Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ЖЕНСКОЕ МОНАШЕСТВО В РОССИИ В XIX – XX ВВ.
1.1. Женское монашество в России в XIX – начале ХХ в.
Женское монашество зародилось одновременно с мужским. Более того, исследователь этой проблемы А.И. Сидоров отмечал, что в эпоху раннего христианства оно было даже более распространено, нежели мужское . Вопрос о возникновении и деятельности женских монастырей в средневековой Руси до сих пор изучен слабо, что напрямую связано с отсутствием нарративных источников. Можно лишь утверждать, что первые женские монастыри в Киевской Руси появились в первой половине XI в. Наибольшего же расцвета в России женское монашество достигло в XIX в. и было это связано не столько и не только с усилением чувства религиозности в русском обществе. Многие исследователи связывают это с усилением религиозных исканий, однако отмечают, что они не выходили за рамки монастырской жизни, увязывая их с влиянием старчества . Исследовавший данное явление И.К. Смолич подчеркивал, что во многом причиной этому можно считать те изменения в положении женщины в обществе, которые произошли после петровских преобразований. В частности, он отметил появившееся стремление к самостоятельности и образованию, которые в средине – второй половине XIX в. проявились в росте влияния женщин в общественной жизни и главным образом в духовной сфере .
Для второй половины XIX в. весьма характерным явлением стало стремление женщин к получению образования. Несмотря на то, что высшее образование (за исключением Высших женский курсов и женских медицинских и педагогических институтов, появившихся на рубеже XIX–ХХ вв.) оставалось для женщин практически недоступным, количество женских средних учебных заведений и профессиональных курсов для женщин неуклонно росло. Однако в данной связи мы должны вести речь не только о значительном распространении женского светского образования. Испокон веков стремление к получению его могло удовлетворяться и в монастырях. Следует подчеркнуть, что начиная со второй половины XIX в. женские монашеские обители стали в ногу со временем разворачивать широкую просветительскую деятельность, которая, к сожалению, не нашла должного освящения в отечественной историографии.
Говоря о стремительном росте женских монастырей в XIX в., можно опираться на те статистические данные, которые приводит в своем исследовании И.К. Смолич. Выдающийся историк русской церкви отмечает значительное сокращение женских монастырей в России в XVIII в., что он связывает с проводимой политикой секуляризации церковного имущества в 1764, 1786 и 1788 гг. В результате, по его подсчетам, в стране на конец века действовало 80 женских монастырей (75 штатных и 5 заштатных). Ситуация стала изменяться в следующем столетии: к 1810 г. существовало 94 обители, а в 1855 г. их численность достигла 129 (97 штатных и 32 заштатных), в которых проживало 2508 монахинь и 6606 послушниц . К началу Первой мировой войны количество женских монастырей выросло до 475. Следует также отметить, что ряд исследователей считает увеличение количества женских обителей тесно связанным с бедственным положением многих обедневших дворян после отмены крепостного права. При этом И. Преображенский отмечал, что наибольший прирост иночества пришелся на долю женских общин .
Женские монастыри XIX в. как правило возникали из иноческих общин. Такие общины возникали по инициативе отдельных подвижниц и придерживались в своей жизнедеятельности общежительного устава . К числу таких подвижниц XIX в. следует отнести игумению Феофанию (вдову генерала А.С. Готовцева; 1787–1866), схиигумению Феофанию Сидорову (1800–1888), игумению Филарету (урожд. Варвару Шлиппенбах), игумению Таисию Солопову (1840–1915) и многих других . В этих случаях Божественную Литургию совершали священники соседних приходов. С течением времени сестры общины могли обратиться в Священный Синод за разрешением преобразовать общину в монастырь и, как правило, его получали . Детально проанализировавший историю русского монашества И.К. Смолич, в качестве примеров преобразования женских иноческих общин в монастыри приводит Серафимо-Дивеевскую и Шаморинскую общины, ставшие затем женскими монастырями . Исследователь Н.Д. Тальберг указывает, что из возникших до 1890 г. 127 женских общин 78 стали общежительными монастырями .
Внутреннюю жизнь женских монастырей XIX в. ярко иллюстрируют «Записки игумении Таисии» Солоповой . Эти «Записки» представляют собой автобиографию игуменьи, изначально к печати они не предназначались. Поэтому в них игуменья Таисия очень откровенно пишет о своих религиозных проблемах, подробно характеризует все положительные и отрицательные стороны монашеской жизни, раскрывает все аспекты взаимоотношений монастырей с церковными властями. Большое внимание в «Записках» уделяется необходимости сохранения общежительного устава и приверженности аскетической традиции, которую официальная церковная власть считала излишней. Помимо этого, игуменья достаточно подробно рассказывает о деятельности монахинь на ниве просвещения и благотворительности . Настоятельница Аносинского Борисо-Глебского монастыря игуменья Евгения (кн. Е.Н. Мещерская) в своих записках акцентирует внимание на таких аспектах монастырского быта как «нестяжание и отвержение своей воли». В частности, она подчеркивала общность имущества, одинаковость одежды пищи. При этом, отмечая, что послушания сестры получали по своим силам, не исходя из их социального и материального положения в миру .
