Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТАХ И ИХ ЗНАЧЕНИИ В ДЕТСКИХ ИЗДАНИЯХ
1.1. Сущность креолизованного текста
Креолизованный текст характеризуется как паралингвистическое явление, которое отличается наличием различных компонентов, которые встроены в повествование. В частности, креолизованным можно назвать текст, где языковые и невербальные средства присутствуют примерно в равном объеме .
В процессе издательской подготовки каждая книга планируется и конструируется в соответствии со своим назначением, целевой аудиторией и основным содержанием. Многие издания намеренно делаются креолизованными, что оказывает большое влияние на их эстетические и технические свойства .
Издательская подготовка книг, которые основаны на применении креолизованных текстов, является усложненным процессов в сравнении со стандартными книгами, однако применение такого метода издания книг всегда бывает обоснованным и эффективным .
Для того, чтобы текст издания стал креолизованным, необходимо применение ряда параграфемных средств, виды которых представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Параграфемные средства креолизованного текста
Все указанные виды парграфемных средств необходимы для того, чтобы каждое издание имело оригинальный вид и уникальную эстетическую фактуру, что сделает его более привлекательным для читателя всех сегментов целевой аудитории .
Креолизованные тексты определяются рядом исследователей как некие лингвистические феномены, поскольку сочетание в них языковых и невербальных элементов не всегда может отслеживаться читателем. Однако это происходит только в тех случаях, когда креолизированный текст структурирован и оформлен гармонично, в соответствии с правилами и принципами эстетического восприятия .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что креолизация текстов в современном издательском деле является одной из распространенных мер повышения привлекательности современных изданий и упрощения восприятия целевой аудиторией сложного контента.
1.2. Значение креолизованного текста для детских изданий
Детские издания являются особой категорией издательского дела, которая требует особого подхода к организации не только содержания, но и оформления, поскольку восприятие детьми чтения и художественных текстов является сложным психологическим образованием, которое подразумевает применение специальных методов мотивации .
У детей всех возрастов часть психических процессов ограничена, что является нормой для детского возраста. Дети не способны качественно воспринимать только вербальную информацию, которая не подкреплена визуальными образами .
Кроме того, важно отметить, что для каждого ребенка в процессе чтения важно разнообразие, которое может быть обеспечено наличием в детских изданиях именно креолизованных текстов, наполненных различными компонентами, которые переключают внимание юного читателя и не позволяют ему скучать в процессе чтения.
При подготовке детских изданий важно обращать внимание на следующие элементы креолизованного текста, которые представлены на рисунке 1.2.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абазеева, И.М., Лунева, Е.Е., Сахарова, О.В. Принципы изучения сенсорной и эмотивной лексики в детской художественной литературе: теория и методология исследования / И.М. Абазеева, Е.Е. Лунева, О.В. Сахарова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы русской филологии и литературоведения». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2019. – С. 64–78.
2. Бакулина, Н.А., Трынова, Т.В. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы / Н.А. Бакулина, Т.В. Трынова // Материалы IV международной научной конференции «Культурология и искусствоведение». – Казань: Молодой ученый, 2018. – URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14343/ (дата обращения: 15.06.2023).
3. Дубовицкая, Л.В. Феномен креолизиванного текста: на материале креолизованных текстов письменной коммуникации. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / Л.В. Дубовицкая. – М., 2013. – 161 с.
4. Кощкина, О.Ю. Иллюстрация: визуальное отражение основной идеи литературного произведения / О.Ю. Кошкина // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/illyustratsiya-vizualnoe-otrazhenie-osnovnoy-idei-literaturnogo-proizvedeniya (дата обращения: 15.06.2023).
5. Маричев, М.Д. Особенности креолизованного текста и его классификация / М.Д. Маричев // E-Scio. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kreolizovannogo-teksta-i-ego-klassifikatsiya (дата обращения: 15.06.2023).
6. Мельчанова, И.Е. Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития воспитанников второй младшей группы / И.Е. Мельчанова // NS Portal. Образовательная социальная сеть. – 2021. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/07/31/doklad-na-temu-ispolzovanie-sredstv-hudozhestvennoy-literatury-v (дата обращения: 15.06.2023).
7. Немнясова, М.В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги / М.В. Немнясова // Образование и воспитание. – 2018. – № 3 (18). – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3426/ (дата обращения: 16.06.2023).
8. Овчинникова, Л.О. Сенсорная лексика как выражение ценностной картины мира Ю.Н. Куранова / Л.О. Овчинникова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Филология, педагогика, психология». – 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sensornaya-leksika-kak-sredstvo-vyrazheniya-tsennostnoy-kartiny-mira-yu-n-kuranova (дата обращения: 15.06.2023).
9. Ольшанская, О.В., Михайлова, С.А. Венедиктова, И.Т. Сенсоризмы в современном русском языке: методология исследования / О.В. Ольшанская, С.А. Михайлова, И.Т. Венедиктова // Вестник Чувашского государственного университета. – 2022. – № 10. – С. 44–56.
10. Рогалева, Е.И. Педагогические аспекты работы над детскими фразеологическими словарями (на примере приема креолизации текста) / Е.И. Рогалева // Художественное образование. – 2022. – URL: http://www.art-education.ru/en/node/1875 (дата обращения: 15.06.2023).
11. Ситникова, Е.В. Иллюстрация как визуальный компонент контента детских изданий / Е.В. Ситникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/illyustratsiya-kak-vizualnyy-komponent-kontenta-detskih-izdaniy (дата обращения: 15.06.2023).
12. Сребрянская, Н.А., Демидова, Ю.А. Роль эмотивной лексики в современной английской детской литературе (на материале рассказов Роальда Даля) / Н.А. Сребрянская, Ю.А. Демидова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-emotivnoy-leksiki-v-sovremennoy-angliyskoy-detskoy-literature-na-materiale-rasskazov-roalda-dalya (дата обращения: 15.06.2023).
13. Тулулюк, Е.В. Статистические исследования распределения компонентов лексико-семантического поля «чувственное восприятие» в романах авторов-мужчин / Е.В. Тулулюк // Молодой ученый. – 2015. – № 5 (85). – URL: https://moluch.ru/archive/85/15997/ (дата обращения: 15.06.2023).
14. Удод, Д.А. Креолизованный текст как особый вид паралингвистически активного текста / Д.А. Удод // Материалы II международной научной конференции «Современная филология». – Уфа: Лето, 2013. – URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3254/ (дата обращения: 15.06.2023).
15. Филимонюк, Л.А., Удод, Д.А. Креолизованный текст в учебном пособии как фактор развития социокультурной компетенции обучающихся / Л.А. Филимонюк, Д.А. Удод // Материалы III международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире». – СПб.: Реноме, 2013. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3819/ (дата обращения: 15.06.2023).
16. Фиськова, М.В. Роль креолизации в понимании текста / М.В. Фиськова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 7 (37). – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1687122053&tld=ru&lang=ru&name=issn_1997-2911_2014_7-2_56.pdf&text=креолизованный%20текст&url=https%3A%2F%2Fwww.gramota.net%2Farticles%2Fissn_1997-2911_2014_7-2_56.pdf&lr=2&mime=pdf&l10n=ru&sign=e0da81928368c1bd1f344f3cfc875683&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1687122053%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dissn_1997-2911_2014_7-2_56.pdf (дата обращения: 15.06.2023).
17. Цветкова, А.О., Баранова, И.М. Современные подходы к изучению сенсорной лексики как индикатора речевой культуры субъекта коммуникации: теория и методология исследования / А.О. Цветкова, И.М. Баранова // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 2. Филология и языкознание. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2023. – С. 60–72.