Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретические аспекты формирования дефицита государственного бюджета и управления им
1.1 Понятие, функции государственного бюджета
В условиях современных экономических отношений в качестве основного звена финансовой системы государства выступает его бюджет. Бюджет является необходимым для целей сосредоточения денежных средств и их использования для финансового обеспечения самых важных государственных функций. В связи с этим можно отметить, что бюджет представляет собой инструмент социально-экономической политики, нужен для перераспределения части ВВП государства с учетом общественных интересов.
Иного рода определение понятия бюджета есть в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимают как «форму образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Бюджетной системой РФ считают базирующуюся на экономических отношениях и устройстве государства совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и государственных внебюджетных фондов. Она включает государственный кредит и государственный фонд страхования .
Также бюджетную систему РФ рассматривают как основанную на отношениях экономического характера и государственном устройстве страны, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .
Под бюджетным устройством понимаются принципы организации и построения бюджетной системы государства, а вместе с тем и взаимосвязь между отдельно взятыми ее составляющими.
Бюджетная система Российской Федерации, согласно Бюджетному Кодексу РФ, включает три уровня:
- федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов государства;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов государства;
- местные бюджеты .
В качестве основных бюджетов бюджетной системы РФ выступают :
- государственный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов государства;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов государства;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты районов внутригородских.
В Бюджетном Кодексе РФ изложены 13 самых важных принципов бюджетной системы РФ, которые соблюдают органы государственной власти и органы местного самоуправления : единства; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами; самостоятельности; равенства бюджетных прав субъектов всех уровней бюджетной системы; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ; сбалансированности бюджетов РФ ; результативности и эффективности использования бюджетных средств; совокупного покрытия бюджетных расходов; прозрачности бюджета; достоверности бюджета; адресности бюджета, целевого характера бюджетного финансирования; подведомственности расходов бюджета.
В качестве основных функций бюджета государства как важнейшего средства регулирования экономики выступают такие :
1) функция по перераспределению национального дохода и ВВП государства, которая оказывает воздействие на процессы регулирования и стимулирования государством экономики, а также обеспечение социальной политики финансового характера;
2) функция по контролю над процессами образования и использования фонда денежных средств, который носит централизованный характер. Посредством бюджета государства идет перераспределение почти половины его ВВП.
Бюджет способствует образованию рационального характера структуры общественного производства, улучшению его пропорций, более эффективному использованию средств бюджета. Функции бюджета государства осуществляют в период процесса по формированию доходов и расходов на базе использования бюджетного механизма, который считают реальным воплощением бюджетной политики государства, а вместе с тем отражает четкую направленность бюджетных отношений на разрешение социально-экономических задач.
Таким образом, можно отметить, что бюджетная система представляет собой совокупность государственных бюджетов, бюджетов административно территориальных образований, учреждений и фондов государства, которые являются самостоятельными в бюджетном отношении, которое базируется на отношениях экономического характера, нормах права и устройстве государства.
В состав бюджетных полномочий РФ включают:
- осуществление установления общих принципов компании и деятельности бюджетной системы России, основ бюджетного процесса и межбюджетных взаимоотношений;
- осуществление определения основ формирования и исследования проектов бюджетов бюджетной системы России, осуществления утверждения и выполнения бюджетов бюджетной системы страны, формирования, внешнего контроля, исследования и утверждения отчетов об их выполнении и проведения контрольных мероприятий их выполнения;
- осуществление установления порядков формирования и исследования проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществления утверждения и выполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России, проведение контрольных мероприятий их исполнения, формирования и внешней проверки, исследования и утверждения отчетов исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- осуществление формирования и исследования проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России, осуществление утверждения и выполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России и др.
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.
На процессы формирования и расходования бюджета значительное воздействие оказывает положение в экономике страны. Процедуру составления бюджета страны на предстоящий год начинают почти с начала текущего года, который является финансовым, т.е. достигнутые за предыдущий финансовый год результаты являются еще не известными, а при этом проект бюджета уже нужно разрабатывать.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
2. Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 №343 (в ред. от 16.08.2022) «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_34017/.
