Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГРА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Субъектно-деятельностные технологии личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов
Практическая реализация модели процесса продуктивного личност-ного и профессионального развития учителей начальных классов в уни-верситете связана с проблемой разработки соответствующих технологий обучения. Под методами обучения мы понимаем целостный набор различ-ных процедур (дидактических, общеобразовательных, психологических и т.д.), определяемых соответствующими образовательными и воспитатель-ными целями и содержанием, которые призваны привести к необходимым изменениям (вплоть до появления новых) поведения и деятельности уча-щихся.
Из этого определения следует, что технология обучения представля-ет собой последовательность операций и процедур, которые в совокупно-сти образуют целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обу-чения и воспитания. С нашей точки зрения, процедуры, составляющие технологию обучения, нельзя интерпретировать как звенья алгоритма, ко-торый подробно описывает, как можно достичь определенного образова-тельного результата. Скорее, эти процедуры следует рассматривать как вспомогательные дидактические средства, обеспечивающие дальнейшее развитие учебного предмета в соответствии с его целями [12].
Изменение образовательной парадигмы связано в первую очередь с приоритетностью целей деятельности, что требует новых подходов к орга-низации образовательного пространства в вузе и новой структуры взаи-модействия преподавателя и учащегося в процессе обучения.
В настоящее время существует ряд несогласованных подходов к ор-ганизации образовательного процесса при подготовке учителей начальных классов.
Построение интегративной технологии предполагает выбор концеп-туального пространства, на основе которого может осуществляться сов-местное представление и координация идей.
Анализ современных технологий обучения в университете показыва-ет, что все они имеют общие основания для деятельности, а именно:
1) они рассматривают вовлечение учащегося в активную познава-тельную деятельность как инструмент формирования навыков профессио-нальной деятельности;
2) все авторы технологий обучения в вузе указывают на изменение функций участников образовательного процесса: преподаватель выступает в роли менеджера, организатора процесса, а учащийся является субъектом деятельности в основном процессе;
3) во всех технологиях отмечается ведущая роль самосознания и са-мосовершенствования будущих учителей в процессе обучения;
4) все авторы указывают на важность реализации идей гуманистиче-ской педагогики в процессе педагогического взаимодействия.
Во многих технологиях упор делается на овладение навыками буду-щих учителей по решению педагогических задач, основами педагогическо-го проектирования, при этом образование учащихся играет ведущую роль. Ключевые компетенции, отражающие основные профессиональные виды деятельности и методы их реализации.
Таким образом, результаты различных исследований, направленных на улучшение профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы, могут быть согласованы на основе интегративных технологий.
С другой стороны, объединяются идеи личностно-ориентированного, личностно-развивающего, индивидуально-творческого, объектно-ориентированного обучения ведущих отечественных и зарубежных препо-давателей и психологов, которые не конфликтуют друг с другом.
При этом новые технологии должны не разрушать «традиционную» систему образования как систему деятельности, а трансформировать ее, сохраняя то, что необходимо для достижения новых образовательных це-лей.
Деятельность учителя начальных классов по своей сути является не чем иным, как процессом решения педагогических задач различных клас-сов и уровней. Формирование ключевых компетенций у будущих учителей начальных классов предполагает овладение способами решения различно-го рода педагогических задач. Педагогическая деятельность определяется ее действиями и действиями. Развитие профессионализма деятельности за-ключается в том, что учитель осуществляет переход от оперативного управления к управлению действиями, а от него - к управлению деятельно-стью учащихся [8].
Функциональной ячейкой педагогической деятельности является пе-дагогическое действие как единство цели и содержания. Педагогическое воздействие учителя сначала представляется ему как познавательная зада-ча. При повторении одного и того же воспитательного действия примерно в тех же условиях решение когнитивной задачи сводится к предъявлению продукта воздействия, а само действие может выступать как действие, со-вершаемое на контролируемом уровне сознания. Творческий центр созна-ния высвобождается для решения новых когнитивных проблем. В этих условиях важно вооружить педагога не столько техникой, сколько мето-дом выполнения действий. В этом случае используется метод выполнения действий, направленных на решение педагогических задач.
