Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях серьезных изменений в политической жизни нашей страны, нестабильности социально-экономических отношений, первостепенной задачей государства становится решение проблемы воспитания патриотизма у детей и молодежи, как основы консолидации общества и укрепления государства. Произошедшая в последнее время девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание людей, резко снизилось воспитательное воздействие образования, российской культуры и искусства как важнейших факторов формирования патриотизма. Научные исследования свидетельствуют об амбивалентности взглядов молодого поколения на прошлое, неоднозначности восприятия настоящего, неуверенности позитивных перемен в будущем. Стала очевидной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Исторический опыт становления и развития нашей страны указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной России является патриотическое воспитание граждан. Социально-экономическое, духовное и культурное развитие России невозможно без людей, способных к отстаиванию интересов государства, проявляющих заботу о родной стране, сочетающих в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Воспитание у детей и подростков любви к своей Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого является залогом успешного будущего России.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.
Актуальность исследования обусловлена возросшей необходимостью обращения людей к духовному наследию своего народа, богатейшим запасам русской народной культуры, изучение которых является одной из первостепенных задач в воспитании подрастающего поколения. Знание детьми своей истории, национальной культуры, способность беречь и развивать народные традиции, любить Родину и быть преданными ей, во многом может определить будущее страны.
Современные реалии обозначают разнообразие проблем духовной жизни страны, важнейшей из которых является сохранение и возрождение исторических праздников и традиций. В связи с этим необходимо найти эффективные условия и средства, позволяющие реализовать патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема воспитания патриота и гражданина Отечества всегда была в центре внимания лучших людей России ученых, поэтов, общественных деятелей, писателей, педагогов (В. Г. Белинский, В. И. Водовозова, Е. Р. Дашкова, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин, В. О. Ключевский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, М. В. Ломоносов, А.С. Макаренко, Н.И. Новиков, С. М. Ривес, В. А. Сухомлинский Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И.Я. Яковлев, и др.). Главным в воспитании они считали формирование человека-патриота, любящего свой народ, родной язык, этническую культуру, отличающегося высокой нравственностью, любовью к Родине, стремлением служить Отчизне. Они считали немаловажным условием применения средств народной культуры в формировании патриотизма у детей.
На это обращают внимание и современные исследователи, изучающие различные аспекты воспитания патриота-гражданина (А. Быков, А. Н. Вырщиков, Е. О. Галицких, А. С. Гаязов, И. М. Дуранов, Л. В. Кузнецова, В.И. Лутовинов, Н. Д. Никандров, А. И. Попова, Ю. В. Савин, Е.С. Троицкий, И. Ф. Харламов и др.). Е. О. Галицкий делает акцент на одно из важных направлений педагогической науки и практики, выражающееся в необходимости формирования толерантного отношения подрастающего поколения к другим народам, населяющим российское государство.
Важной проблемой воспитания основ патриотизма у детей младшего школьного возраста является определение содержания образования, средств и методов.
Цель исследования: анализ и изучение теоретических и методологических аспектов патриотического воспитания младших школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• определить понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в сфере образования;
• проанализировать нормативно-правовую базу патриотического воспитания школьников;
• рассмотреть основные направления патриотического воспитания младших школьников в школе.
Объект исследования — патриотическое воспитание.
Предмет исследования: направления и формы работы в процессе патриотического воспитания.
Методы исследования: анализ существующей базы научно-методической литературы по исследуемой теме, обобщение и синтез полученной информации.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 68–71
2.Белоногова, Л. Н. Интерактивная экскурсия как форма воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения / Л. Н. Белоногова [и др.]. - Текст : непосредственный // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2017. - № 1. - С. 222-227
3.Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – Москва : Айрис Пресс : Айрис дидактика, 2006.
4.Букаева С.В. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся [Электронный ресурс] / С.В. Букаева // МБУДО «Детско-юношеский центр «Пилигрим». – Самара, 2018
5.Галуцких М.Л. Патриотическое воспитание – объединяющая сила // Проблемы педагогики. 2016. № 11(22). С. 33-35
6.Герасимов, С. А. Воспитание толерантности у младших школьников : учебное пособие / С. А. Герасимов, И. З. Сковородкина. — Москва : ИНФРА М, 2020. — 315 с.
7.Гузенина С.В. Роль семьи в патриотическом воспитании личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 1. С. 53-59
8.Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Москва : ЭКСМО, 2018. - 896 с.
9.Жданова Н.М. Патриотическое воспитание младших школьников, как одно из приоритетных направлений формирования базовых национальных ценностей личности в начальной школе // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 2 (26). С. 19-22
10.Куликова, Г. Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы / Г. Г. Куликова. - Текст : непосредственный // Инновации в образовании. - 2008. - № 8. - С. 127-133
11.Микрюков, В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1–11 классы / В. Ю. Микрюков. – Москва : ВАКО, 2009
12.Мусс, Г. Н. Теория и практика патриотического воспитания : учебное пособие / Г. Н. Мусс. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2015
13.Мухамедова Г.Х. Современные принципы военно-патриотического воспитания: учеб. пособие. Ульяновск: УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2014
14.Мясникова Д.В. Концепция сфер гражданско-патриотического воспитания // В сборнике: 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы XXIIмеждународной научно-практической конференции . 2020. С. 63-67
15.Нематов А.Ш. Патриотическое воспитание учеников начальных классов на основе школьного и семейного взаимодействия // Достижения науки и образования. 2020. №2 (56). С. 20-21
16.Полат Е. С. Учебное пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. Квалиф. Пед. Кадров /, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002
17.Рыбина И.Р., Попова И.Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №4.
18.Семенова, М. А. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М. А. Семенова // В сборнике : Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. – Сборник результатов научных исследований. – Киров, 2018. – С. 359–362
19.Томилин, С.Н. О Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза/ С.Н. Томилина. // Человек и образование.– 2015. - № 2. – с. 5
20.Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова. - Москва : Республика, 2001. - 483 с.
21.Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Москва : Гардарики, 1999. - 520 с.
22.Чистякова, Н. Н. Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки - начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников / Н. Н. Чистякова, Г. Н. Лашкова. - Текст : непосредственный // Крымский научный вестник. - 2016. - №3 - С. 136-147
23.Шемшурина, А. И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя : учеб.-метод. пособие / А. И. Шемшурина. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
24.Шипов, К. Воспитание на исторических событиях / К. Шипов // Патриот Отечества. – 2013. – № 11. – С. 34–36.
25.Шутова, Л. И. Профессиональные ценности как условие формирования патриотизма у будущих специалистов народного хорового пения / Л. И. Шутова // Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 2. – С. 73–75