Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1. Организация досуговой деятельности в советское время
Деятельность организаций социально-культурной сферы является неотъемлемой частью социума и происходит на фоне коренных преобразований. Преобразования происходят практически во всех сферах жизни общества. Достаточно активно происходит смена ценностных ориентиров как отдельно взятого человека, так и всего общества. Досуговая деятельность людей также изменяется, но, тем не менее, она всегда и во все времена представляла для всех большой интерес.
Под досуговой деятельностью понимают процесс приобщения к культуре, который выражен в материальной и духовной форме. Культурно -досуговая деятельность функционирует в динамично изменяющейся и развивающейся природной и социальной среде. Любая досуговая деятельность субъектов представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения. Рассматриваемые способы поведения зафиксированы и передаются последующим поколениям в качестве конечного результата .
К основным видам досуговой деятельности относят:
-общественную деятельность;
-самообразование;
-потребление культурных ценностей (театры, музеи и др.);
-занятия спортом, туризм и путешествия
-музыкальный досуг;
- развлечения;
- общение с людьми.
Досуг в основном предназначен для отдыха.
Прежде всего, досуг и отдых снимает усталость и напряжение. Досуг служит для восстановления физических жизненных сил и для восстановления душевного равновесия. Досуг может быть активным и пассивным. Степень активности субъекта может быть самой разнообразной. В СССР не существовало гаджетов и компьютеров, как и любых иных передовых информационных технологий. Тем не менее, организация досуга в России и во всём СССР была системной и регулировалась на всех уровнях, начиная от государственного, и заканчивая муниципальными образованиями .
На самом высоком уровне методично и грамотно пропагандировался спорт. Интеллектуальные хобби были также популярны, но спорту в СССР всегда отводили особое место, поскольку советский гражданин должен был быть здоровым, образованным и счастливым. Физкультурная тема в СССР продвигалась во все времена без исключения. Можно отметить, что сегодня, не смотря на все усилия отдельных структур и уровней, спорт не является таким массовым, каким он был во времена СССР. В стране с самого зарождения советской власти активно продвигалась физкультурная тема.
Повсюду в стране создавались спортивные клубы и физкультурные движения. Чемпионы-профессионалы были возведены в ранг национальных героев и становились кумирами молодёжи. Практически при каждом учебном заведении, предприятии и колхозе существовали свои персональные спортивные команды.
Самое крупное добровольное общество спортсменов в стране «Спартак», начиная с конца 40-х годов прошлого века, включало в себя свыше 125 тысяч физкультурников. Начиная с 50-х годов, турниры разного уровня проводились даже в самых малых городах. Все населённые пункты в обязательном порядке проводили зональные чемпионаты. В стране существовала обязательная система сдачи норм ГТО. Физкультурой занимались в школе, в летних лагерях и в санаториях. Это было общей нормой.
В эпоху СССР кружки и секции были не просто разновидностью досуга. Существовало множество бесплатных спортивных секций и их разнообразные развивающие программы помогали подрастающему поколению быть сильными и здоровыми. Очень часто это помогало подросткам определиться с выбором будущей профессии. В период обучения в школе каждый ученик без исключения обязан был посещать, какой – либо кружок, или секцию. Будущие инженеры собирались в кружках юных техников и с детства постигали азы конструирования. Многие школьники в дальнейшем посвящали всю свою профессиональную деятельность тому делу, которому их обучили в кружках .
Любители животных посещали общество биологов и биологические кружки. При всех школах имелись музыкальные коллективы. В каждой школе был свой хор, посещение которого являлось обязательным. Многие кружки и секции работали на базе общеобразовательных школ, но при желании дети могли посещать любые кружки и секции, которые все без исключения были бесплатными.
Большой популярностью пользовались технические клубы. В них изучали радиоэлектронику, автоматику, телемеханику и даже космонавтику. Прикладные навыки школьники отрабатывали в художественных секциях, кружках выжигания, резьбы, кройки и шитья, мягкой игрушки, макраме и др. Дети в приморских городах имели возможность дополнительно посещать клубы юных моряков. Эти клубы располагали собственными учебными флотилиями и пароходами. Огромным плюсом всего этого было то, что все эти услуги предоставлялись бесплатно в рамках общегосударственной образовательной программы. За один 1957-й в СССР были возведены свыше 2 тысяч Дворцов юношества и Домов пионеров. К 80-м годам число таких учреждений достигло 4 тысяч. Дружные родители старались проводить время с детьми в парках культуры и отдыха, зоопарках, цирке. В парковую структуру входили детские и спортивные площадки и аттракционы. Это было доступное каждому место развлечений.
В тот период времени гитара стала настолько популярным музыкальным инструментом, что этот вид досуга, песни под гитару. Стал практически популярным в каждом дворе СССР. Без песен у костра не обходились вечера на природе. Походы - однодневки практиковались в школах, пионерских лагерях, где под присмотром взрослых наставников дети постигали туристические навыки. Очень популярным видом досуга были танцплощадки – некоторый аналог современных дискотек и танцевальных клубов. Принципиальным отличием от современной эпохи можно обозначить важный аспект. Независимо от размера города, в каждом дворе были спортивные площадки и хоккейные коробки. Спортивный досуг в советские времена был массовым и повсеместным. В условиях провинциального города насущной всегда являлась задача организации досуговой деятельности детей и подростков, в которой были реализованы их многие социокультурные потребности. С помощью досуга происходила социализация детей и подростков. Именно в подростковый период складываются основные структуры личности .