3. Абдулганиев, С. Государственный бюджет РФ и проблемы его сбалансированности / С. Абдулганиев, И. Денисенко // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов. - Симферополь: Ариал, 2022. - С.6-9.
4. Аннамухаммедов, С. Роль финансового контроля в повышении эффективности государственного бюджета / С. Аннамухаммедов, А. Джепбарова, М. Атаев // Вестник науки. – 2023. – Т.5. - №4. – С.12-14.
5. Ахуньянова, А.И. Формирование федерального бюджета: сущность и функции / А.И. Ахуньянова // Академическая публицистика. – 2022. – С.53-58.
6. Барциц, А.Д. Организация бюджетных систем в федеративных и унитарных государствах / А.Д. Барциц // Перспективы развития институтов права и государства: сборник научных трудов 3-й Междун. науч. конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2020. – С.272-279.
7. Богатырева, Д.Н. Особенности формирования и пути роста доходов федерального бюджета / Д.Н. Богатырева // A POSTERIORI. - 2022. - №3. - С.10-14.
8. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: монография / под ред. М.А. Абрамовой. - М.: КноРус, 2021. - 202с. – ISBN 978-5-406-06053.
9. Гараева, Р. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии / Р. Гареева, Б. Байрамалыев // Вестник науки. – 2022. – Т.3. - №12. – С.46-49.
10. Зарипов, Р.Р. Правовые основы сбалансированности федерального бюджета / Р.Р. Зарипов // Заметки ученого. - 2022. - №3-1. - С.337-340.
11. Исламгалеев, Д.Р. Причины дефицита бюджета России / Д.Р. Исламгалеев // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». - 2022. - №8. - С.521-524.
12. Лысенко, В.А. Влияние дефицита бюджета РФ на национальную экономику и населения / В.А. Лысенко, В.С. Истомин // Современные проблемы развития экономики России и Китая: материалы IV междун. науч.-практ. конференции. – Благовещенск: АГУ, 2023. – С.211-216.
13. Мухудов, И. Содержание и исполнение государственного бюджета / И. Мухудов, Ш. Пирджанов // Вестник науки. – 2023. – Т.4. - №4. – С.38-40.
14. Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru.
15. Панькова, А.Р. Спектр проблем, препятствующих эффективному функционированию бюджетной системы РФ / А.Р. Панькова // Актуальные исследования. - 2021. - №32. - С.45-46.
16. Рябинин, А.В. Доходы и расходы государственного бюджета / А.В. Рябинин // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №2. – С.64-73.
17. Саргсян, К.К. Государственный бюджет и его роль в экономике / К.К. Саргсян, Л.А. Семина // Интернаука. – 2022. - №16-6. – С.55-57.
18. Седых, М.С. Государственный бюджет: проблемы сбалансированности и финансирования / М.С. Седых, В.В. Ловянникова // Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С.123-127.
19. Титов, В.М. Государственный бюджет в современной России / В.М. Титов // Студенческий. – 2023. - №19-9. – С.15-16.
20. Усков, И.В. Повышение эффективности бюджетной системы России / И.В. Усков // Евразийский юридический журнал. - 2021. - №1. - С.450-451.
21. Филатова, Д.П. Проблемы формирования федерального бюджета / Д.П. Филатова // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей: материалы симпозиума Междун. научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Кемерово: КГУ, 2023. – С.104-108.
22. Царикаев, М.Р. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы российской Федерации / М.Р. Царикаев // Учет и контроль. – 2023. - №7. – С.30-33.
23. Чувахина, Л.Г. Долговая экономика США / Л.Г. Чувахина // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2022. - №1. – С.86-96.
24. Шляхтунов, А.Г. Состояние и перспективы экономики США на ближайшую и среднесрочную перспективы / А.Г. Шляхтунов // Вестник Екатерининского института. – 2022. - №4. – С.125-130.
25. Щербакова, А.М. Проблемы циклического развития экономики США последнего десятилетия / А.М. Щербакова // Экономические науки. – 2022. - №210. – С.32-37.
26. Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.budget.gov.ru.