Фрагмент для ознакомления
2
Спортивные единоборства – одни из популярнейших видов спорта, имеющих огромное воспитательное, оздоровительное и прикладное значение.
Расширение отечественной борцовской школы, а также наращивание научно-технического потенциала, позволяющего основным конкурентам детально изучать особенности технического мастерства ведущих борцов России, требуют постоянного исследования и тщательного изучения и анализа содержания и методики формирования и совершенствования технического мастерства бойцов самбо на различных этапах многолетней подготовки и распространение огромного опыта, накопленного как в нашей стране, так и за рубежом.
При большом количестве исследований и методических работ по единоборствам следует отметить, что одной из проблем в теории и практике спортивной борьбы является отсутствие методики обучения на начальных этапах обучения и проблемы совершенствования при работе с юными единоборцами.
Данная проблема актуальна, что объясняется постоянной конкуренцией борцов на международных соревнованиях, расширением арсенала технических мероприятий, наличием большого количества школ разного направления в технической подготовке спортсменов и их частой сменой.
Таким образом, актуальность поставленного исследования определяется необходимостью изучения технических особенностей обучения самбистов в ходе тренировочных процессов.
Усиление конкуренции на международных рингах вызывает необходимость в повышении требований к качеству процесса освоения техники прямых ударов. В практике имеется широкий ряд различных подходов к обучению технике прямых ударов (К.В. Градополов, Б.С. Денисов, Г.О. Джероян, И.П. Дектярев, С.А. Сергеев, В.И. Филимонов, и др.).
Основной целью данной работы было определение наиболее целесообразного способа построения начального подготовительного этапа в технике прямого удара, обеспечивающего ее высокую эффективность. На наш взгляд, решение этой проблемы возможно при следующих условиях: определение основных педагогических задач на каждом этапе обучения, рациональная организация средств обучения (специальных подготовительных упражнений).
Цель исследования – рассмотреть особенности обучения прямому удару в единоборствах на начальном этапе подготовке.
Объект исследования – тренировочный процесс в единоборствах на начальном этапе.
Предмет исследования – особенности обучения прямому удару в единоборствах на начальном этапе подготовки.
Задачи исследования:
1. Определить особенности тренировочного процесса в единоборствах;
2. Описать характеристики обучения прямому удару в единоборствах;
3. Провести работу по обучению технике прямого удара и выявить ее эффективность.
Теоретическая база исследования включает в себя изучение вопросов, описанных авторами в учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, научных статьях.
Практическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что предложенные в работе средства обучения прямому удару могут быть полезны тренерам при организации тренировочного процесса в единоборствах.
База исследования:
Методы исследования:
- теоретические - синтез, анализ, обобщение литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, средства математической обработки данных.
Структура работы состоит из введения, 3 главы, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты начальной подготовки спортсменов единоборцев при обучении прямому удару
1.1 Особенности тренировочного процесса в единоборствах
Этап начальной подготовки – один из наиболее важных этапов, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако на этом этапе подготовки имеется опасность перегрузки неокрепшего детского организма, в виду отставания в развитии отдельных вегетативных функций организма.
Основная цель занятий - подтверждение выбора спортивной специализации, а также овладение основами техники на этапе начальной подготовки [3]. Основной целью этого этапа является улучшение здоровья и физического развития подростков. Постепенный переход к целенаправленным тренировкам по выбранному виду спорта.
Дети в возрасте 11-13 лет в основном занимаются в начальных группах ДЮСШ и ДЮСШ, причем подготовительный этап начинается раньше (7-10 лет). Для этого периода, как и для других периодов развития, характерны гетерохрония и гармония в развитии организма. В то же время это период относительно спокойного формирования органов и совершенствования различных функций организма [14], [15].
Тренировочные занятия считается ключевым звеном в управлении целенаправленным и точным обучением. В тренировке есть важное условие - педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена при выполнении этой задачи [4].
