Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие 20-го века глобальный политический баланс сил резко изменился. Прекратил существование Советский Союз и возникли новые независимые государства, которые, в свою очередь, создали новые границы. Это вызвало необходимость быстрого регулирования вновь сформировавшейся социально-экономической и политической реальности российского государства.
На рубеже веков были ратифицированы Конституция РФ, Гражданский, Трудовой, Уголовный и другие кодексы, ряд федеральных конституционных и федеральных законов в области защиты и охраны государственных границ РФ и деятельности правоохранительных органов, ряд международных договоров и соглашений о демаркации и разграничении государственных границ РФ и принято значительное количество законодательных мер. Было принято значительное количество законодательных мер. Однако все эти законы зачастую принимались бессистемно, без учета реалий правоохранительной деятельности, что привело к обнищанию значительной части населения России, резкому росту преступности, нарушению системы функционирования правоохранительных органов и многим другим негативным последствиям.
Поэтому борьба с преступностью и укрепление системы правоохранительных органов является приоритетной задачей органов государственной власти в современной России. Создан ряд министерств, федеральных служб, агентств и других федеральных органов управления, важнейшими направлениями деятельности которых являются обеспечение национальной безопасности и борьба с преступностью. К правоохранительным органам в полной мере можно отнести пограничные органы и пограничные подразделения Федеральной службы безопасности РФ, основной задачей которых является защита и охрана государственной границы.
С образованием РФ появились новые границы, которые недостаточно хорошо оборудованы в инженерном и других отношениях и нуждаются в оборудовании. Помимо формирования границы, Российская Федерация столкнулась с особой экономической ситуацией, в которой правоохранительные органы испытывали значительное недофинансирование. Вышеуказанное оказало существенное влияние на рост преступности по делам, расследуемым пограничными органами и пограничниками ФСБ России.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ[2] регулирует деятельность следственных органов пограничных органов ФСБ, но, как представляется, не в полной мере. Существует ряд вопросов, которые еще не нашли отражения в законодательстве. Например, УПК РФ не дает четкого определения понятию "дознание" или "орган дознания", а лишь определяет название.
Таким образом, как известно, уголовно-процессуальная деятельность пограничных органов ФСБ России и следственных органов пограничных войск приобретает все большее значение для поддержания надлежащего режима правопорядка на границе.
Объект исследования составляют общественные отношения, связанные с расследованием преступлений органами дознания пограничных органов ФСБ России.
Предметом исследования выступает содержание норм, источников уголовного процесса, регламентирующих предварительное расследование органами дознания пограничных органов ФСБ России.
Целью исследования является анализ сокращенной формы дознания в пограничных органах ФСБ России.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие дознания, определить особенности пограничной безопасности;
2.рассмотреть процессуальные основы правового регулирования Государственной граница РФ ;
3.исследовать особенности процессуального статуса пограничных органов ФСБ России как органов дознания;
4.выявить проблемы эффективности уголовно-процессуального закона в правоприменительной практике подразделений дознания пограничных органов ФСБ России.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство; постановления судебных инстанций РФ и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Безикова Е.В., Гапон Ю.П., Гапон Р.А., Долгополов П.С., Кичигин Н.В., Гузоватый И.И., Симаков А.А., Степанов А.В., Туганов Ю.Н., Венчиков Д.А., Цинделиани И.А., Черногор Н.Н., Емельянов А.С. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем исследования сокращенной формы дознания в пограничных органах ФСБ России.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Нормативно правовые акты:
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. - 2020. - № 144. - 04 июля.
2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921,
3.Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, № 15, ст. 1269
4.Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 04.11.2022) "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. - 1993. - № 84.
5.Приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 № 205 "Об утверждении Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.10.2006 № 8364) // Российская газета, № 236, 20.10.2006
Научная и учебная литература
6.Безикова Е.В. Финансовое стимулирование деятельности резидентов территорий с особым режимом хозяйствования в новых экономических условиях: сравнительно-правовое исследование // Финансовое право. 2022. № 8. С. 17 - 21.
7.Гапон Ю.П., Гапон Р.А. Административная ответственность за подделку оттисков дата-штампов в документах на право пересечения Государственной границы Российской Федерации // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу". 2019. № 5. С. 57 - 59.
8.Долгополов П.С. Пограничная служба ФСБ // СПС КонсультантПлюс. 2023.
9.Кичигин Н.В., Гузоватый И.И. К вопросу о роли пограничных органов Федеральной службы безопасности в борьбе с трансграничной преступностью, связанной с производством либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 7. С. 120 - 123.
10.Симаков А.А. Проблемные вопросы привлечения к административной ответственности за ведение хозяйственной деятельности на Государственной границе Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. № 10. С. 76 - 79.
11.Степанов А.В. Понятие, признаки, структура и виды административно-правовых режимов миграционной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2022. № 3. С. 48 - 54.
12.Туганов Ю.Н., Венчиков Д.А. Современное состояние и пути совершенствования правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска через границу // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 8. С. 110 – 117.
13.Цинделиани И.А. Налоговые инструменты деофшоризации российской экономики на современном этапе / И.А. Цинделиани, Е.В. Безикова // Вестник Томского государственного университета. Право. 2021. № 40. С. 90 - 104.
14.Черногор Н.Н., Емельянов А.С. Пространственно-правовая матрица современной России // Журнал российского права. 2020. № 5. С. 5 - 22.