Фрагмент для ознакомления
2
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Навык - это способность к действию, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено.
Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью [6, с. 553-554]
Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие выступает сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык.
В настоящее время дети, поступающие в музыкальные школы, различаются по своему таланту, уровню подготовки и уровню интереса к изучению музыки. Не у всех детей, которые приходят на уроки игры на фортепиано, есть осознанная мотивация учиться. Это связано с особенностями возраста, когда 5-6-летний ребенок еще не осознает границ своих интересов [5, с. 162-187].
В процессе обучения игре на фортепиано учащиеся должны приобрести необходимые навыки и знания. Как правило, обучение проходит довольно сложно, и интерес большинства учеников постепенно пропадает. Поэтому необходимо создать условия для гармоничного развития личности детей и использовать все необходимые методы обучения, чтобы сформировать у учащихся мотивацию к игре на фортепиано.
Обучение игре на любом музыкальном инструменте (включая фортепиано) основано на непосредственном и бескорыстном интересе, который испытывают учащиеся в течение курса, и нет никаких дополнительных психологических причин, чтобы компенсировать отсутствие этого интереса.
Интерес к музыкальным знаниям обычно определяется как музыкально-познавательный интерес, который отличается от других видов познавательного интереса. Познавательный интерес - основной источник мотивации; это самая ценная мотивация, которая извлекает «строительные материалы из внешнего мира».
А.Д.Артболевская внесла огромный вклад в фортепианную педагогику с точки зрения развития интереса к музыке на курсах. Педагог выбрала отдельный план работы для каждого ученика. Она была убеждена, что недостаточное количество материалов для исполнения или слишком много времени, потраченного на музыкальные произведения, приведут к тому, что учащиеся потеряют интерес, и они начнут чувствовать усталость и оторванность от аудитории, тем самым теряя ритм и пульс аудитории.
Педагогика А.Д. Артболевской характеризуется изменениями в элементах преподаваемых знаний. Другими словами, на первый взгляд, ряд несвязанных элементов представлен параллельно, и преподаватель возвращается к курсу. Через некоторое время эти отдельные элементы собираются в единое целое и прочно усваиваются учащимися. Этот принцип называется принципом передовой педагогики» [22, с. 142-164].
Точно так же в педагогике присутствует словесный и поэтический подтекст или метод декламации. Этот метод помогает учащимся приобретать
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Наука, 2020. - 432 с.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. М.: Музыка, 2019. - 280 с.
3. Алексеев А.Д.История фортепианного искусства: учебник. В 3-х ч. Ч.1и 2. 2-е изд. М.: Музыка, 2019. - 415 с.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 2019. - 222 с.
5. Артоболевская А.Д. Дневники. Рукопись. — М.: Музыка, 2020. - 375 с.
6. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2019. - 512 с.
7. Беляев М. Ф. Психология интереса. Иркутск: Иркутское обл. издво 2019. - 194 с.
8. Беридзе А.П., Поляков А.В., Условия формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в детской музыкальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. - С.29-34.
9. Беридзе А.П., Поляков А.В., Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ // Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы. – 2019. - С.16-20.
10. Болотина Л.А., Ильина Е.А.. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: МИЭМП,2005. 68 с.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.:Вита, 2019. - 415 с.
12. Гардинер П. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма. М.: ЗАО Центрополиграф, 2020. - 350 с.
13. Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Научные материалы международного форума «Обзор Российской психологии в регионах страны и в мире». – 2021. - № 5. – С. 215-296.
14. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2019. – Т. 6. № 3. - С. 45– 51.
15. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2021. - № 2. - С. 204-256.
16. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2019. - 90 с.
17. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высших и средних пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2020. - 176 с.
18. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под. ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. - Нальчик : Изд. центр «Эль-фа», 2019. - 96 с.
19. Лукьянов А.П., Поляков А.В. Взаимодействие педагога и обучающихся в классе музыкального инструмента (фортепиано) // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 2. - С. 53-60.
20. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности. - Л.: ЛГУ, 2020. - 248 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: 2022. - 720 с.
22. Скаткин М.Н, Проблемы современной дидактики. - М.: Наука, 2020. – 315 с.
23. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста / Е. М. Тимакин. – М. : Сов.композитор, 2019. - 144 с.
24. Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М. : Музыка, 2020. - 112 с.
25. Щапов А.П. Фортепианная педагогика: метод. пособие. – М. : Сов. Россия, 2020. - 172 с.