Раскрывая значение женских монастырей в общественно-политической жизни Российской империи, основное внимание следует сконцентрировать на их благотворительной деятельности, поскольку именно она составляла значимую часть монастырского служения и была развита гораздо сильнее, чем в мужских монастырях . Обращаясь вновь к статистическим данным собранным И.К. Смоличем, следует отметить, что на 1887 г. русские монастыри содержали на свои средства 93 больницы и 66 приютов для престарелых. Большая их часть (две трети по подсчетам И.К. Смолича) приходилась на женские обители, хотя их общее число значительно уступало мужским (202 против 469) .
Наивысшего расцвета благотворительная деятельность женских монастырей достигла во второй половине XIX в. Во многом это объяснялось тем, что значимую роль в ней стали принимать многие представители царствующей династии. В первую очередь в этой связи необходимо отметить деятельность императрицы Марии Александровны и вел. кн. Александры Петровны . Историк П.Н. Зырянов отмечает, что за 60 лет (с 1840 по 1900 гг.) количество богаделен и больниц при монастырях увеличилось почти в пять раз . К концу столетия разного рода благотворительные учреждения существовали практически при всех женских обителях. При многих из них действовали медицинские учреждения Российского общества Красного Креста, в том числе лечебницы, амбулатории, аптеки. Сами монахини обучались уходу за больными, при многих монастырях можно было пройти обучение на курсах сиделок .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. ГАУО. Ф. 134. Оп. 3. Д. 99.
2. ГАУО. Ф. 134. Оп. 3. Д. 1136.
3. ГАУО. Ф. 134. Оп. 8. Д. 844.
4. ПСЗ. Собр. I. Т. XIV. Ст. 12060.
5. ПСЗ. Собр. I. Т. XIV. Ст. 12740.
6. ПСЗ. Собр. II. Т. ХIII. Ст. 11518.
7. ПСЗ. Собр. II. Т. XXXV. Ст. 35828.
8. Сборник законов межевых (Т. 10, ч. 3 [Свода законов] по изд. 1857 г.): исправленный по Продолжению 1872 года и дополненный узаконениями других томов Свода, с добавлением решений Сената и Госуд. Совета; положениями и инструкциями об отдельных межеваниях и положением о землемеро-таксаторских классах. СПб: Изд. Н. А. Дементьева, 1874. 416 с.
9. СФ ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 21.
10. СФ ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 202.
11. СФ ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 2. Д. 16.
12. СФ ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 2. Д. 24.
13. СФ ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 2. Д. 27.
14. СФ ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 2. Д. 55.
15. СФ ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 2. Д. 65.
16. СФ ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 2. Д. 105.
17. СФ ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 2. Д. 143.
18. СФ ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 2. Д. 150.
19. ЦГАСО. Ф. 26. ОП. 1. Д. 28.
20. ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 32.
21. ЦГАСО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 198.
22. Аполлинарий (Мосалитинов). Краткий очерк о почившей игумении Марии и об устроении ею Сызранскаго Сретенскаго девичьяго монастыря Симбирской епархии. – Пенза: Тип. И. Н. Гродковского, 1878. – 20 с. – Текст: непосредственный.
23. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода за 1900 г. – Пг.: Синадальная типогр., 1888-1916. – Текст: непосредственный.
24. Газета Рабочего и Крестьянского правительства. – 1918. – 5 февраля.
25. Жизнеописание монахини Ангелины, основательницы Свято-Троицкой женской обители в Творожкове. – М., 1997. https://www.pravmir.ru/zhenskoe-monashestvo-v-rossii-xvii-xix-vekov/ – Текст: электронный.
Литература
26. Елисеева Е.А., Кабытова Н.Н. Хозяйственная деятельность женских монастырей во второй половине XIX века / Е.А. Елисеева, Н.Н. Кабытова // Молодежная наука: Вызовы и перспективы: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2019. – С. 228–230. – Текст: непосредственный.
27. Елисеева Е.А. Структура доходно-расходных статей провинциального женского монастыря во второй половине XIX – начале ХХ в. / Е.А. Елисеева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Серия Исторические науки и археология. – 2020. – № 3 (35). URL: http://www.vestospu.ru. – Текст: электронный.
28. Женская Зосимова пустынь. Исторический очерк. – М., 2008. – Текст: непосредственный.
29. Женская Оптина. Материал к летописи Борисо-Глебского Аносина монастыря. М., 1997. – С. 52–75. – Текст: непосредственный.