Во время тренировок решаются общие и частные задачи исходя из цели - добиться наибольшего успеха в спорте. Важно определить цели, задачи и принципы обучения при реализации учебных планов. Цель – это требование, вытекающее из потребностей и функций нашего государства. Технический прогресс в области производства не устраняет, а повышает требования к физическому развитию и физической подготовленности единоборцев.
Л. П. Матвеев разделил общую структуру многолетнего тренировочного процесса на микро- (малые), мезо- (средние) и макро- (большие) циклы (части) тренировки [19].
Некоторые специалисты в области единоборств предлагают классифицировать единоборства не с точки зрения анатомических особенностей (рукопашный бой), а с точки зрения сущности технических мероприятий (ударные единоборства). На наш взгляд, к таким техническим действиям (ударно-бросковым) больше подходит название «комплексные» или «смешанные» единоборства. Такие названия отражают сущность этих видов единоборств, ведь они не только сочетают в себе ударную и бросковую технику, но и представляют собой синтез технико-тактической, физической, психологической и нравственной подготовки различных систем, но рассматриваемых не по отдельности, а в комплексе взаимосвязанных звеньев одной и той же системы.
«Смешанные» или «комплексные» единоборства развиваются и становятся популярными в России и за рубежом. Такое название они получили потому, что, в отличие от классических единоборств, используют сложный (смешанный) технический арсенал как (удары руками, ногами и ногами, тайский бокс, тхэквондо), так и боевые приемы (броски, удержания и. приемы дзюдо, самбо, греко-римской и вольной борьбы). На сегодняшний день специалисты не придумали единого названия такому боевому искусству.
В единоборствах структура тренировочного занятия спортсмена характеризуется определенным соотношением различных аспектов (например, физического и технического); соответствующая пропорция тренировочной нагрузки (например, объем и интенсивность); различные целевые последовательности (например, этапы, циклы и т. д.) [8].
По форме организации занятия бывают:
а) Индивидуальные - спортсмены выполняют задания самостоятельно с индивидуальной коррекцией дозы и нагрузки. Минусы – отсутствие конкурентной среды. Также поддержка и поощрительное влияние других спортсменов;
б) Групповые, создающая хорошие условия для соревновательного микроклимата, поддержка сверстников во время соревновательной подготовки. Недостатки: затрудняет индивидуальный подход к участникам и контроль качества работы;
в) Фронтальная, обеспечивает одновременное выполнение одного и того же упражнения всей группой спортсменов. Наиболее эффективен во время разминки; тренер имеет возможность вести группу, используя видимость. Недостатки: индивидуальный подход к ученику затруднен, их самостоятельность ограничена.
г) свободная – эта форма предназначена для спортсменов высокого класса, обладающих обширной подготовкой, специальными знаниями и опытом [19].
Разделение тренировки на подготовительную, основную и заключительную части обусловлено постоянным изменением функционального состояния организма спортсмена в процессе работы.
В подготовительной части: разминка, работа - выход на необходимую функциональную активность систем и органов спортсмена. В основной части: решение тренировочных задач данного урока. В заключительной части: применение мероприятий, снижающих функциональную активность организма спортсмена и приближающих его к исходному состоянию.
I. Подготовительная часть служит для повышения работоспособности спортсмена до такого уровня, который обеспечивает успешное решение задач занятия, а также уменьшает опасность травматизма.
Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношения зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды. Как правило
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесян, Г.М. Психологические факторы совершенствования физической работоспособности борцов / Г.М. Аванесян. – М.: Моск.ун-т потребкооперации , 2017. – 278 с.
2. Агашин, Ф.К. Биомеханика ударных движений / Ф.К. Агашин.- М.:ФиС, 1977.- 207 с.
3. Айзман, Р.И. Возрастные изменения морфофункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10-14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович // Физиология человека. – Т. 20. – 1994. – №3. – С. 136-143.
