Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной психологии и педагогике интерес к изучению проблемы образования детей с интеллектуальным недоразвитием детерминирован личностно-ориентированным подходом в обучении. Тенденция поиска индивидуального подхода к каждому обучающемуся дала толчок и практике инклюзивного образования, и активной творческой работе со сложными детьми в коррекционных школах.
Современное образование придерживается следующего принципа: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Проблема образования, в том числе профессионального, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями огромна: в данный момент чуть меньше 10% всех учащихся страны имеют нарушения развития. Это обширный специфический контингент учащихся, который требует особого отношения и методов работы.
Это свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей особенностями развития.
С проблемой интеграции особенного ребенка в систему общественных отношений тесно связана проблема его профессиональной ориентации. Выбор профессии для ребенка с интеллектуальным недоразвитием – сложная и неоднозначная задача, поскольку здесь существуют ограничения, которых не имеет здоровый ребенок.
Потому перенести на таких детей методики стандартной профориентационной работы невозможно – здесь необходима особая комплексная работа с глубоким пониманием специфики заболевания, особенностей развития потребностей детей.
Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда образование ставит перед собой цель предоставить ребенку с умственной отсталостью возможности выбора профессии наравне со здоровыми детьми, необходимо найти методы работы с особым ребенком в сфере его профессионального самоопределения.
Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества людей с нормальным развитием.
Говоря о степени разработанности тематики, следует отметить: анализ литературы по проблеме показал, что существует достаточно большое количество исследований, в том числе российских ученых, посвященных управлению процессом обучения детей с отклонениями в развитии и с легкой степенью умственной отсталости (Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, A. A. Ватажина, Д. М. Виткаускайте, В. В. Воронкова, C. B. Кудрина, Т. Н. Исаева, Е. Т. Логинова, А. Р. Маллер, В. М. Мозговой, Ю. В. Мозжалова, A. M. Царёв и др.).
Однако, довольно мало внимания уделено частным аспектам, связанным целенаправленным образованием ребенка в сфере профессий и профессионального самоопределения, понимания устройства рынка профессий.
Цель исследования: выявить эффективные методы работы по профориентации с детьми, имеющими отставание в интеллектуальном развитии.
Объект исследования – процесс профориентации школьников в системе современного образования.
Предмет исследования – организация профориентационной работы в комплексе.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу по проблеме профориентации особенного школьника;
2. Выявить особенности развития профессиональных интересов школьников с отсталостью;
3. Осветить методы профориентационной работы со школьниками.
Методологической базой исследования стали работы Аксеновой Л.И., Амиридзе С.П., Березиной Т.Н. и др.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
Организация профессиональной деятельности ребенка с отклонениями в России
В последнее десятилетие во всем мире, и в России в том числе, смешается акцент с медицинской реабилитации ребенка, имеющего интеллектуальные отклонения, на его социально-трудовую реабилитацию.
Трудовая деятельность — основной социализирующий механизм воздействия. Труд служит одним из методов коррекции, способствует развитию у инвалидов практических навыков и умений, накоплению социального опыта [Башманова, 2009, 77].
Как показывает российский и зарубежный опыт, трудоустройство является основным фактором интеграции в общество данного контингента инвалидов.
В настоящий момент в России ежегодно лишь 15-20 % из числа подростков 16-17 лет, окончивших коррекционные школы, по своим возможностям могут повысить профессиональную подготовку в системе профессиональных училищ [Бгажнокова, 2007, 24].
Остальные, как правило, включаются в трудовые коллективы, пополняют ряды безработных и начинают самостоятельную жизнь, зачастую не будучи к ней готовыми, и вследствие этого тяжело адаптируются в окружающей среде и в быту.
Но при этом тенденция гуманизации сфер образования и социальной защиты дает надежду, что в дальнейшем ситуация будет улучшаться.
Также постепенно утрачивается действие принципа деления детей на обучаемых и необучаемых; все шире распространяется идея о том, что при любом дефекте, при любой аномалии остается возможность для реального повышения качества психического развития.
Медленно, но постепенно внедряются в нашу науку и практику общепринятые в мире принципиальные подходы к оказанию реабилитационной помощи людям с интеллектуальными нарушениями: интеграции, включения, участия и нормализации.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: – М.: 2006. – 704 с.
2. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 335с.
3. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
4. Алехина С.В., Семаго М.М. Создание и апробация модели психолого–педагогического сопровождения инклюзивной практики. Методическое пособие. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с.
5. Амиридзе С.П. Обзор зарубежного опыта в области инклюзивного образования // Научные исследования в образовании, 2012. №2. С.8–14
6. Андреева О.И. Коррекционная и специальная педагогика. Учебн. пособие для студ. сред. пед учебн. заведений. – Азов, 2012. – 168 с.
7. Бадил В. А., Любимов М. Л. Инклюзивные классы как вариант развития инклюзивного образования // Национальный психологический журнал. 2012. №2. С.132–135
8. Башманова Е. Л. Разработка модели отношения школьников к учению и школе: типология, структура, динамика // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2009. №3 (11). С.75–93
9. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
10. Березина Т. Н. Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии // Педагогика и психология образования. 2009. №4. С. 6–19
11. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий. Монография. – Волгоград: Изд–во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
12. Бородина В.А., Цилицкий В.С. Тьюторское сопровождение формирования рефлексивных механизмов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно–методическое пособие. – Челябинск: Изд–во Южно–Урал. гос. гуман.–пед. ун–та, 2017. – 117 c.
13. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 222 с.
14. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2010. №1. С.221–225
15. Глуздова О.В. Специальное образование: опыт, традиции, инновации. – К.: Факультет психологии и педагогики Мининского университета. – 368 с.
16. Гнатышина Е. А. Инновационные процессы в образовании. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 210 с.
17. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога–дефектолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 458 с.
18. Заваденко Н. Н., Лебедева Т. В., Счасная О. В., Заваденко А. Н., Семенова Н. А., Злобина О. М. Оценка трудностей социально–психологической адаптации у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания // Экология человека, 2010. №11. С.52–57
19. Инденбаум Е. Л. К чему приводит инклюзивное образование детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2013, № 4, С.33–38.
20. Кибирев А.А. Активные методы обучения и профконсультирования. Практикум по профориентации школьников старших классов: методические рекомендации. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 75 с.
21. Клочева Г.М. Философия и модели инклюзивного образования. Учебно–методическое пособие. – Челябинск, 2016. – 196 с.
22. Кулагина Е.В. Образование детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально–экономический аспект. М.: ЛексПраксис, 2014. – 145 с.
23. Макаренко О.В. Психология профессионального развития личности. – Новосибирск: Изд–во НГТУ, 2006. – 210 с.
24. Нагорнова А.Ю. Инновации в современной системе образования: подходы и решения. Ульяновск: Зебра, 2016. – 494 с.
25. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. – М.: Владос, 2011. – 167 с.