Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Польская политическая ссылка в Сибирь - это один из многих аспектов проблемы освободительного движения в Российской империи. Эта проблема, в свою очередь, связана с проблемой русско-польских отношений. В настоящее время эта тема становится все более актуальной, так как общекультурные связи между Россией и Польшей ослабевают, а внимание уделяется только трагическим моментам истории двух стран. Это мешает развитию дружеских отношений между нашими странами и объективному пониманию сложных взаимоотношений, которые существовали между Россией и Польшей на протяжении их исторического развития.
Тема истории польской ссылки на региональном уровне является актуальной, так как ее широкий круг вопросов до сих пор недостаточно изучен. Локализация этой проблемы позволит более конкретно и уточненно рассмотреть, как местные власти реализовывали основные принципы карательной политики в отношении ссыльных поляков, оценить степень суровости применяемых наказаний и эффективность действий местных властей по осуществлению надзора, а также раскрыть реальные масштабы и формы культурной, общественной и хозяйственной деятельности ссыльных. Изучение опыта межэтнических контактов является одним из наиболее актуальных вопросов для формирования национальной политики в современной Российской Федерации.
Тема польской ссылки в России начала интересовать историков после реформы 1861 года. Один из первых исследователей этой темы - историк и этнограф Максимов. В своей работе "Сибирь и каторга" (СПб, 1871) он подходил к проблеме с точки зрения бытописателя и этнографа. Он представил материал об экономическом положении поляков-ссыльных, их занятиях, обычаях и отношениях с местным населением. Современные исследователи также находят ценность в работе Максимова, который пытался выявить типичные черты, характерные для всех поляков-ссыльных как социокультурной группы. Однако, с течением времени, тема польской ссылки стала изучаться более широко.
Однако в целом работа носит фактографический характер.
Исследование Максимова дополняет статью Л.Ф. Пантелеева «Из прошлого польской ссылки в Сибири», рассказывающую об истории ссыльных поляков. Максимов вводит новый материал, раскрывающий историю создания и деятельности Красноярско-канской тайной организации ссыльных поляков.
В Сибири в конце XIX века существовала проблема политической ссылки. Об этом говорили Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин - известные общественные деятели и исследователи Сибири. В своей книге "Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении" (СПб, 1892) Ядринцев выразил свое негативное отношение к институту ссылки. Он считал, что политическая ссылка не имела положительного влияния на развитие региона. Однако, Потанин считал, что политическая ссылка имеет позитивное влияние на жизнь Сибири.
Известный краевед А.И. Кытманов внес значительный вклад в сбор информации о польской ссылке в Енисейской губернии. В своей работе "Краткая летопись Енисейского и Туруханского уездов за 1594-1893 гг" он представил данные о составе, местах жительства, профессиональной и общественно-культурной деятельности ссыльных поляков. Это позволило раскрыть огромный вклад польских ссыльных в развитие Енисейского края.
Историк А. Макаров написал обширную статью о переселенцах из Царства Польского и Западных губерний, которые были вынуждены переехать в Тобольскую губернию после мятежа 1863 года. В отличие от историков, которые объясняли все бедствия политических ссыльных только их нежеланием выполнять условия режима ссылки, Макаров показал, что нормативная база режима была настолько противоречива, что ссыльные вынуждены были нарушать законы, чтобы выжить в суровых условиях ссылки.
Историк золотопромышленности Н.В. Латкин из Приенисейского края отмечает, что ссыльные поляки сделали большой вклад в развитие отрасли, работая на приисках в качестве квалифицированных рабочих, инженеров и менеджеров.
Раньше в исторических работах о политической ссылке поляков, написанных до революции, было мало связи между фактическим материалом и общими проблемами освободительного движения в Польше и России. Эти работы были скорее фактографическими и не имели глубокого анализа. Также заметно, что существует недостаток литературы об истории поляков в сибирском изгнании.
В польской дореволюционной историографии мы видим совершенно другую ситуацию в изучении проблемы польской ссылки в Сибири. После подавления восстания в Польше в 1863-1864 годах и последующей высылки его участников в Сибирь, первые работы о поляках в сибирском изгнании начали появляться. Одной из таких работ является книга А. Гиллера "Описание Забайкальского края в Сибири" (том 1-3, Липск, 1867), где значительная часть посвящена жизни ссыльных поляков. Фактические данные, представленные в книге Гиллера, имеют безусловную информативную ценность. Однако автор не скрывает своих явных полонофильских воззрений и представляет роль польской ссылки в Сибири в мессианском духе. Это не может не настораживать современного историка.
