Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1. Государственный контроль в системе государственного управления: понятие, сущность, содержание 5
1.2. Нормативно правовые основы и виды государственного контроля в Российской Федерации 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 14
2.1. Основные направления, процедуры и формы государственного контроля в сфере судебной власти 14
2.2. Актуальные проблемы осуществления судебного контроля за правовыми актами государственного контроля 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
Изучением сущности и понятийного аппарата государственного управления и контроля занимаются множество гуманитарных наук, в том числе: философия, юриспруденция, экономика и др.
Так как эти явления тесно взаимосвязаны между собой, для понимания содержания и сущности государственного контроля и его места в государственном управлении необходимо в первую очередь иметь представление о понятии «государственное управление».
В широком смысле под государственным управлением понимают управленческий процесс, который выражается в организационной деятельности, направленной на использование имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей. Государственное управление имеет свою систему, представлена субъектами, которые взаимодействуют в этой системе и наделены полномочиями государственно-властного характера, выполняющие определенные функции, в том числе государственного контроля на подконтрольные объекты.
Так, Е.А. Соломатина определяет государственное управление как, «разновидность социального управления, представляющая собой практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения и преобразования, опирающая на его властную силу» .
Управление определяется как некий процесс состоящий из нескольких стадий:
- принятие управленческого решения;
- исполнение;
- контроль;
- оценка результатов исполнения.
Таким образом, контроль – конечный этап управленческой деятельности, предоставляющий возможность сопоставить и оценить итоги реализованных задач и целей с запланированными.
Государственная власть осуществляется посредством управления, одной из функция которого является контроль. Таким образом через контроль повышается эффективность государственной деятельности. В данном аспекте взгляды ученых на сущность и содержания государственного контроля различаются.
По мнению Е.А. Соломатиной сущность контроля заключается в «заинтересованности субъекта контроля осуществлять учет и проверку выполнения предписания подконтрольным объектом. Содержание – в процессуальной реализации последовательных стадий: установления фактического состояния дел; анализа фактического положения с заданными параметрами; оценки допущенных отклонений; разработки мероприятий по улучшению и корректировки управленческого процесса; принятие мер к реализации нового решения» .
А.Л. Миронов утверждает, что «контроль по своей природе имеет публично-правовой характер и предполагает осуществление квалифицированной, профессиональной проверки (наблюдения) со стороны уполномоченных публичных (государственных) органов контроля за тем, чтобы фактическая деятельность подконтрольных органов и должностных лиц строго соответствовала предписаниям, содержащимся в законе и в максимальной степени обеспечивала бы выполнение ими своих функций, охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан» .
Следует согласиться с точкой зрения Воробьёва Н.Ф., который подходит к пониманию государственного контроля с учётом принципа разделения властей ввиду того, что каждой ветви власти присущ контроль в определенной сфере правоотношений. По его мнению, - это «масштабно осуществляемая властная деятельность государственных органов, их должностных лиц, по проверке надлежащего состояния подконтрольных объектов, систематически реализуемая по определенной процедуре, направленная на обеспечение законности, правопорядка и безопасности в обществе и государстве, а также на поддержание стабильности государственного устройства и эффективности государственного управления».
В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" содержится правовое понятие государственного контроля под которым следует понимать деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воробьёв Н.Ф.: Понятие и правовая сущность государственного контроля // Правовое государство: теория и практика. – 2018. – № 4 (54). – С. 29-35.
2. Вощинский М.В.: Осуществление государственного и муниципального контроля: защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Российская газета. – 2020. – № 20. – С. 35-42.
3. Ещенко А.О.: Проблемы осуществления судебного контроля за правовыми актами государственного управления //Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 6 (20). – С. 110-112.
4. Капранов А.В.: Формы контроля за обеспечением режима законности в уголовном судопроизводстве // Юристъ – Правоведъ. – 2013. – № 3 (58). – С. 65-69.
5. Миронов А.Л.: Сущность государственного контроля // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 9. – С. 46-49.
6. Насонов В.А.: Правовое регулирование судебного контроля за законностью нормативных актов [Электронный ресурс] // Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»: офиц. сайт. – URL: https://www.mivlgu.ru/conf/zvorykin2019/pdf/sec14/sec14_pap6.pdf (дата обращения: 16.06.2023).
7. Соломатина Е.А.: Контроль как функция государственного управления // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 6. – С. 154-159.
8. Сперанская Л.В.: Вопрос: Какие бывают виды государственного контроля? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023) // СПС КонсультантПлюс.
9. Стахов А.И.: Судебно-административные дела, возникающие из отношений государственного контроля (надзора): понятие, виды, проблемы и перспективы административно-процессуального регулирования // Сибирское юридическое обозрение – 2018. – № 15(3). – С. 335-340.
10. Фарои Т.В.: Судебный контроль в РФ: дискуссионные аспекты // Право и практика. – 2017. – № 4. – С. 59-67.
11. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием12 декабря 1993г.: Сб. материалов – М.: «Филинъ», 1997.
12. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
14. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
15. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
16. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
17. Федеральный закон от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС КонсультантПлюс.