4. Аккуин, Д.Ю. Направленность интереса юных борцов в учебно--тренировочном процессе: сб. материалов науч.-практ. конф. / Д.Ю. Аккуин; Уральский гос. ун-т физ. культуры. – Челябинск, 2018. – 328 с.
5. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
6. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 21-28.
7. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: ФиС, 1983. – 175 с.
8. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский – М., Физкультура и спорт. – 2017. – С. 53, 461.
9. Ерегина, С.В. Комплексная оценка физической подготовленности самбистов / С.В. Ерегина, К.Н. Тарасенко // Детский тренер. – 2017. – № 2. – С. 10-12.
10. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки // Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептос. 1994. – 368 с.
11. Камалетдинов Р.Р.. Его величество удар : Учеб. пособие для тренеров и боксёров-разрядников / Р. Р. Камалетдинов. - М., Терра-Спорт, 1999. - 79 с.
12. Каплин, В.Н. Оценка уровня специальной и общефизической подготовленности самбистов-юниоров: Метод. рекомендации / В.Н. Каплин, А.В. Еганов, О.А. Сиротин. – М.: Госкомспорт, 1990. – 22 с.
13. Катуков, Ю.В. Как проводить спортивный отбор: Методические рекомендации / Ю.В. Катуков, В.Г. Алябин, А.В. Алябин. Челябинск: ГИФК, 1987. – 17с.
14. Коблев, Я.К. Практико-техническая подготовленность дзюдоистов / Я.К. Коблев, М.Н. Рубанов, К.Д. Черминт. – М.: Спортивная борьба, 1979. – 151 с.
15. Козлов, Г.А. Основы теоретической подготовки самбиста / Г.А. Козлов. – Красноярск: БУКВА, 2019. – 213 с.
16. Левицкий, А.Г. Управление процессом подготовки самбистов с учетом уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук /А.Г. Левицкий. – СПб, 2003. – 50 с.
17. Ленц, А.Н. Тактика в спортивной борьбе / А.Н. Ленц. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 152 с.
18. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
19. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. - Т. I – Москва : Издательский центр «ФиС». – 2006. – 304 с.
20. Матвеев, Л.П. Общая теория спорт / Л.П. Матвеев. – Москва : 2001. – 540 с.
21. Морозов, Г.М. Уроки профессионального бокса / Г.М. Морозов. М., 1992. - 345 с.
22. Никитушкин, В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов / В.Г. Никитушкин, В. И. Шпанов /Дис.... д-ра пед. наук. – М., 1995. – 88 с.
23. Паринова, Т.В. Развитие физических качеств юных дзюдоистов на начальном этапе многолетней подготовки в ДЮСШ №3 Бийска // Известия Бийского отделения Русского географического общества. Вып. 33. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2018. – С. 194-197.
24. Плотников, В.И. Характеристика разделов подготовки в дзюдо и их планирование в годичном цикле тренировки / В.И. Плотников // Материалы Всеросс. науч. практ. конф. – Красноярск, 2018. – С. 53- 55.
25. Сергеев, С.А. Техника ударов в боксе и особенности методики ее формирования. Учебно-методическое пособие / С.А. Сергеев, С.Д. Бойченко. - Минск, 1995.
26. Стрельников, В. А. Учебно-тренировочный процесс в боксе : монография / В. А. Стрельников. М. : НИЦ ИНФРА-М, СФУ, 2019. - 112 с.
27. Топышев, О. П. Биомеханический анализ структуры прямого удара / О.П. Топышев, Г.О. Джероян, М. Базаев. В кн.: Бокс. Ежегодник. М., ФиС, 1974. - 12 с.
28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с.
29. Филимонов, В. И. Бокс и кикбоксинг. Обучение и тренировка / В. И. Филимонов, С. Ш. Ибраев. - М. : Инсан, 2018. 528 c.
30. Цалкин, А.Л. Начальное обучение двигательным действиям юных боксеров / А.Л. Цалкин. – Л., 1987.