Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Разработка уроков информатики по теме "Информационно-коммуникационные технологии" для предпрофессиональной подготовки обучающихся в области системного администрирования
1.1. Введение в предпрофессиональную подготовку системных администраторов
Определение предмета и целей курса информатики по ИКТ
Предмет курса информатики по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в рамках предпрофессиональной подготовки системных администраторов охватывает изучение основных аспектов и принципов, связанных с применением ИКТ в сфере информационных систем и сетей. Учащиеся знакомятся с принципами работы компьютерных сетей, серверов, баз данных и других инструментов, используемых системными администраторами.
Целью данного курса является предоставление обучающимся необходимых знаний, навыков и компетенций, необходимых для успешной предпрофессиональной подготовки в области системного администрирования. Он направлен на развитие учащихся в области практических навыков управления и обслуживания информационных систем, а также на формирование их понимания современных требований и возможностей ИКТ в контексте системного администрирования.
Значение информационно-коммуникационных технологий в современном мире
Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в современном мире, проникая в различные сферы деятельности, включая бизнес, образование, государственное управление и многое другое. Они представляют собой мощный инструмент, обеспечивающий эффективную обработку, передачу и хранение информации, а также возможности для совместной работы и коммуникации [2].
В области системного администрирования информационно-коммуникационные технологии имеют особое значение. Системные администраторы отвечают за поддержание и оптимизацию работы информационных систем и сетей, обеспечивая их безопасность, стабильность и эффективность. Понимание и умение использовать ИКТ являются неотъемлемыми компонентами профессиональной деятельности системных администраторов, которые сталкиваются с широким спектром технологий и инструментов в своей работе.
Обоснование актуальности предпрофессиональной подготовки в области системного администрирования
Актуальность предпрофессиональной подготовки в области системного администрирования обусловлена рядом факторов. Во-первых, современное информационное общество требует квалифицированных специалистов, способных эффективно управлять информационными ресурсами и обеспечивать их безопасность. Во-вторых, сфера системного администрирования предоставляет многочисленные возможности для карьерного роста и развития в условиях быстрого технологического прогресса.
Предпрофессиональная подготовка обучающихся в области системного администрирования позволяет им приобрести не только технические навыки, но и развить коммуникативные и организационные компетенции, необходимые для эффективной работы в команде и взаимодействия с пользователями информационных систем [11].
Таким образом, предпрофессиональная подготовка в области системного администрирования с учетом информационно-коммуникационных технологий является актуальным и востребованным направлением образования, способствующим подготовке высококвалифицированных специалистов, готовых отвечать вызовам современного информационного общества.
1.2. Анализ профессионального стандарта "Системный администратор информационно-коммуникационных систем"
Анализ профессионального стандарта "Системный администратор информационно-коммуникационных систем" является важным шагом в разработке уроков информатики, направленных на предпрофессиональную подготовку обучающихся в области системного администрирования. Этот стандарт предоставляет ценную информацию о требованиях, навыках и компетенциях, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей системного администратора информационно-коммуникационных систем [8].
Обзор содержания и требований стандарта
Профессиональный стандарт "Системный администратор информационно-коммуникационных систем" определяет основные области деятельности и компетенции, которыми должен обладать системный администратор. В рамках анализа мы изучили содержание и требования стандарта, чтобы лучше понять, какие аспекты информационно-коммуникационных технологий следует учесть при разработке уроков по предпрофессиональной подготовке.
Стандарт определяет ключевые области, такие как установка и настройка программного обеспечения, администрирование компьютерных сетей, обеспечение безопасности информационных систем, а также техническую поддержку пользователей. Он также подробно описывает навыки и компетенции, необходимые для эффективной работы в каждой из этих областей.
Связь стандарта с учебной программой по информатике
Понимание связи между профессиональным стандартом и учебной программой по информатике играет важную роль в разработке уроков по теме "Информационно-коммуникационные технологии" для предпрофессиональной подготовки обучающихся. Анализируя стандарт, мы сопоставили его требования с содержанием учебной программы, чтобы определить, какие аспекты информатики следует уделять особое внимание.
Обнаружились области, где учебная программа в полной мере отражает требования стандарта, и эти аспекты будут рассмотрены подробно при разработке уроков. Также выявлены области, которые требуют уточнения или расширения в соответствии с профессиональными требованиями. Мы стремимся обеспечить полное соответствие между учебной программой по информатике и профессиональным стандартом, чтобы готовить обучающихся к успешной предпрофессиональной подготовке в области системного администрирования информационно-коммуникационных систем [14].
Показательные компетенции для системных администраторов информационно-коммуникационных систем могут включать следующие аспекты:
1. Установка и настройка программного обеспечения:
Умение устанавливать и настраивать операционные системы и прикладное программное обеспечение.
Знание процессов установки и обновления программных компонентов.
Умение управлять лицензиями и активацией программного обеспечения.
2. Администрирование компьютерных сетей:
Знание основных протоколов и технологий сетевого взаимодействия.
Умение конфигурировать и настраивать сетевое оборудование (маршрутизаторы, коммутаторы).
Разработка и реализация безопасных сетевых архитектур.
3. Обеспечение безопасности информационных систем:
Знание принципов защиты информации и методов обнаружения и предотвращения угроз безопасности.
Умение устанавливать и настраивать антивирусное и антишпионское программное обеспечение.
Мониторинг и анализ журналов безопасности для выявления потенциальных уязвимостей.
4. Техническая поддержка пользователей:
Умение оказывать техническую поддержку пользователям, включая диагностику и устранение проблем с оборудованием и программным обеспечением.
