Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы использования интерактивной образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» на уроках информатики 1.1. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
В современных образовательных условиях каждый педагог, согласно требованиям ФГОС на любой образовательной ступени является проектировщиком и организатором образовательного процесса. Он выступает организатором, способным помочь каждому школьнику сортировать потоки информации, быть в ней помощником детям в освоении навыков работы с информационными технологиями. К традиционным методам относят словесные методы обучения, в частности, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, консультация, которые сегодня трансформируются в аудио-, видео-, графические фрагменты, гипертекст, гипермедиа, медиалекции, форумы, чаты, видеоконференции. Современная учебная деятельность школьников сегодня невозможна без использования современных систем средств обучения, и электронных образовательных ресурсов [20]. Одним из таких ресурсов является образовательная онлайн-платформа «Учи.ру».
Применение информационных технологий в образовательном процессе исследовали О.В Бородина, А.В. Липатов, М.И. Шутикова и др. Практика показывает, что средства мультимедиа и Интернет - технологии имеют преимущества перед традиционными средствами обучения, но в настоящее время недостаточно разработаны методики использования всех этих технологий для различных образовательных областей. Во многом развитие образовательных организаций обусловлено процессами информатизации и цифровизации общества. Особенно в последние годы это приобретает глобальный характер. Сегодня можно говорить о том, что фундаментализацией образования является информатизация и цифровизация всех сфер образовательной среды [1].
Цифровизация образовательной среды – это обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования, современных информационно-коммуникативных технологий, которые ориентированы на реализацию триединой образовательной цели, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. Применение цифровых технологий стало актуальным практически сразу, как только в повседневную жизнь начали внедряться современные технологии связи, интернет и повсеместное использование компьютеров.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. На образовательной онлайн-платформе «Учи.ру» представлены учебные материалы по различным учебным предметам, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Это многочисленные учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно магнитофона или CD - плеера. Эффективные образовательные ЭОР воспроизводятся на компьютере. К видам ЭОР по предметам на платформе, в зависимости от назначения и объема учебного содержания относят [12]:
1. Электронный учебно – методический комплекс.
2. Электронный демонстрационный материал.
3. Электронный модуль проверки знаний.
4. Электронный практикум.
5. Электронный учебный модуль (дистанционный курс).
6. Электронное учебное пособие.
7. Электронное методическое пособие.
В настоящее время существует большое количество подходов к классификации ЭОР. Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается сегодня наличием следующих возможностей:
-мультимедийность;
-моделирование;
-интерактивность.
Д. Джонсон и Л. Бакер одни из первых высказали возможность применения цифровых технологий в образовании. Они достаточно подробно представили в своих работах плюсы и минусы цифровизации в целом, касающиеся образования. К плюсам они отнесли отсутствие бумажного документооборота [3].
Весь документооборот, раньше, или позже перейдёт в электронный формат и нельзя при этом не учитывать экономию средств. Благодаря цифровизации образовательных процессов, у педагогов получится существенно сэкономить личное время. К основным предпосылкам организации перехода к цифровой среде можно отнести следующее:
-развитие инфраструктуры доступа к Интернет;
- развитие ИТ- отрасли;
-развитие национальной системы электронного управления.
При этом, основными критериями эффективности образовательного процесса выступают его качество и обучение учеников в условиях более полного применения информационно-коммуникационных технологий и ЭОР [14].
Основными принципами внедрения интегрированных информационных систем в образовательной организации служат следующие:
- создание единой базы данных для всех задач и уровней управления;
- программное и информационное обеспечение;
-внедрение единого электронного документооборота на всех уровнях;
-применение сетевых и информационно-коммуникационных технологий в качестве средства использования информационных ресурсов.
ИКТ представляют собой интегрированное понятие. Здесь имеется в виду описание различных способов, методов, алгоритмов и устройств обработки информации. Это есть основа развития ЭОР. Очевидно, что внедрение элементов ЭОР лишь поспособствует повышению эффективности управления образовательным процессом и содержанием образования в каждой организации. Для каждой образовательной организации на первый план сегодня выходят задачи развития информационно-образовательной среды и расширения возможностей коммуникаций для обмена знаниями между субъектами [2].
