Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ШАЙХЗАДЫ БАБИЧА
1.1.Исследования творческого наследия Шайхзады Бабича
Шайхзада Бабич (1895-1919), проживший немногим более двадцати четырех лет, оставил яркий след в истории башкирской литературы. Современники обратились к изучению его творчества сразу после смерти поэта.
Башкирские ученые на протяжении XX века неоднократно обращались к изучению литературного наследия С. Бабича. К сожалению, многие сведения, известные в начале прошлого века, были забыты. После учебы в шестидесятых годах снова последовал период запрета. Только в восьмидесятые годы появилась возможность изучать его поэзию.
"Если бы Бабич не умер, он, возможно, пошел бы по пути Тюркизма и вместе с Заки Валидовым, к которому он был идеологически привязан, ушел бы от Энвер-паши и басмачей», - писал в 1930 году писатель Сайфи Кудаш, анализируя социалистические позиции своего творчества.[3]
Еще один исследователь творчества С. Бабича доктор филологических наук Равиль Бикбаев он пишет, что с осени 1917 года до конца марта 1919 года Бабич находился в центре башкирского национального движения.
Центральный Башкирский хор в ноябре 1917 г. создал комиссию для сбора материалов и материалов, изучения и написания истории башкирского народа.
Таким образом, он стал участвовать в научной и культурной деятельности Правительства Башкирии, которое придавало большое значение развитию культуры.
18 февраля 1918 года Шайхзада Бабич принял активное участие в создании литературной организации «Тулькын» («волна»), основными задачами которой были распространение в Башкортостане новых идей, добрых нравов и совести, объединение молодежи, воспитание любви к Родине.
С. Бабич был избран временным председателем организации.
В качестве члена Башкирской центральной Шуры С. Бабич по решению Курултая вместе с Г. Гирфановым отправился в БЫРСКИЙ уезд для организации кантональной администрации. Во время его отсутствия, которое длилось чуть более месяца, руководство организацией перешло к сторонникам Революционного совета Башкортостана, среди которых был один из членов Тулькинского исполкома Давлет. [5]
Так, С. Бабич, Ф. Сулейманову и другим им подобным пришлось вести длительную борьбу за восстановление центральной организации, что и произошло 1 сентября 1918 года на конференции башкирской молодежи. г. Карамышев был избран председателем "Тулькынской" организации, его заместитель - С. Бабич, секретарь - Н. Габитов.
Важным событием в культурной жизни башкирского народа стало решение конференции об открытии музыкально-драматического кружка и литературного журнала «Курай» при организации издательства.
В организации» Тулькын " С. Бабич сыграл ключевую роль. Таким образом, они подготовили пламенное обращение к местным офисам и членам организации. Башкирское правительство при решении организационных вопросов и сборе налогов рассматривало организацию "Тулькын" наравне с Башкирским Шуро.
Шайхзада Бабич на втором башкирском съезде, состоявшемся 18 августа 1917 года, был избран одним из членов Башкирской областной Шуры [9, т. 1, с. 157]. В Шуро он был исполняющим обязанности генерального секретаря. В феврале 1918 года, после избрания многих членов Шуро в правительство, саляхетдина Атнагулова, преподавателя медресе «Галия», пригласили возглавить Шуро с оговоркой, что в случае разногласий будет избран новый председатель. [2]
В течение этого периода С. Бабич был назначен исполняющим обязанности президента.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абус. Творчество Бабича и его судьба // Безнен юл. 2021. № 11. С. 29-32.
2. Бабич Ш. Избранные произведения / сост., ред., предисл. и коммент. А. Харисова. Уфа, 2018. 292 с.
3. Бабич Ш. Сборник стихотворений / сост. Г. Ибрагимова. Казань, 2022. 164 с.
4. Бикбаев Р. Шайхзада Бабич. Жизнь и творчество. Литературоведение. Уфа: Китап, 2020. 304 с.
5. Ишемгулов Б. Духовенство в дни контрреволюции. Уфа, 2017. 48 с.
6. Кудаш С. Творческий путь Ш. Бабича // Октябрь. 2020. № 4. С. 64-74.
7. Насыри И. Шайхзада Бабич // Сэсэн. 2019. № 5-6. С. 2-4.
8. Научный архив Уфимского научного центра Российской академии наук. Ф. 63. Оп. 1.