Досуг детей и подростков колоссально влияет на становление личности на основе усвоения социокультурных ценностей. Включение детей в социально-значимую деятельность было актуальным во все времена. Процесс социализации позволяет человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
1.2. Организация досуговой деятельности в современной образовательной среде
Понятие досуг можно толковать как отдых, развлечение. Или удовольствие. В современных условиях возможности досуга людей чрезвычайно разнообразны. Это происходит повсеместно, в области культуры, спорта, творчества, активного отдыха и др. Множетство досуговых форм существует для каждого времени года. Практически у всех демографических групп преобладают свои стандарты и стереотипы на предмет досуговых занятий и досугового поведения. Подростки посещают организации дополнительного образования практически по всем направлениям деятельности. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической, социальной обстановки, человек должен ориентироваться в быстро изменяющемся мире многие представители молодёжи сегодня стремятся вести активный образ жизни. Именно хорошо организованный качественный досуг подросткам в этом помогает. Культурно – досуговая деятельность современных центров дополнительного образования сегодня чрезвычайно разнообразна. Специалисты признают, что такие центры являются незаменимыми структурами для социализации молодёжи .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, А.А. Особенности организации досуговой деятельности подростков [Текст] / А.А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 1-3.
2. Астахова, Н.И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников [Текст] / Н.И. Астахова. – М.: Концепи, No S19, 2015. – С.1-6.
3. Блясова, И.Ю. Социально - педагогические особенности молодежного досуга. Исторический аспект [Текст] / И.Ю. Блясова, Т.В. Кыштымова. – М.: Символ науки, No10-1, 2015. – С.171-174.
4. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга [Текст] / А.Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М.: МПСИ Флинта, 2008. – 232 с.
5. Гальченко, А.Б. О типологии досуговых программ и не только [Текст] / А. Б. Гальченко. – М.: Знание, 2012. – 320 с.
6. Галеева, Л.И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга [Текст] / Л.И. Галеева. – М.: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, No4-2, 2013. – 16 с.
7. Гапонов, И.О. Теоретические аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / И.О. Гапонов. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No 2 / том 13, 2007. – С. 27-30.
8. Герасимов, П.Е. Организация досуговой деятельности как фактор формирования позитивного самоотношения подростков [Текст] / П.Е. Герасимов // Южный федеральный университет. Академия психологии и педагогики. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – No 2 (40). – С. 124-130.
9. Герасимов, П.Е. Стимулирование позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности [Текст] / П.Е. Герасимов // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – No 3 (23). – С. 17-21.
10. Герасимов, П.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности [Текст] / П. Е. Герасимов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы ХIII Международной научно-практической конференции (30 октября 2012 г.) / научный ред. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Перо», 2012. – С. 244-248.
11. Герасимов, П.Е. Принципы и условия организации досуговой деятельности школьников [Текст] / П. Е. Герасимов // Вестник Саратовского областного института развития образования: научный журнал. 2015. – No 2. – С. 60-65.
12. Головина, Г.В. Культура досуга как фактор формирования современного общества [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, No4, 2010. – 5 с.
13. Головина, Г.В. Функции досуговой деятельности как наиболее значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества» [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, No4, 2011. – С.6-8.
14. Грушецкая, И.Н. Опыт организации досуговой деятельности в учреждениях начального профессионального образования [Текст] / И.Н. Грушецкая. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. No 2 / том 14, 2008. – С.112-115.
15. Давлетчин, И.Л. Методика формирования готовности подростка к культуре нравственных отношений в социально-культурной деятельности [Текст] / И.Л. Давлетчин // Культура – искусство – образование: интеграционные процессы в теории и практике. м-лы XXXI науч.-практич. конф. проф.-препод. состава академии. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 286- 291.
16. Давлетчин, И.Л. Воспитание личности учащегося как социально - педагогическая проблема [Текст] / И. Л. Давлетчин, Ж.В. Рыжкова // Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося / Сост. Е.В. Швачко, отв. редактор М. Е. Дуранов. - Челяб. гос. (бюдж.) академия культуры и искусств, Челябинск, 2012. – С. 6-13.
17. Едышев, Д.В. Формирование профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно - досуговой деятельности [Текст] / Д.В. Едышев. – М.: CETERIS PARIBUS, No 2. - 2015. – С. 30-34.
18. Иванова, Л.Н. Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков [Текст] / Л.Н. Иванова, Т.Н. Дащинская. – М.: Современные исследования социальных проблем, No1, 2013. – С. 5-7.
19. Кирюшина, О.Н. Системный анализ регионального научного потенциала в области образования и организации досуга [Текст] / О.Н. Кирюшина. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2, 2009. – С. 195-201.
20. Кучеревская, М.О. Общественная значимость организации досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования [Текст] / М.О. Кучеревская. – М.: Новые технологии. - No4, 2010. – 336 с.
21. Кузьмина, С.В. Проблема музыкально-творческой самореализации подростков в пространстве дополнительного образования [Текст] / С.В. Кузьмина. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No5 / том 14, 2008. – С. 113-117.
22. Литвинцева, Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности [Текст] / Г.Ю. Литвинцева. – М.: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, No1, 2012. – С. 90-102.
23. Тищенко, П.Е. Социально-педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / П.Е. Тищенко. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2 (60), 2010. – С. 123-127.
24. Ульянова, М.М. Организация досуговой деятельности [Текст] / М.М. Ульянова. – М.: Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, No1. - 2016. – 48 с.
25. Файзрахманова, Г.К. Формирование досуговой активности личности в условиях социокультурной практики: сравнительный анализ понятий [Текст] / Г.К. Файзрахманова. – М.: Историческая и социально - образовательная мысль, No 1 / том 7. - 2015. – С.169-172.