Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Особенности образования и воспитания в древности.
1.1 Особенности варно-кастового строя
Общество варнашрамы является сутью индийской цивилизации. Фактически для индусов слова варнашрама дхарма и индуизм являются синонимами. Впервые в письменных источниках варнашрама дхарма появляется в Пуруше сутке, которая является частью Ригведы . «Брахманы появились из его (Пуруши) рта, из его рук появились раджаньи. Вайшья был рождён из его живота, а из ног появились шудры». Но наиболее яркий текст содержится в «Бхагават-гите» 4:13 , где Кришна говорит: «Чатур-варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах тасйа картарам апи мам виддхй акартарам авйайам» («В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре варны. Но знай же, что являясь создателем этой системы, Сам Я не вхожу в нее, ибо всегда остаюсь неизменным.») Из данного текста «Бхагават-гиты» видно, что варна (т.е. брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) определяется исходя из гуны (неких природных психических характеристик или склонностей, данных от рождения) и кармы (т.е. конкретной формы деятельности). И то и другое должно совпадать. Так, чтобы быть кшатрием, нужно быть не просто справедливым, честным, щедрым, способным к управлению, но и заниматься именно в этой сфере. Кшатрий, подверженный коррупции не может быть кшатрием. Кшатрий, занимающийся бизнесом, также не может быть им. Суть сословности как принципа образования в том, чтобы вовремя определить варну ребенка и предоставить ему соответствующее обучение и воспитание. Ведическая культура отрицает унифицированное образование, где одинаковые предметы преподаются без учета склонностей ребенка. Если ребенок является шудрой, любит работать руками, то зачем заставлять его учиться в полной средней школе и затем получать высшее образование? С другой стороны, ребенку, ярко проявляющему качества кшатрия, просто необходимо предоставить как можно более разностороннее образование и больше возможности для самодисциплины.
Генезис варно-кастового деления общества в Индии остается до конца не изученным вопросом и является предметом научной дискуссии. Традиционно, становление кастовой системы связывают с вторжением в речные долины Северной Индии арийских завоевателей на рубеже III-II тысячелетия до н.э. С формированием индо-арийской культурно-исторической общности стали складываться особые модели изоляционного общения ариев с местным автохтонным населением Индии. Это нашло свое выражение в ускорении социального неравенства, дискриминации и масштабной эксплуатации коренного населения, монополии господствующих слоев на осуществление наиболее престижных видов профессиональной деятельности (управление, научная деятельность и др.) .
Существующая в рамках индуизма концепция ритуальной частоты предполагала строгие правила, в основе которой была трудовая деятельность, соответствующая социальному статусу, который определялся варной. Необходимо отметить, что индуистская религия не стала катализатором варново-кастовой системы, а лишь легитимировала ее. Именно структурирование каст (джати) внутри варн спасло Индию от внутренних войн, а индуистскую культуру – от гибели после мусульманского завоевания.
Сильным кризисом кастовому угнетению способствовало стремительное проникновение и захват территорий арабами в X-XII веке. Мусульманство, пропагандирующее равенства перед Аллахом всех верующих, спровоцировало массовый переход неприкасаемых каст в ислам. Лишь относительное улучшение положения неприкасаемых объясняется принятием исламской элитой индуитской культуры.
Средние века в индийской истории характеризуются увеличением касты неприкасаемых – джати, появлением новых каст. Так, политическая раздробленность, вторжение в IV-V веках племен гуннов и гурджаров способствовало появлению новой касты воинов земледельцев – раджпутов.
Следующим этапом эволюции варно-кастовой системы стал период британской колонизации и вызванное этим зарождение в XIX в. капиталистических отношений. Капитализм стал рычагом к изменению общественного сознания различных этноконфессиональных общностей Индии. Частные контакты различных каст приводили формированию протестного сознания низших каст, развенчиванию индуистских предубеждений.
Рассматривая разрушительное влияние капитализма на варново-кастовый строй, необходимо рассмотреть все факторы влияния его на общество.
