Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
Одним из главных терминов механизма психологического развития является понятие социальной ситуации развития ребенка. М.В. Матюхина считает, что в младшем школьном возрасте социальная ситуация развития - это сложившаяся система взаимодействия ребенка с взрослыми. Эта система определяет все динамические изменения, происходящие в развитии ребенка в течение данного возраста: форму и пути развития, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качество, образ жизни.
Каждый возраст характеризуется специфической социальной ситуацией развития. Чтобы понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка, мы должны оценить социальную ситуацию развития. Именно в рамках социальной ситуации развития формируется главный вид деятельности. Переход от детского до школьного возраста характеризуется существенным изменением места ребенка в общественных отношениях и всего уклада жизни.
Поступление в школу - это поворотный момент в жизни ребенка, переход к новому способу жизни и условиям деятельности, новому статусу в обществе, новым отношениям с учителями и сверстниками. Существенной чертой положения школьника является то, что учеба является обязательной и общественно значимой деятельностью. Ребенок несет ответственность за нее перед учителем, школой и семьей. Школьная жизнь подчинена строгой системе правил, которые одинаковы для всех школьников [17].
Взросление, как ни крути, неизбежно. Вся наша жизнь насыщена переходами из одной ступени своего развития на другую. Для ребенка наступает время, когда он уже не является маленьким, а становится старшим вида несколько незаметным. С этого момента он вступает на новый этап своей жизни, где его ожидает новые принципы и требования. Его окружают со всех сторон рассуждения о том, как важно принимать ответственность и на своих плечах лежит уже не только забота о своем счастливом детстве, но и о будущем своей страны.
С момента поступления в школу ребенку поставлен целый ряд новых обязанностей, которые необходимо исполнять. Но параллельно с этими новыми требованиями он приобретает и новые права. Его работа теперь стала более ценной и важной для себя и для общества. Его нужно уважать и относиться к его учебной деятельности серьезно. Он получает право на свое рабочее место, свое время и тишину, на которые он имеет полное право.
Важным моментом в жизни ребенка становится мнение окружающих людей, особенно учителей и родителей. Получение высоких оценок и похвалы подтверждают, что он занимается действительно важными и нужными вещами, а это продвигает его вперед. В связи с этим, младшие школьники очень любят учиться и почитают своих учителей. Они готовы следовать требованиям и принимать поучения, так как они осознают важность своей учебной деятельности и желают продемонстрировать свои успехи.
Вопреки своим желаниям, дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. С новыми обязанностями приходит треуголик неуверенности и страха перед мнением окружающих людей. Однако, умение справляться с ними и оптимистичный настрой помогут справиться с любыми трудностями [11].
Дети, которые из-за перегрузок часто устают, испытывают психологическое напряжение, которое может длиться до полутора-двух месяцев. Однако, если взрослые мудро контролируют режим ребенка, то он сможет усвоить правила и снизить уровень напряжения. Стабильный режим и избавление от психического напряжения позитивно сказываются на здоровье. Такие дети чаще болеют, проявляют капризы и нервозность. Раздражительность проявляется постоянно, небольшой повод сразу же вызывает слезы. Ребенок стремится улучшить взаимоотношения со взрослыми, и дает им возможность руководить своим поведением [5].
К.Н. Поливанова считает, что необходимо учитывать теоретический анализ возрастных особенностей, рассматривая индивидуальные варианты развития. Изучая период кризиса 6-7 лет, можно использовать соотношение поведения ребенка с общепринятыми нормами и правилами в качестве критерия изучения [13].
Изучение и классификация трудных жизненных ситуаций, приводящих к сложностям в жизни школьников, побудили многих научных исследователей создать типологию данных ситуаций, которые требуют специальных умений и возможностей у учеников. К таким ситуациям относятся:
1)сложные задания и требования, которые ученики не могут выполнить. Регулярное повторение таких заданий снижает интеллектуальную активность и может привести к блокированию развития в данной области;
2)наказание, упреки и конфликты с учителями, вызывающие негативные эмоции (страх, стыд, обида, гнев) и приводящие к агрессии и/или регрессии;
3) ситуации, связанные с "публичным поведением", социальной оценкой и критикой (ответы на вопросы, экзамены, проверки) [6].
