальных произведений, игровых и соревновательных форм, юмористических момен-тов.
Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся поста-новке целей в обучении, пониманию и реализации целей урока. Это стало возможным благодаря следующим методам:
- прерывание и незавершенность образовательной деятельности путем создания ситуации недостатка знаний и самостоятельного определения целей следующих видов деятельности;
- предоставление права голоса посредством многоуровневых заданий, совместного планирования занятий, варьирования заданий в зависимости от важности, прерывания и незавершенности занятий;
- реагирование на ошибку с помощью техники «обнаружения ошибки», выявление причин ошибки и определение последующих действий;
- практическая ориентация, обусловленная соотнесением учебного ма-териала с конкретной жизненной ситуацией, определяющей значимость изу-чаемого материала.
Когнитивный блок направлен на формирование учебной деятельности, характеризующейся способностью самостоятельно определять учебную за-дачу (проблему) и овладевать новыми методами учебной деятельности, при-емами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Эта задача реализуется с помощью следующих методов:
- вовлечение учащихся в коллективную деятельность путем организа-ции групповой работы, игровых и соревновательных форм, взаимной про-верки, коллективного поиска решения проблемы, «методом проб и ошибок», помощи учащимся друг другу;
- необычная форма подачи материала;
- создание проблемной ситуации путем анализа, сравнения учебных объектов, организации обучения со стороны учащихся, создания ситуации недостатка знаний, установления противоречий;
- сотрудничество в классе посредством совместного решения проблем и разрешения противоречий, эвристической беседы, обсуждения в процессе обучения, выявления основных характеристик предметов, классификации, обобщения, моделирования;
- вовлечение учащихся в оценочную деятельность посредством органи-зации размышлений, использования рефлексивных линий, обратной связи учащихся о реакциях других, оценки промежуточных достижений;
- поощрение активности посредством оценки, благодарности, словесно-го поощрения, демонстрации лучших работ, незначительной помощи со сто-роны учителя, более сложных заданий [8].
Учебная деятельность учащегося мотивируется не одним мотивом, а целой системой различных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга и находятся в определенном отношении друг к другу.
Для внедрения личностно-ориентированного подхода в систему обра-зования необходимо изучить индивидуальные и личностные особенности учащихся, а именно особенности темперамента, особенности НС. Это позво-ляет им определять реакцию детей и выбирать правильные методы обучения и воспитания. Таким образом, учитель начальной школы должен иметь определенный «портрет» каждого из своих учеников, который облегчает ра-боту.
Развивающий эффект обучения определяется тем, как учителю удается преобразовать образовательную программу в собственную программу дея-тельности ребенка, то есть когда она ориентирована не только на возраст, но и на индивидуальные особенности младших школьников. В университете мы не только работаем над созданием дружественной творческой атмосферы, но и постоянно обращаемся к субъективному опыту учеников, то есть к опыту их собственной жизни. Процесс взаимодействия в классе предполагает не только одностороннее влияние учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик должен быть в состоянии извлечь из этого максимум пользы как но-ситель субъективного, лично значимого для него опыта, а не безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель [12].
Как считает Л.С. Панина, для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к организации обучения младших школьников и поддержания мотивации учащихся используются различные методы и прие-мы. Они предназначены для реализации каждого из запланированных ре-зультатов в ФГОС НОО.
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Проблема формирования личности и развития ребенка является одной из важнейших тем исследований представителей практической и теоретиче-ской педагогики и педагогической психологии, в задачи которых входит определение наиболее эффективных условий развития, формирования и со-циализации личности. Успешное решение этих задач основано на учете пси-хологических особенностей детей определенной возрастной группы при по-строении воспитательной работы.
В российской педагогике возрастной период, который вписывается в понятие «младший школьный возраст», соответствует 6-11 годам. Это осо-бый период, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы бу-дущего нравственного поведения, происходит усвоение основных мораль-ных норм, формируется ориентация личности, проявляются склонности и та-ланты, а соответственно, и потребности в их развитии. Повышенная чувстви-тельность детей этого возраста определяет большие потенциалы их разно-стороннего развития, а правильный педагогический подход поможет рас-крыть ребенка и стать гармонично развитой личностью.
В педагогике и психологии существует несколько теорий факторов, определяющих умственное развитие детей в разные возрастные периоды. Например, согласно теории Фрейда, личностное развитие объясняется дей-ствием биологических факторов и опытом семейного общения. При этом вы-деляют пять этапов умственного развития, на каждом из которых интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6-12 лет соответствует латентной стадии [7].