Использование современных технологий иногда может негативно влиять на когнитивные способности человека. Человек перестает запоминать нужную информацию, поскольку её проще найти в Интернет. Информатизация управления образовательным процессом связана с принятием обоснованных управленческих решений педагога на основе автоматизированной обработки информации.
Информационные технологии делят на две группы:
1. Группа с избирательной интерактивностью.
2. Группа с общей интерактивностью.
К первой группе относят технологии, которые обеспечивают хранение информации в структурированном виде. Это банки данных, базы данных, телетекст и др. Пользователь находит нужную информацию с помощью различных процедур поиска. При этом пользователь не может видоизменить полученную информацию. Ко второй группе относят все формы коммуникации, которые обеспечиваются с помощью компьютеров [4]:
-электронная почта;
-телеконференцсвязь;
-табулятор голосования и др.
Именно эти технологии служат средством передачи и обмена сообщениями. Это есть безбумажная информатика – технология сбора, накопления, переработки и распространения информации на основе компьютера и машинных носителей информации. Понятие безбумажная информатика ввел академик В.М. Глушков.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н. В. Апатова. - Учебное пособие. - Москва: Российская академия образования, 2004. – 224 с.
2. Бобырев, А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения [Текст] / А.В. Бобырев. учеб. пособие // Ростов: известия ЮФУ. Технические науки, 2019. – 275 с.
3. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2002 г.- 186 с.
4. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2004.- 135с.
5. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 2001. - №3. – С. 18-21.
6. Денисова, Е. В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока информатики и ИКТ в 8-х классах [Текст] / Е.В. Денисова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/ АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. - С.574-578.
7. Дергачева, Л. М. Особенности подготовки и проведения дидактической игры на уроках информатики [Текст] / учеб. пособие // Л. М. Дергачева. – Москва: Информатика и образование, 2005. - 95 c.
8. Дергачева, Л.М. Методические аспекты использования учителем дидактических игр на уроках информатики [Текст] / метод. разработка // сост.: Л.М. Дергачева. - Москва: Информатика и образование, 2004. – 42 с.
9. Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике на основе применения ИКТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5639839/page:4 (дата обращения: 17.06.2023).
10. Зубрилин, А. А. Игровой компонент на уроках информатики [Текст] /практикум для поступления в ЭК // А.А. Зубрилин - М.: Информатика и образование, 2006. – 52 с.
11. Зубрилин, А.А. Загадки в обучении информатики [Текст]/ А.А. Зубрилин // гуманитарные науки и образование. – 2014. – No3. – С. 9-13.
12. Исмайилова, Б. И. Использование нестандартных методов обучения школьников на уроке информатики [Текст]/ Б. И. Исмайилова // Социология, психология, педагогика. – 2018. – No1. – С. 76-83.
13. Ибрагимова, К. Ю. Использование игр в учебном процессе [Текст]/ К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф.- Пенза, 2003. – С. 43-48.
14. Информатизация общего среднего образования [Текст] / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 384 с.
15. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика [Текст] / К.К. Колин // учебное пособие - Изд-во «Академический проект». М., 2000.-203с.
16. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст] / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2002.-186 с.
17. Концепция информатизации образования [Текст] / Информатика и образование. - 2002. - №1., 98-101 с.
18. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики [Текст] / учебное пособие для студентов пед. Вузов // М. П. Лапчик. – Москва: Академия, 2016. - 624 с.
19. Мельников, С.В. Новые образовательные технологии в условиях компетентностного подхода [Текст] / С.В. Мельников // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. – М.: РГСУ, 2014. - No 4. – С.68-70.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224с.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. − М.: Академия, 2004 − 272с.
22. Пискунова, В.И. Использование занимательных задач на уроках информатики [Текст] / В.И. Пискунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – No7. – С. 41-45.
23. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат // М.: Изд-во Академия, 2005.- 77с.
24. Сайт группы компаний «Аверс» [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.iicavers.ru/ (дата обращения 15.06.2023).
25. Христочевский, С. А. К вопросу о создании когнитивных ресурсов
для электронного образования [Текст] / С. А. Христочевский // Информатика и образование. – 2017. – № 9. – С. 5- 9.