Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное образование неразрывно связано с использованием информационных технологий, что открывает новые возможности для развития и эффективности обучения. В рамках дистанционного обучения информатике возникает важный вопрос об организации самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку она способствует формированию навыков самостоятельного поиска и обработки информации, развитию творческого мышления и самоорганизации.
Переход к дистанционному обучению информатике предоставляет новые возможности и вызывает особые вызовы. Однако с правильной организацией самостоятельной работы, эти вызовы могут быть превращены в возможности для повышения эффективности обучения и развития учащихся.
Организация самостоятельной работы в рамках дистанционного обучения информатике требует применения различных подходов и инструментов. Во-первых, важно создать структурированную и доступную электронную образовательную среду, которая позволит учащимся получать необходимую информацию, материалы и задания. Это могут быть специальные онлайн-платформы, веб-сайты или электронные учебники.
Во-вторых, следует разработать четкие инструкции и руководства, которые помогут учащимся ориентироваться в заданиях и процессе самостоятельной работы. Кроме того, важно предоставить учащимся возможность задавать вопросы и получать обратную связь в режиме онлайн.
В-третьих, необходимо применять интерактивные методы обучения, такие как видеолекции, вебинары, групповые проекты и задания, которые позволяют учащимся активно взаимодействовать с учебным материалом и друг с другом.
Наконец, важно поощрять и поддерживать мотивацию учащихся, предоставляя им возможность самостоятельно выбирать темы и задания, которые наиболее интересны для них, а также поощрять достижения и успехи.
Организация самостоятельной работы учащихся в рамках дистанционного обучения информатике является сложной задачей, требующей тщательного планирования и грамотного использования информационных технологий. Однако, с правильными подходами и ресурсами, это может стать эффективным средством развития учебных навыков, творческого мышления и самоорганизации учащихся. В данной работе мы рассмотрим основные принципы и методы организации самостоятельной работы, которые помогут достичь успеха в дистанционном обучении информатике.
Актуальность:
Организация самостоятельной работы учащихся в рамках дистанционного обучения информатике является актуальной проблемой в современной образовательной среде. С развитием информационных технологий и распространением дистанционного обучения, возникают новые требования к учебному процессу и необходимость эффективного организовать самостоятельную работу учащихся. Это связано с тем, что самостоятельная работа способствует развитию навыков самообучения, самоорганизации, критического мышления и творческой активности учащихся.
Цель:
Целью данного исследования является изучение и разработка эффективных подходов к организации самостоятельной работы учащихся в рамках дистанционного обучения информатике. Основной задачей является определение оптимальных методов, инструментов и ресурсов, способствующих развитию учебных навыков и активной самостоятельной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Изучить существующий опыт и научные исследования в области организации самостоятельной работы учащихся в дистанционном обучении информатике.
2. Анализировать особенности дистанционного обучения информатике и его влияние на организацию самостоятельной работы учащихся.
3. Разработать рекомендации и методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся в рамках дистанционного обучения информатике.
4. Провести практические эксперименты и исследования для оценки эффективности разработанных подходов и методов.
5. Систематизировать полученные результаты и предложить рекомендации для учителей и педагогических работников по организации самостоятельной работы учащихся в дистанционном обучении информатике.
Предмет и объект исследования:
Предметом исследования является организация самостоятельной работы учащихся в рамках дистанционного обучения информатике. Объектом исследования являются методы, инструменты и подходы к организации самостоятельной работы учащихся в дистанционном обучении информатике.
Теоретическая значимость:
Исследование имеет теоретическую значимость, поскольку оно способствует развитию научного понимания организации самостоятельной работы учащихся в дистанционном обучении информатике. Результаты исследования могут быть использованы для расширения теоретических знаний об эффективных методах и подходах к организации самостоятельной работы учащихся.
Практическая значимость:
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций и методических материалов для учителей и педагогических работников, которые занимаются организацией дистанционного обучения информатике. Полученные результаты могут быть использованы для улучшения качества образования и эффективности самостоятельной работы учащихся, а также для развития компетенций и навыков, необходимых в современном информационном обществе.
Глава 1. Особенности дистанционного обучения
1.1. Требования к организации дистанционной формы обучения
Современное образовательное пространство невозможно представить без цифровых инструментов. Цифровые инструменты заняли прочное место в образовательном процессе, существенно расширили возможности как педагогов, так и воспитанников. Практически у каждого педагога возникает необходимость дистанционного взаимодействия с воспитанниками в период дистанционной работы. Использование цифровых инструментов в образовательном процессе дает возможность педагогу организовывать совместную работу воспитанников в дистанционном формате и получать мгновенную обратную связь.
Дистанционное обучение – это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.
