Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы лингвокультурологического подхода к обучению русскому языку и литературе в школе
1.1. Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку и литературе в школе
Формирование у школьников представлений о целостной картине мира можно обозначить как лингвокультурологическую проблему. Педагоги практики говорят, что сегодня крайне важно прививать Вкус школьников к настоящему, чистому, красивому русскому литературному языку. Русский язык способен передать тончайшие движения человеческой души, сложнейшие понятия и умозаключения. Это, в свою очередь требует постоянной, кропотливой и бережной работы со словом, с лингвистическими словарями справочной литературы и др. Эта работа должна проводиться целенаправленно и системно. Ученик и учитель должны видеть результаты своей умственной и практической деятельности [15].
Требованием времени становится коммуникативный подход к обучению русскому языку. Коммуникативный подход создает особое пространство, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает и аргументирует свою точку зрения, выслушивает оппонента и учиться понимать альтернативную точку зрения. Для этого он должен хорошо понимать значение каждого услышанного слова. Особое значение в этих условиях приобретает интегративный подход к обучению русскому языку. Необходимо создание единого курса, в котором изучение системы языка возможно только на основе интеграции его отдельных разделов. На первый план при этом, выдвигаются вопросы употребления языковых средств художественной речи и лингвистический анализ текстов художественных произведении. Практически каждый педагог сегодня владеет педагогическими образовательными технологиями, поскольку это регламентирует ФГОС на каждой образовательной ступени.
Современная образовательная среда непрерывно совершенствуется. Во многом развитие образовательного процесса обусловлено процессами информатизации и цифровизации общества.
Фундаментализацией современного образования является информатизация и цифровизация всех сфер образовательной среды, в том числе русского языка и литературы. Педагоги в своей образовательной практике сегодня используют самые разнообразные приёмы, методики и технологии. Не все из них являются обязательными, но что касается проектных и исследовательских технологий – они регламентированы требованием ФГОС. В процессе обучения языку и общению на нём, никак не обойтись без использования в учебно – воспитательном процессе педагогических технологий.
Лингвокультурология представляет собой «целостное теоретико-описательное исследование объектов как функционирующей системы культурных ценностей, отражённых в языке, контрастивный анализ лингвокультурологических сфер разных языков (народов) на основании теории лингвистической относительности» (гипотеза Э.Сепира-Б.Уорфа) [24]. Проблема связи языка и культуры является одной из наиболее актуальных в современной науке. Как отмечают исследователи, изучение проблематики языка и культуры целесообразно вести в рамках особой научной дисциплины - лингвокультурологии (Воробьев, 1994). Лингвокультурология стала сегодня одним из ведущих направлений лингвистических исследований. Она идёт от духа языка, или от тех или иных явлений, связанных с языковой ментальностью. Лингвокультурология изучает национально-культурные специфические правила организации речевого общения, показывает духовность русского народа, которая отражена в языке. Она связана с философией, национальным характером и менталитетом русского народа. Это некоторая совокупность знаний о национально-культурной специфике и организации содержания речевого общения. Лингвокультурологические исследования соответствуют общей тенденции современной лингвистики.
Происходит переход от лингвистики внутренней, к лингвистике внешней, которая рассматривает явления языка в тесной связи с человеком, и его мышлением. Удачным с точки зрения соотношения языка и культуры представляется определение В.Н. Телия: «Лингвокультурология – новая филологическая дисциплина, которая изучает определенным образом отобранную и организованную совокупность духовных ценностей и опыта языковой личности данной национально-культурной общности» [24]. Лингвокультурология исследует живые коммуникативные процессы и связь используемых в них языковых выражений народа.
В.В. Воробьев рассматривает лингвокультурологию как аспект лингводидактики, который изучает проблемы взаимодействия культуры и языка в процессе его функционирования. Лингвокультурология характеризуется рядом специфических признаков.
1. Это научная дисциплина синтетического типа, пограничная между науками, изучающими культуру и филологию.
2. Основным объектом лингвокультурологии являются взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка.
3. Предмет лингвокультурологии – это национальные формы бытия общества, которые воспроизводятся в системе языковой коммуникации и основаны на его культурных ценностях. Это всё то, что составляет языковую картину мира.
4.Лингвокультурология ориентирована на новую систему культурных ценностей.
Основной единицей описания в лингвокультурологии является лингвокультурема. Она включает в себя сегменты не только языка, но и культуры. Слово как языковая единица по своей структуре составляет часть лингвокультуремы. На современном этапе лингвокультурология находится в русле актуальнейшей тенденции филологических и лингводидактических наук. Статус лингвокультурологии как научной филологической дисциплины, ее концепция и понятия представляют собой теоретическую основу для многих лингвистических исследований.
Под целостной языковой картиной мира субъекта понимают совокупность мировосприятия и мироощущения человека, его знания и мнение о мире и мироздании как мыслящего субъекта. Языковая картина мира представляет собой основу миропонимания и определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений в жизни. В зависимости от субъективного миропонимания человека, в течение жизни изменяются его жизненные приоритеты, социальная активность и направленность деятельности. Главным средством познания языковой картины мира и приобщения субъекта к ценностям, созданным народом, выступает язык. Язык есть ключ, открывающий уникальность и своеобразие культурного наследия.