В 1884 году польский историк З.Либрович опубликовал книгу "Поляки в Сибири", в которой он раскрыл тему сибирской ссылки в контексте борьбы поляков за национальную независимость. Автор показал эволюцию взглядов поляков на цели и методы политической борьбы, начиная от воинственного сепаратизма и заканчивая зрелым представлением о необходимости органического труда - мелкого, медленного, но упорного и легального. Либрович убежден, что в этом прозрении поляков сыграла важную роль коммуникация с русским населением Сибири. Благодаря этому общению поляки начали постепенно нивелировать свои антирусские взгляды, и русский народ перестал ассоциироваться с понятием русское самодержавие.
Тема польских политических заключенных, которых ссылали в Сибирь в период Российской империи, стала объектом исследования в советской историографии. Она была рассмотрена в контексте революционного движения в России, что привлекло внимание историков и краеведов.
Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, созданное в 1921 году, сыграло важную роль в изучении истории сибирской ссылки поляков. Членами этого общества были подготовлены и изданы многие материалы, включая сборник под названием «Енисейская ссылка» (Москва, 1934 год). В этом сборнике была опубликована статья К. И. Протопопова, которая открыла сборник. В своей статье Протопопов не отрицал важного положительного влияния ссыльных поляков на жизнь края, однако он рассматривал их деятельность с позиций буржуазного культуртрегерства. Он подчеркивал, что ссыльные поляки, так же как и русские народники, были мелкобуржуазными революционерами, и их деятельность объективно отвечала интересам сибирской буржуазии, а не народа. .
В начале существования Советской власти произошли изменения в изучении польской политической ссылки. В то время характер ее деятельности и роль в жизни Сибирского края были трактованы в рамках вульгарного классового подхода, который был характерен для ранней советско-марксистской историографии.
После окончания Второй мировой войны начался новый этап в отношениях между Советским Союзом и Польшей. Оба народа двигались по пути социалистического развития, и это привлекало особый интерес к проблеме русско-польских отношений. Историки, применяя марксистскую методологию, активно изучали тему русско-польских революционных связей. Н.П. Митина и Т.Ф. Федосова внесли огромный вклад в исследование этой темы, привлекая новые архивные материалы и источники, которые раскрывали новые страницы в истории польско-сибирских связей. .
Советские историки в прошлом сильно акцентировали внимание на революционной деятельности ссыльных поляков. В частности, иркутский историк С.Ф. Коваль утверждал, что в 1864-1865 годах в Восточной Сибири появилось отделение "Земли и воли", которое совместно с польскими ссыльными готовило восстание. Однако такая позиция была подвергнута критике со стороны других историков, таких как Н.П. Мишна, Т.Ф. Федосова и Б.С. Шостакович. Они указали на несостоятельность фактической аргументации и подтягивание материала под определенные идеологические установки.
В 1970-1980-е годы историки В. А. Дьяков, Л.П. Рощевская и С. В. Кодан начали активно изучать историю польской ссылки как важной составляющей русско-польских отношений. Однако, особую заслугу в этом вопросе имеет Б. С. Шостакович - иркутский историк, который в своих работах ввел термин "осибирячивание". Этот термин описывает множество традиций и норм повседневной жизни, которые сложились между сибиряками и поляками во время сибирской ссылки. Шостакович также исследовал национальные проблемы, с которыми сталкивались ссыльные поляки. Он показал, как трудно было преодолеть национальные предрассудки в сознании ссылочных поляков.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источники и литература
1.Латкин H. В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее / Н В Латкин -СПб, 1892
2.Протопопов К.И. Енисейская ссылка от декабристов до1917г/КИ Протопопов //Сборник енисейского землячества/ВН Соколов -М, 1934 -С 11
3. Воспоминания Максимилиана Маркса «Записки старика» / ТФ Федосова // Исследования по истории польского общественного движения [Сб ст] / В А Дьяков и др -M , 1971 - С 148-193
4. Шостакович Б.С. Поляки — политические ссыльные конца 70-х — начала 90-х годов XIX века - в Сибири / Б С Шостакович // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в - февраль 1917 г) - Иркутск, 1973 - Вып 1 - С 52-124,
5. Шостакович Б.С. Поляки в Сибири в 1870-1890-е годы (из истории русско-польских отношений в XIX веке)Автореф Дис канд ист наук 07 00 02 / Иркутский государственный университет Иркутск 1974 -24 с
6. Красноярск и красноярцы - Красноярск, 1978, Мешаякин П.Н. Красноярские встречи В.И. Ленина/ПН
7. Качинская Э. Политические ссыльные и уголовные преступники Столкновение двух миров / Э. Качинская// Польская ссылка в России XIX - XX веков региональные центры -Казань, 1998 -С 20-24