Исходя из общей теории управления и концептуальных основ про-блемного подхода в педагогическом образовании, можно сказать, что ре-шение педагогической задачи проходит ряд этапов в своем развитии: ана-лиз педагогической ситуации, проектирование и организация образова-тельного процесса, регулирование и коррекция педагогической ситуации. процесс, оценивающий полученные результаты. Такое разделение управ-ленческого цикла условно, относительно. Все функции неразрывно связа-ны, накладываются друг на друга и переплетаются. Тем не менее в мето-дологии педагогической деятельности можно выделить несколько видов педагогических задач - по этапам решения педагогической задачи: анали-тическую, поисковую, прогностическую, конструктивную, организацион-ную, коррекционную, регулятивную, оценочную, рефлексивную.
Овладение методом осуществления действий по решению этих групп задач, на наш взгляд, будет способствовать овладению технологией педа-гогической деятельности.
Такой подход важен для подготовки учителей начальных классов в условиях вариативного начального образования. Для восстановления еди-ного образовательного пространства в начальной школе, реализующего активную образовательную парадигму, будущему учителю начальной школы необходимо сформировать конкретный и концептуально обосно-ванный алгоритм своей деятельности по организации учебного процесса для младших школьников. В этом случае результаты различных моделей обучения в начальной школе могут быть сопоставлены, и на этой основе может быть создана интегративная технология, основанная на известных психолого-педагогических теориях развивающего обучения. Одной из та-ких теорий является теория учебной деятельности, согласно которой структура учебной деятельности включает в себя следующие компоненты: мотивы обучения, учебные задачи, учебную деятельность, акты само-контроля и самооценки [13].
На основе технологии, разработанной для подготовки будущих учи-телей начальной школы, с учетом концептуальных положений теорий обу-чения в начальной школе, предлагается технология организации учебного процесса, которая гарантирует, что каждый ученик, независимо от его фактического личностного и профессионального развития, систематически включается в технологию педагогической деятельности, и что каждый уче-ник, независимо от его фактического личностного и профессионального развития, тем самым формируя его способности к этой деятельности. При разработке этой технологии должны рассматриваться этапы личностного и профессионального развития в соответствии с рабочей моделью, которая включает личностное развитие (самоопределение, самовыражение, саморе-ализация). Предполагается, что включение этих этапов в планирование и организацию учебных занятий поможет вовлечь учащихся в процесс са-моразвития их собственной личности и поможет им найти путь к самопо-знанию и самосовершенствованию.
1.2 Особенности личности и профессиональной деятельности учителя начальных классов
Ведущей, объективно определенной прогрессивной тенденцией раз-вития личности как в онтогенезе, так и в историческом развитии является выявление значимых взаимосвязей, тенденций и противоречий, проявля-ющихся во взаимообусловленности через деятельность. Именно в этой ре-альности происходит взаимопроникновение внутреннего и внешнего.
Познание феномена личностного и профессионального развития учи-теля начальной школы предполагает, прежде всего, выявление структур его профессиональной деятельности и личности. Личность учителя вовле-чена во все аспекты профессиональной деятельности. В то же время необ-ходимо подчеркнуть нашу принципиальную позицию, согласно которой учитель начальной школы не ограничивается профессиональными рамка-ми, а активно участвует в более широком спектре реальных отношений и взаимоотношений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования О. А. Абдулина. М.: Про-свещение, 2017.
2. Аболин, Л.M. Пcиxoлoгичecкиe механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. Казань: Изд-во Казан ун-та, 1987, 261 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии Субъект действия, взаимодействия, познания. К.А. Абульха-нова-Славская. М., 2001. 36-52.
4. Агавелян, B.C., Агавелян, P.O. Особенности изменения стиля мышления от предпочтительности психического состояния педагога. Логи-ка социокультурной эволюции./ B.C. Агавелян, P.O. Агавелян. Новоси-бирск, 1998.
5. Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства Ю.П. Аза-ров. М.: Изд-во Моск. Психол. соц. Ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЕК», 2004.432 с. П.Акмаев, Л.Р. Основные тенденции развития непре-рывного педагогического образования в Великобритании: Последняя чет-верть XX в.: автореф. дис. канд. пед. наук. Л.Р. Акмаев. 23 с.
6. Алексеев, Н И Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография Н. И. Алексеев. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997.216 с.
7. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей, Н.А. Аминов. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018.- с.8О.
8. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили. М.;.1995.
9. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания Б.Г. Ананьев Избранные психологические труды под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Институтт практической психологии»; Воронеж: ИИО «МОДЭК», 1996. 384 с. 364
10. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого са-моразвития В.И. Андреев. 2000. 608 с.
11. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории физиологии функцио-нальных систем П.К. Анохип. М.: Наука, 1980. 197с.
12. Анцыферова, Л.И. Психология личности как развивающейся системы Л.И. Анциферова Психология формирования и развития лично-сти. М.: Наука, 1991.
13. Артамонова, Е.И. Развитие духовной культуры учителя: Тео-рия и методика Е.И. Артамонова. М., 2000.
14. Архангельский, Н.Т. Закономерные основы и методы процесса в высшей школе, М.: Просвещение, 1980. 363 с.
15. Асмолова А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. - 2011 М.: Просвещение. 216 с.
16. Ахметова Д. З., Габдулхаков В. Ф. Теория и методика воспита-ния: учебное пособие/ Казань: Познание, 2007.
17. Багаева, И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы ее формирования у будущих учителей: дис. д-ра пед. наук И.Д. Ба-гаева. Усть-Каменогорск, 2016. 310 с.
18. Батищев, Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы приме-нения категории деятельности Г.С. Батищев, М., 1990. 366 с.
19. Белозерцев, Е.П. Высшая педагогическая школа в системе не-прерывного образования учителя: автореф. дис. д-ра пед. наук Е.П. Бело-зерцев. Л., 1990. 49 с.
20. Белоус, В. В. Интегральная индивидуальность: подходы, фак-ты, перспективы/В.В. Белоус// Психол. журнал. 1996. Т. 17, Х» 1. 44-51.
21. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. М.: Высш. шк., 1989. 141с.
22. Библер, В. От* наукоучения к логике культуры B.C. Библер. М., 1991.440 с.
23. Битянова М.Р. Культура самосовершенствования преподавате-ля М.Р. Битянова. М., 1994. 367
24. Боголюбов, В.И. Педагогическая технология: эволюция поня-тия В. И. Боголюбов// Педагогика. 1991. 9 123-128.
25. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творче-ских способностей Д.Б. Богоявленская Психол. журнал. 1995. Т. 16. J f 5. Se 37-45.
26. Богуславский, М.В. Страсти по синергетике М.В. Богуславский Мир образования. 1997. 5 1 7 2 1
27. Брошюра «Актуальные проблемы реализации ФГОС началь-ного общего образования средствами предметных линий УМК «Школа России».
28. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника. Журнал «Начальная школа»/ №4,2014
29. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и ро-дителей/Сост. Л.В. Ковинько-4-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2000
30. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Да-выдова. М., 1991.
31. Дарвиш О. Б. Возрастная психология/ М.: Гуманитарный изда-тельский центр ВЛАДОС, 2003
32. Егорова Н. А. Организация процесса адаптации первоклассни-ков. //Практика административной работы в школе. – 2013. - №5. – С.39.
33. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.
34. Казанская В.Г. Психическое здоровье как результат воспита-ния. Понятие о психическом здоровье школьника. URL: http://www.piter.com.
35. Корчагина, М. В. Формирование готовности будущих педаго-гов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельно-сти – Тольятти, 2013. – 25 с.
36. Крутецкий В.В. Психология обучения и воспитания школьни-ков. / В.В. Крутецкий - М.: Просвещение, 2006.
37. Лапина, С. Н. Становление информационно-коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов в образовательном про-цессе педагогического колледжа. – Чита, 2013. – 23 с.
38. Легенький Г. И. Цель и способы воспитания./ Г.И. Легенький - М., «Просвещение», 2008.
39. Лихачев Б. Т.Педагогика: курс лекций/ Гуманитарный изда-тельский центр ВЛАДОС, 2010
40. Лях Т. И., Лях М. В. Психология. Учебное пособие. Вып. 2. Возрастная психология / Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010.
41. Мавлиева А. М. Определение степени адаптированности к обу-чению в школе. //Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012. - №6. – С.2
42. Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008
43. Скударева . Г. Н Начальная школа. – 2014. - № 1. – С. 13-19. – Библиогр.: с. 19
44. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов в педагогическом вузе : монография / [А. Н. Неустроева и др.] ; Саха гос. пед. акад. – М. : Русский журнал, 2010. – 144 с
45. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании./ Н.И. Шевардин - М., «Дрофа», 2005
46. Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников./ М.Н. Шилова - М., «Педагогика», 2003
47. Шкляревская С. М. Интеграция образовательной среды пред-школы и начальной школы. //Педагогика. -2014. - №1. – С.60