Согласно исследованию, М. Тышковой младшие школьники испытывают проблемы в ситуациях, требующих контроля своих движений. Их реакция на трудности заключается в отказе от выполнения задания и от достижения результата. Они также преувеличивают свои успехи и недооценивают свои неудачи («перцептивная защита") [20].
Следует отметить, что некоторые учебные ситуации могут оказывать значительное влияние на развитие личности школьников. Среди таких типичных ситуаций в школьной жизни можно выделить длительное переживание неудач, переход в другую школу, изменение наставника и резкое увеличение объема учебного материала. Если ребенок не может понять и усвоить материал, непрерывное "дробление" знаний на одну и ту же тему может приспособить ребенка к соответствующему поведению, такому как подчинение, недостаточная уверенность в себе и т.д. [8].
Эксперты в области психологии утверждают, что факторы, связанные с учебным процессом (т.е. действия ученика), являются условиями, а не причинами школьной дезадаптации. Тщательное клиническое исследование индивидуальных случаев позволяет сделать вывод: корни этой проблемы кроются в индивидуальных особенностях ребенка. Поэтому в одинаковых условиях обучения некоторые дети не подвержены влиянию учебных факторов, в то время как другие являются более чувствительными и реагируют даже на малейшие психогенные факторы [12].
Е.Е. Данилова отмечает, что трудные ситуации могут быть как экстремальными, так и обыденными, но при этом они предъявляют более высокие требования к управлению поведением ребенка. В таких ситуациях страдает самооценка, самоуважение, а также блокируются потребности личности. Таким образом, ученики младших классов часто сталкиваются с ситуациями фрустрации, когда они оказываются перед непреодолимыми или мнимыми препятствиями. В таких ситуациях дети, находящиеся в переходный период обучения, проявляют неконструктивные формы поведения: "защитное" поведение, заключающееся в создании иллюзий и уходе от реальных сложностей, которое чаще всего проявляется в общении со взрослыми; импульсивность, которая выражается в конфликтах с ровесниками; и наконец, отсутствие активности по преодолению сложной ситуации, если дети не располагают методами, которые позволят им справиться с ситуацией. Итак, были выделены не только типы сложных ситуаций, но и типы поведения в таких психологических обстоятельствах [10].
Из всего сказанного следует вывод: ребенка нельзя бросать на произвол судьбы в трудной ситуации, но также вредно перехватывать инициативу ребенка и "удушать" его.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2010.
2. Акмалов А.Ю., Циринг Р.А. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы в вузе по психолого-педагогическим специальностям / А.Ю. Акмалов, Р.А. Циринг. - Издательский центр «Уральская академия», Челябинск, 2006. - 34 с.
3. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. 2008. - № 1 с.18.
4. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. // Воспитание школьников. - 2010. № 3.
5. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 2007 - № 2 с.34-38.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 2008. - 345 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
8. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. -35c.
9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 220 с.
10. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. - 518с.
11. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - 70-86с.
12. Захарова А.В. Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М., 1990. - № 1. - С.3.
13. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. /Под ред. Занкова А.В., М.В. Зверевой - М.: Педагогика, 2003 - 176 с.
14. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы; Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 352 с.
15. Низамов, Ф. Х. Морфофункциональные закономерности психофизиологического созревания отделов головного мозга в онтогенезе / Ф. Х Низамов. - М.: СГА, 2006.
16. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психологический журнал, 1996., № 2, Т. 17, с. 16- 29.
17. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук, - М.: Издательский Дом «Восток», 2003. - 274 с.
18. Психическое развитие младших школьников. /Под ред. Давыдова В.В. - М.: Педагогика, 2002 - 210 с.
19. Психология человека от рождения до смерти. /под ред.А. А. Реана - СПб.: Еврознак, 2001. - 656с.
20. Шашок В.Н. Личностное поведение и актуальная самооценка в детей 9 - 13 лет в процессе их социальной адаптации // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. - Мн.: Карандашев, 2000. - Вып 2. - С. 64-74.
21. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.