Коммуникативные навыки для эффективного взаимодействия с пользователями и объяснения сложных технических вопросов.
5. Мониторинг и оптимизация производительности систем:
Умение проводить мониторинг ресурсов системы, выявлять узкие места и оптимизировать производительность.
Знание методов бэкапирования данных и восстановления системы.
6. Управление проектами и планирование:
Умение планировать и координировать работы по установке, обновлению и поддержке информационных систем.
Определение требований проекта и ресурсов для достижения поставленных целей [19].
Важно отметить, что эти компетенции могут различаться в зависимости от конкретного профессионального стандарта и требований организации. Показательные компетенции представляют собой набор ключевых навыков и знаний, необходимых для успешной работы в области системного администрирования информационно-коммуникационных систем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баженова И.Ю. Интегральная парадигма дистанционного обучения языкам программирования. // Сб. трудов V Международной̆ научно-практической̆ конференции «Современные информационные технологии и ИТ- образование». М.: ООО «ИНТУИТ.ру», 2010.
2. Баженова И.Ю. Применение облачных технологий при дистанционном обучении языкам программирования., М.: Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия Языкознание, No 13 (699), 2014, с. 45-52.
3. Баженова И.Ю. Языки программирования. /под редакцией̆ В.А. Сухомлина. М.: Из-во «Академия», 2012.
4. Баженова И.Ю. Delphi 7. Программирование на языке Object Pascal. М.: Из-во «Кудиц-ОБРАЗ».
5. Баженова И.Ю., Сухомлин В.А. Введение в программирование. Учебное пособие. М.:Из-во «Интернет-университет информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012.
6. Башмаков И.А., Рабинович П. Д. Анализ моделей̆ семантических сетей̆ как математического аппарата представления знаний об учебном материале. // Справочник. Инженерный̆ журнал. 2002. – No7, c. 55-60.
7. Болотов А.А., Гашков С.Б., Фролов А.Б. Часовских А.А. Элементарное введение в эллиптическую криптографию. Алгебраические и алгоритмические основы. Изд. 2, доп. М.: КомКнига. 2012.
8. Борисов В.В., Круглов В.В., Федулов А.С. Нечеткие модели и сети. М.: Горячая линия-Телеком, 2012. – 284 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
10. Гапоненко А.Л. Управление знаниями. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 285 с.
11. Кудрявцев Д.В. Системы управления знаниями и применение онтологий. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 344 с.
12. Орлова Т.М., Гапоненко А.Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал М.: Эксмо, 2008. – 550 с.
13. Россия на пути к Smart-обществу: монография / под ред. Проф. Н.В. Тихомировой, проф. В.П. Тихомирова. – М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. –280с.
14. Семенов И.О., Сиговцев Г.С. Математическое моделирование в планировании содержания электронного учебного курса. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2012, No 8. Естественные и технические науки, с. 113-115.
15. Семенов И.О., Сиговцев Г.С. Моделирование содержания адаптивных учебных ресурсов на основе когнитивных карт. // Тр. XV Всероссийской̆ конф. «Телематика 2008». СПб.: 2008. Т. 2, с. 448-449.
16. Тихомиров В.П. Мир на пути Smart Education: новые возможности для развития// Открытое образование. 2011No 3, С.22-28.
17. Федеральный̆ закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской̆ Федерации».
18. Фролов А.Б., Винников А.М., Гашков С.Б., Крыгин М.А. Дистанционный̆ электронный̆ образовательный̆ ресурс «Алгебраический̆ процессор «НИУ «МЭИ». Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник избранных трудов VIII Международной̆ научно-практической̆ конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2013. С.267-273.
19. Cormier, D. Rhizomatic Knowledge Communities / D. Cormier [Электронный̆ ресурс]. – Режим доступа: http://davecormier.com/edblog/2008/02/29/rhizomatic-knowledge-communities-edtechtalk-webcast-academy/
20. Dong Uk Im, Jong Oh Lee. Mission-type Education Programs with Smart Device Facilitating // International Journal of Multimedia and Ubiquitous Engineering Vol. 8, No. 2, March, 2013.
21. European Investment Bank (2012) JESSICA for Smart and Sustainable Cities//Horizonal Study Smart Technology based Education and Training// SMART DIGITAL FUTURES. Netherland: Amsterdam: IOS Press BV 2014
22. Guido van Rossum. Python/C API Reference Manual. CreateSpace, 2009.
23. Hwang, D.J., Yang, H., Kim, H., E-Learning in Republic Korea, UNESCO Institute for Information Technologies in Education, Moscow, 2010.
24. Ji-Seong Jeong, Mihye Kim and Kwan-Hee Yoo. A Content Oriented Smart Education System based on Cloud Computing//International Journal of Multimedia and Ubiquitous Engineering Vol.8, No.6 (2013), pp.313-328 http://dx.doi.org/10.14257/ijmue.2013.8.6.31
25. Prensky, M. Changing Paradigms / M. Prensky Электронный̆ ресурс] // Educational Technology, July-Aug, 2007. – Режим доступа: http://hibgroupbpr.pbworks.com/f/Prensy's+Changing+Paradigms.pdf
26. Siemens, G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age / G. Siemens [Электронный̆ ресурс] // International Journal of Instructional technology and Distance Learning. – No.1 – Jan. 2005 – Режим доступа: http://www.itdl.org/journal/jan_05/article01.htm
27. Warschauer, M. Computers and language learning: an overview / M. Warschauer, D. Healey // Lang. Teach. – No.31. – Cambridge University Press, 1998. – Pp. 57-71.