Для эффективного использования цифровых инструментов, педагогам необходимо знать их функциональные и педагогические возможности и уметь их правильно применять в процессе обучения. Рассмотрим основные возможности цифровых инструментов подробнее:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алсынбаева Л. Г., Кочегура Д. С., Мачихин Н. О., Савеленко В. В. Система дистанционного тестирования «ЕГЭ-Онлайн». Вестник Югорского государственного университета. 2021.№ 3. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-distantsionnogo-testirovaniya-ege-onlayn (дата обращения 29.04.2023)
2. В. Канаво. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет».[Электронный ресурс]: URL http://www.curator.ru/e-learning/publications/doplus.html (дата обращения 28.04.2023)
3. В. Канаво. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет». [Электронный ресурс]: URL http://www.curator.ru/e-learning/publications/doplus.html (дата обращения 28.04.2023)
4. Валитов Р. А. Устюгова В. Н. Технические вопросы и проблемы, возникающие при создании и эксплуатации системы дистанционного обучения на базе Moodle. Образовательные технологии и общество. Выпуск№ 4 / том 14 / 2021 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-voprosy-i-problemy-voznikayuschie-pri-sozdanii-i-ekspluatatsii-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-na-baze-moodle (дата обращения 28.04.23)
5. Гильмутдинов, А.Х., Ибрагимов, Р.А., Цивильский, И.В. Электронное образование на платформе MOODLE / А.Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. – Казань: КГУ, 2018. – 169 с.
6. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 2019. – 368 с.
7. Голубев, О. В. Электронный учебно-методический комплекс в СДО Moodle (на примере курса «Математика и информатика») / О. В. Голубев, О. Ю. Никифоров // IV Международная научно-рактическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» 14–15 дек. 2019 г . – М.: – С. 267–273.
8. Государев И. Б. Мобильное обучение веб-технологиям и веб-программированию. Образовательные технологии и общество. 2021. № 3 – том 17
9. Готская И. Б. Применение электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся. Universum: Вестник Герценовского университета. 2019. № 6. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-i-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-dlya-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty (дата обращения 28.04.2023)
10. Грек В. В. Система организации самостоятельной работы учащихся по информатике посредством дистанционных образовательных технологий. Педагогическое образование в России. 2021. № 8. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-uchaschihsya-po-informatike-posredstvom-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения 28.04.2023)
11. Ибрагимов. И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студ. вузов. – М.:Академия,2022.-336 с .
12. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат.- М.: Владос, 2021.-272 с.
13. Итоги эксперимента в области дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий. (Решение коллегии от 28.04.2023). // Инновации в образовании. -2022.- №4. – С. 4-27.
14. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа», 2019. – 228 с.
15. Киреева, Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании. - 2022. - № 4. – С. 38-40.
16. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 2019. – 398 с.
17. Корень А. В. Использование электронной образовательной среды Moodle в создании интерактивных учебных курсов нового поколения. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2021. №3 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy-moodle-v-sozdanii-interaktivnyh-uchebnyh-kursov-novogo-pokoleniya (дата обращения 28.04.2023)
18. Куликова Н. Ю., Сердюкова С. Ю., Склейнов Е. Л. Использование мультимедийных и интернет-технологий для разработки электронных образовательных ресурсов интерактивной доски при обучении информатике. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimediynyh-i-internet-tehnologiy-dlya-razrabotki-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-interaktivnoy-doski-pri (дата обращения 28.04.2023)
19. Медведева С. Н. Тутубалин П. И. Информационные технологии контроля и оценки знаний в системе дистанционного обучения Moodle. Образовательные технологии и общество. 2021. № 1 /15 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-kontrolya-i-otsenki-znaniy-v-sisteme-distantsionnogo-obucheniya-moodle (дата обращения 28.04.2023)
20. Пакуль Т.А. Клецкая З. М. Возможности использования программного средства Moodle для создания электронных учебно-методических комплексов. Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 9: Издательское дело и полиграфия. 2022 №9 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-programmnogo-sredstva-moodle-dlya-sozdaniya-elektronnyh-uchebno-metodicheskih-kompleksov (дата обращения 28.04.2023)
21. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2022. – 512 с.
22. Первин Ю. Энциклопедия учителя информатики. Дидактика и информатика. Дистанционное обучение. «Информатика». 2017. № 11. [Электронный ресурс]: URL: http://inf.1september.ru/2017/11/02.htm (дата обращения 28.04.2023)
23. Пескова Е. С. Повышение эффективности самостоятельной работы старшеклассников средствами компьютерной обучающей системы. Международный научно-исследовательский журнал. 2022. №7-2. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-samostoyatelnoy-raboty-starsheklassnikov-sredstvami-kompyuternoy-obuchayuschey-sistemy (дата обращения 28.04.2023)
24. Соловов А. Организационные аспекты электронного дистанционного обучения. «Высшее образование в России». 2017. №12 стр.89.
25. Шадриков В.Д., Шемет И.С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы. Высшее образование в России 2019, №11. Стр. 62.
26. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2020. – 276 с.