Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре ребёнок удовлетворяет все свои потребности, в движении, общении, познании, самореализации и др. Игра при этом является эффективным средством формирования личности дошкольника. В игре реализуется потребность ребёнка воздействия на мир. Достаточно велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка. В ходе игры он учится и социализируется.
Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является развитие творческой деятельности и творческих способностей дошкольников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных игр и игровых технологий. Игровые технологии позволяют не только активизировать познавательную и творческую деятельность детей, но и разнообразить формы и методы воспитательного процесса.
Игровые технологии повышают творческую активность и развивают творческие способности младших дошкольников. Занимательность игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению полученной информации. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы дошкольника. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра является самоценной формой активности каждого дошкольника. О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др., писали, что своевременное развитие игровой деятельности и достижение каждым ребёнком личных результатов является особенно важным. Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган и др., писали о возможности творческого освоения деятельности в игре и достижения в ней высоких результатов.
Цель работы: изучить и обосновать особенности организации игровой деятельности младших дошкольников.
Объект исследования: процесс организации игровой деятельности младших дошкольников.
Предмет исследования: игры и игровые технологии как средство развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать общую характеристику игры как средства развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детям младшего дошкольного возраста.
3. Описать мониторинг игровой деятельности дошкольника.
4. Раскрыть организацию игровой деятельности младших школьников в ДОУ.
5. Описать организационно – педагогические условия организации игровой деятельности младших дошкольников.
6. Предложить методические рекомендации по организации игровой деятельности младших дошкольников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Общая характеристика игры как средства развития детей младшего дошкольного возраста
Возможности использования развивающих игр и игровых в процессе развития познавательных и творческих способностей младшего дошкольника достаточно большие. Любая продуктивная игра является игровым и обучающим методом при развитии у детей дошкольного возраста любых способностей. Игры служат средством всестороннего развития личности для каждого ребенка. Особую роль в этом процессе играют дидактические развивающие игры. Они отличаются от любой другой игры тем, что имеют свою обучающую и развивающую цель, что позволяет определить, есть или нет конкретный развивающий результат. В арсенале современного педагога сегодня существует большое количество игр, которые он использует пи работе с младшими дошкольниками.
А.И. Сорокина предложила следующую классификацию дидактических игр[12]:
1. Игра-путешествие.
2. Игра-поручение.
3. Игра-предположение.
4. Игра-загадка.
5. Игра-беседа.
По своему содержанию дидактические игры делятся, на:
-игры по ознакомлению с окружающим;
- игры по развитию речи;
-игры формированию математических представлений;
-игры для развития творческих способностей;
-музыкальные игры и др.
Сегодня классификация дидактических игр чрезвычайно широка и разнообразна, поскольку они являются достаточно популярным игровым и обучающим средством в ДОУ. Дидактические игры с предметами очень разнообразны как по игровым материалам, так и по содержанию. В качестве дидактических материалов можно использовать [19]:
- игрушки;
-предметы обихода;
-орудия труда;
- произведения декоративно-прикладного искусства;
-объекты природы, в частности, овощи, фрукты, листья, семена и др.
Игры с предметами дают возможность педагогу решать различные воспитательно - образовательные задачи, в том числе и творческого характера. В игре дети учатся правильно называть предметы, оценивать их свойства и качества, описывать их, отгадывать про них загадки и др. Всё это позволяет поддерживать у детей определённую мотивацию. Чем выше мотивация, тем большую фантазию и способности проявляют дети.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети исполняют определенные роли. Они могут стать продавцом, или покупателем при игре в магазин, пекарем в пекарне, доктором в больнице. Игры-инсценировки хорошо помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях. Детям нравится лечить своих кукол, или обустраивать им комнаты. Из сказок дети познают, что такое хорошо и что такое плохо, получают информацию о литературных произведениях и учатся правильно себя вести на примере куклы Маши, которая пошла в гости.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля педагоги используют игры с дидактическими игрушками моторного характера. Это могут быть разнообразные игры с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками и др.
Для ребёнка всегда важны развитие координации движений предплечья, кистей и особенно пальцев рук. Зрительный контроль, за подобного рода, движениями будет являться важной предпосылкой при подготовке ребенка к овладению письмом. Достаточно велика при этом роль воспитателя, который проводит с детьми подобного рода игры.
В детях необходимо воспитывать такие личностные качества как осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве и др. всё это способствует развитию у детей творческих способностей [13].
Настольно-печатные игры также чрезвычайно разнообразны по содержанию, обучающим и творческим задачам, оформлению и др. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать их знания и системно развивать мыслительные процессы. Среди разнообразных игр, которые педагоги используют при работе с дошкольниками, часто преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок. Их необходимо подбирать по сходству. Детям предлагают игры, в которых необходимо из множества картинок подобрать пары совершенно одинаковых. Затем воспитатель задачу усложняет. Картинки нужно объединить по смыслу, к примеру, найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая. При этом педагог даёт детям возможность фантазировать. При игре в лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото может быть самой разнообразной. Это может быть «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Сказки». Тематика домино также охватывает разные области «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды» и др.
В играх типа «Лабиринт» используют игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме «Айболит», «Золотой ключик». Дети путешествуют по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Подобного рода игры развивают пространственную ориентацию детей, предполагать, какой будет конечный результат и выдвигать свои гипотезы.
Достаточно широко в практике ДОУ распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, или складных кубиков. Изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Такие игры способствуют развитию у ребёнка логического мышления, сосредоточенности, внимания. Дети любят собирать различные пазлы, что предполагает развитие у них выдержки и внимания. В них картинки разного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.К. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка [Текст] / В.К. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо.- Лепта Книга, 2006. – 640 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 9. – С. 65-69; No 8 – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
8. Давыдова, В.М. Через игру к социализации личности [Текст] / В.М. Давыдова // Воспитание школьников. – 2001. – No 9. – С. 30-32.
9. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
10. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб. : СПб АППО, 2005. – 112 с.
11. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2007. – No 6. – С. 5-9.
12. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
14. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей [Текст]: методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 2002. – 21 с.
15. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова, И. И. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 231 с.
16. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2006. – С. 149-150.
17. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2007. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
18. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 2009. – 214 с.
19. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
20. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
21. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции [Текст] / Т.С. Назарова // Педагогика. – 2011. – No 3. – С. 21-23.
22. Пастюк, О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка [Текст] /О В. Пастюк, И.А. Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное вос- питание. – 2003. – No 11. – С. 35-42.
23. Пенькова, Л.А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]:
монография / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – М.: Дрофа, 2011. – 234 с.
24. Пидкасистый, П И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкастистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, Рос. пед. агентство, 2006. – 269 с.
25. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. –2006. – No 2. – С. 55-69.
26. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – No 1. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 17.06.2023).
27. Смирнова, Е.О. Особенности игры и психического развития [Текст] /Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2004. – No 3. – С. 69-71.
28. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 8-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с.
29. Файнберг, С.У. каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст]/ С.У. Файнберг // Дошкольное воспитание. – 2011. – No 2. – С. 52-62.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 17.06.2023).