30. Женское монашество в России XVII – XIX вв. // Альфа и Омега. – 1999. – № 20. URL: https://www.pravmir.ru/zhenskoe-monashestvo-v-rossii-xvii-xix-vekov/ – Текст: электронный.
31. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и XX вв. / П.Н. Зырянов. – М., 1999. – Текст: непосредственный.
32. Зырянов П.Н. Русское монашество конца XIX-XX века / П.Н. Зырянов // Церковь и время. – 2002. – № 1 (18). – Текст: непосредственный.
33. Иконникова С.А. Праведники в миру: их роль и значение в народной жизни Рязанского края. Православие и традиционная народная культура Рязанской области / С.А. Иконникова. – Рязань. – 2001. – Текст: непосредственный.
34. Казанский П. История православного монашества от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры Св. Троицы преподобным Сергием / П. Казанский. – М., 1855. – Текст: непосредственный.
35. Келейные записки / настоятельница Леуш. жен. монастыря Игумения Таисия (Солопова). – М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2005. – Текст: непосредственный.
36. Кириченко О.В. Женское православное подвижничество в России: XIX – средина ХХ в. Автореф. доктора ист. наук / О.В. Кириченко. – М., 2010. – Текст: непосредственный.
37. Кириченко О.В. Православное женское монашество в советское время / О.В. Кириченко // Вопросы истории. – 2011. – № 1. – С. 101–117. – Текст: непосредственный.
38. Коржова Е.Ю. Земной путь игумении Таисии (Солоповой) как личности с активной жизненной позицией / Е.Ю. Коржова // Женщина в российском обществе. – 2018. – № 2 (87). – С. 3–12. – Текст: непосредственный.
39. Курышова Л.В. Социокультурная деятельность женских монастырей во второй половине XIX – начале XX вв. (На материалах женских монастырей Волгоградской области) / Л.В. Курышова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – № 2. – Текст: непосредственный.
40. Ленкова Е. Сызранский Сретенский женский монастырь: в трудах и молитвах / Е. Ленкова. URL: https://syzran-eparhia.ru/novosti/publikatsii/item/3487-syzranskij-sretenskij-zhenskij-monastyr-v-trudakh-i-molitvakh.html – Текст: электронный.
41. Молчанов А. Игуменья Мария: до и после смерти: Документальный рассказ / А. Молчанов // Православная Сызрань. – 1998. – № 4. – С. 3. – Текст: непосредственный.
42. Монастыри Самарского края (XVI-XX вв.): Справочник / Сост. В.С. Блок, К.А. Катренко. – Самара: Самарский Дом печати, 2002. – С. 88–91. – Текст: непосредственный.
43. Пигорева О.В. Судьбы православных женщин в Советской России в 1920–1930-е годы в условиях политических репрессий / О.В. Пигорева // Via in tempore. История. Политология. – 2020. – Т. 47. – № 3. – С. 589–597. – Текст: непосредственный.
44. Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/1841 г. по 1890/1891 гг. / И. Преображенский. – СПб., 1901. – Текст: непосредственный.
45. Радченко О.И. Монастыри Самарского края: история и современность / О.И. Радченко //
Уваровские чтения - III «Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность»: Материалы науч. конф., посвящ. 900-летию Муром. Спасо- Преображен. монастыря, 17-19 апр. 1996 г. – Муром, 2001. – 101-106. – Текст: непосредственный.
46. Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей / Д.И. Ростиславов. – СПб., 1876. – Текст: непосредственный.
47. Русская старина. – Т. 109. – 1902. – № 5. – Текст: непосредственный.
48. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А.И. Сидоров. – М., 1998. – С. 78–79. – Текст: непосредственный.
49. Смолич И.К. Русское монашество / И.К. Смолич. – М., 1997. – Текст: непосредственный.
50. Тальберг Н.Д. История Русской Церкви / Н.Д. Тальберг. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. – Текст: непосредственный.
51. Тепляков М., Гуров Ю. Кто такие чернички? / М. Тепляков, Ю. Гуров // Заря. Воронеж. 2 февраля 1966. – Текст: непосредственный.
52. Тульцева Л.А. Девичья доля: из вековух — в чернички / Л.А. Тульцева // Родина. 2001. Июнь. С. 84. – Текст: непосредственный.
53. Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви. 1917–1997 / В. Цыпин. – М., 1997. – Текст: непосредственный.
54. Шафажинская Н.Е. Социальная деятельность русского женского монашества в XIX – начале ХХ в. / Н.Е. Шафажинская // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2010. – Вып. 4 (19). – С. 97–108. – Текст: непосредственный.
55. Шкаровский М.В. Репрессии 1930-х гг. против священнослужителей Северо-Запада России / М.В. Шкаровский. – URL: https://spbda.ru/publications/m-shkarovskiy-repressii-1930-h-gg-protiv-svyaschennoslujiteley-severo-zapada-rossii/ – Текст: электронный.