В современной педагогической психологии наибольшей популярно-стью пользуются теории Л.С. Выготского и Жана Пеже.
Периодизация Л.С. Выготского основана на утверждении, что умствен-ное развитие ребенка напрямую зависит от ведущих видов деятельности воз-растной группы, имеющих решающее значение, – игровой, учебной деятель-ности и т. д. Однако со сменой возрастной группы виды деятельности, кото-рые в предыдущей группе считались основными, больше не исчезают - они продолжают существовать параллельно, но больше не являются основными детерминантами умственного развития.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного образования[Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013.
2. Абушенко, В. Л. Личность. Новейший философский словарь [Текст]/ Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. – 896с.
3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Тест]/ Ш. А.Амонашвили. – Минск.: Издательство «Университет-ское», 1980. - с.237
4. Белухин, Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики [Текст]/ Д. А. Белухин - М.: «Новая школа», 1996. - 320с.
5. Блонский, П.П.Психология младшего школьника: избр. труды[Текст] /П.П.Блонский– Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с.
6. Востриков, А.А. Проблема развития личности младших школьников в свете нового обращзовательного стандарта общего образования [Текст]// Вестник ТГПУ 2011 № 13 С. 178-182.
7. Выготский, Л.С.Психология развития человека [Текст] /Л.С. Выгот-ский— М.: «Эксмо», 2005. — 1136 с.
8. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. Посо-бие[Текст] / под ред.В.И. Журавлёва. - М.: Просвещение, 1988.– 237с.
9. Давыдов, В.В. Психологическое развитие в младшем школьном воз-расте [Текст]// Возрастная и педагогическая психология. - 2005. - №4. - С.69
10. Евдокимов, К.В., Беркин, Д.В. К вопросу о совершенствовании си-стемы военного образования в России [Текст]// Инновации в образовании. - 2004. - № 4.-С.213.
11. Ильина, Л.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Социальная сеть работников образова-ния[Электронный ресурс] / Л.А. Ильина .- Режим доступа: https://nsportal.ru/
12. Кон, И. С. Личность // Большой энциклопедический словарь[Текст] / ред. А.М. Прохоров – СПб.: Норинт -2002. – 1446.
13. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учител[Текст] / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1989.-256с.
14. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие[Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 c.
15. Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата[Текст] / И.Ю. Кула-гина. – Люберцы.: Юрайт, 2016. - 291 c.
16. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст]/ А.И. Липкина - М.: Просвещение, 1976. -120 с.
17. Лопатина, А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах [Текст] /А.А Лопатина, М.В. Скребцова– М.: Амрита-Русь, 2007. – 304 с.
18. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного разви-тия индивидуальности человека (том 3. период дошкольного и младшего школьного возраста) [Текст]/ Л.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2017. - 155 c.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., / В.С. Мухина - М.: Academia, 1999. - 456 с.
20. Особенности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Гвашева Ф.Р.- Сочи.: «Сочинский центр развития обра-зования», 2007 г., 72с.
21. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. До-школьное образование. Начальная школа[Текст]/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.
22. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания [Текст]. – М.: Новая школа, 1996.– 160с.
23. Программа начального общего образования УМК «Школа Рос-сии»[Текст]/Под ред. кандидата педагогических наук А.А. Плешакова. - М.: ВЛАДОС. - 188с.
24. Рубинштейн, С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Основы общей психологии: В 2 т. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагоги-ка, 1992. –720с.
25. Семаго, Н. Семаго М. Теория и практика оценки психического раз-вития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] /Н. Сема-го, М. Семаго– СПб.: Речь, 2010. – 385.
26. Семенчук, Л.А. Возрастная психология: учебно-методический ма-териал. [Электронный ресурс] /Л.А.Семенчук, А.И. Янчий.- Режим доступа: https://ebooks.grsu.by
27. УМК «Начальная школа ХХI века»[Текст]/ под редакцией Н.Ф. Ви-ноградовой - М.: Вентана-Граф, 2001г.- 118с.
28. Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника [Текст]/ Н.С. Чер-нышева -М.:Флинта, 2006. - 306 с.
29. Глобус 24. Мир образования / [Электронный ресурс]. –Режим до-ступа: https://globuss24.ru/
30. Социальная сеть работников образования/nsportal [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://nsportal.ru/