Одним из требований ФГОС является формирование языковой компетенции школьника. Формирование языковой картины мира у школьников, которая представляет собой систему философских, социальных, политических, нравственных и эстетических взглядов на мир, есть одна из ведущих задач воспитания базовой культуры личности. Чтобы это осуществлять в образовательных организациях, необходимо создавать соответствующие организационные и педагогические условия для формирования у школьников целостной языковой картины мира в процессе обучения языку.
Дети всегда получают много информации об окружающем мире, начиная с детского сада, но при этом все их сведения носят обрывочный и не упорядоченный характер. Именно сформированная целостная языковая картина мира субъекта будет отражать наиболее существенные стороны бытия и мышления, природы и общества. Окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна. Каждый соотносит себя с каким-либо определенным горизонтом мира и определенной стороной действительности. При целостном подходе к языку, мировоззрение субъекта постепенно проявляется в единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. У человека, достигшего определённого уровня развития, когда его можно называть личностью, все личностные свойства и качества приобретают определенную устойчивую структуру. Это происходит благодаря владению языком [7].
Большую роль в развитии мировоззрения и понимании субъектом целостной картины мира играют язык и речь. Ребёнку необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. «Язык человека есть система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации» [11, с. 503]. Развитию целостного образа мира школьника способствует активная позиция в его познании и учении. Если в учебном процессе присутствует проблемная ситуация, способная вызвать интерес и поиск, то противоречия между имеющимися знаниями и знаниями, вновь приобретёнными во время поиска, приводят к рождению новых ментальных смыслов. Основным инструментом этого процесса являются язык и слово. Любые образы и понятия дают обобщённые знания о действительности, выраженные языком и словом. Это помогает рождению нового текста.
Потребность в общении, или коммуникации есть условие для успешного становления языковой личности школьника. В таких условиях должны быть предусмотрены ситуации, которые определяли бы мотивацию общения, речи и поставили бы ученика перед необходимостью логичных речевых высказываний. Особые ситуации, созданные педагогом и возникающие при определённых педагогических условиях должны возбуждать у ребёнка интерес и желание рассказывать и делиться чем либо [4]. Подобное понимание теоретического и практического осмысления действительности повышает требования к пониманию языка и речи любого человека. Большую роль в этом процессе познания играют знаниевый и эмоциональный компоненты каждого субъекта.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько М.: Народное образование. - 2006 - 336 с.
2. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика [Текст] / Ю.В. Васильев. - М: Педагогика. – 2002. – 139 с.
3. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2002 г.- 186 с.
4. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности школьников в условиях развивающей образовательной среды [текст] / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40 – 43.
5. Внедрение электронного образования и дистанционных образовательных технологий в образовательные организации / [Электронный ресурс] - режим доступа:https://sites.google.com/site/otdelrazvitiaobrazovania/obrazovatelnyj- kontent/ucebnosetevye-proekty (дата обращения: 11.06.2023).
6. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2004.- 135с.
7. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 2001. - №3. – С. 18-21.
8. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (дата обращения: 11.06.2023).
9. Донгак, Н. А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Н. А. Донгак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения: 01.05.2023).
10. Ефимов, П.П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/ (дата обращения: 11.06.2023).
11. Ефимов, П.П. Сущность инновационной образовательной среды [текст] / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 502–506.
12. Информатизация общего среднего образования [Текст] / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
13. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика [Текст] / К.К. Колин // учебное пособие - Изд-во «Академический проект». М., 2000.-203с.
14. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст] / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2002.-186 с.
15. Концепция информатизации образования [Текст] / Информатика и образование. - 2002. - №1., 98-101 с.
16. Колшанский, Г.В. Коммуникативная функция и структура языка [Текст] / Г. В.Колшанский. – М.: URSS, 2007. – 173 с.
17. Комиссаров, Б.Д. Методолoгические проблемы школьного образования [Текст] / Б.Д. Комиссаров. - М.: Просвещение. – 2019. – 137 с. 29.
18. Лебедев, А.В. История формирования картины мира в теории культуры [Текст] / А.В. Лебедев. - Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2016. – No 3. – С. 9-12.
19. Лобанова, Л.П. Концепция языковой картины мира Л. Вайсгербера в статическом и энергейтическом описании [Текст] / Л. П. Лобанова. - Москва: ЛЕНАНД, 2015. - 210 с.
20. Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии [Текст] / Л.В. Мардахаев // Учебное пособие. – Рязань, 2003. – 92 с.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224с.
22. Педагогический менеджмент [Текст] / (Концепция, опыт работы) / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. - М. Педагогика, 2001.- 265с.
23. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат // М.: Изд-во Академия, 2005.- 77с.
24. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - СПб., 2012.-192с.
25. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие [Текст] / Л.И. Рахманова. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2007. – 480 с.
26. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие [Текст] /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана – Граф, 2013. - С. 3 - 5.
27. Сенина, Н. А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10–11-й классы [Текст] / Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной.- Изд.3-е, перераб.- Ростов н/Д: Легион, 2016.- 240 с.
28. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис [Текст] / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 864 с.
29. Хошимова, Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч.С. Хошимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 11.06.2023).
30. Юзова, Н.Е. Научная картина мира в языке младшего школьника [Текст] / Н. Е. Юзова // Молодой ученый. - 2017. - No 33 (167). - С. 71-76.