В колониальный период, как и на современном этапе развития Индии, главным экономическим сектором являлось сельское хозяйство. Одним из первых шагов английской колониальной администрации стало преобразование земельно-налоговых отношений. «Система заминдари («постоянное землеустройство»), наделяла правами собственника земли бывших посредников между государством и общинами. В то же время крестьянские права на землю не были законодательно обеспечены» . Это и подобные действия способствовали укреплению позиций земельной аристократии, ухудшению правового положения основной массы крестьян, ослаблению их экономических и политических позиций, и объективно способствовало консервации традиционных форм производства.
В научной литературе господствует точка зрения считающая, что «в период колониальной зависимости Индия превратилась в аграрно-сырьевой придаток Англии. Массовый ввоз в Индию промышленных изделий привел к разрушению ремесленного производства» . На территории Индии действовали своеобразные очаги капиталистических отношений – города – крупные промышленные и торговые центры (Калькута, Бомбей), в то же время большинство населения занималась привычными способами хозяйствования, и лишь незначительная его часть была вовлечена в промышленное производство. В целом можно констатировать, что капиталистические отношения были налажены в крупных центрах, тогда как отдельные регионы изменения затронули очень слабо.
В традиционном индийском обществе существовал только один лифт повышения социальной мобильности, именуемый санскритизацией. Путем проделывания сложных манипуляций: ведения одинакового образа жизни, копирования ритуалов и традиций характерных для более высоких по социальному статусу каст в редких случаях представлялось возможным повысить своей статус. С развитием национального капитализма происходит вовлечение людей разного социального статуса в товарно-денежные отношения, ускоряются процессы социальной дифференциации и открываются новые возможности для социальной мобильности.
В концепции ритуальной частоты каст одной из основополагающих идей является строгое разделение труда в соответствии с кастовой принадлежностью. В условиях экономической модернизации переживаемой индийским обществом в процессе развития капиталистических отношений само восприятие труда понимается уже никак «раз и навсегда данное», определенное дхармой, а подвижное, трансформирующееся в зависимости от рыночной конъюнктуры. Умения, передаваемые из поколения в поколение, в рамках какой-либо касты, утрачивают свою значимость, на фоне тех профессиональных навыков, которые необходимы для промышленного производства. Таким образом, утрачивается экономическая основа традиционного общества.
Исследователи признают в качестве особенности генезиса капиталистических отношений в Индии тот факт, что «капиталистический уклад колонии формировался под воздействием традиционных структур, с одной стороны, и непосредственной деятельности метрополии, – с другой. Каста, будучи колоритным проявлением традиционных индийских структур, оказывала влияние на становление и функционирование капиталистического уклада в Индии» .
Вторжение капиталистической Англии в феодальную Индию означало столкновение двух разных цивилизаций. Английское вторжение разрушительно действовало на традиционную систему Индии. Однако вкастовый строй стал использоваться колониальной администрацией как важный элемент управления, обеспечивающий использования традиционных властных отношений в интересах колонизаторов. Это в определенной степени способствовало консервации варно-кастового строя. С другой стороны, активный экспорт английского капитала и товаров в Индию, создание английского фабричного производства, приводившего к обнищанию местных мелких производителей и превращению их в пролетариат, утративший контроль над средствами производства, не могли не повлиять на варно-кастовую организацию общества и привести к ее деформации и разложению. В тоже время влияние капиталистических отношений на варно-кастовый строй тоже было двусмысленным и противоречивым.
В целом противоречие политических и экономических интересов метрополии, медленные темпы развития капитализма, его неразвитость в отдельных регионах страны, взаимовлияние капитализма и кастового строя – всё это в комплексе не дало ликвидировать варно-кастовую систему организации общества Индии.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алаев Л. Б. Историография истории Индии. — М.: институт востоковедения Ран, 2013. — 472 с.
2) Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии (краткий очерк). – М.: Мысль, 1973. – 558 с.
3) Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура. — СПб.: Алетейя, 2001. — 288 с.
4) Ворова О.Ю. Особенности ведического образования в Индии// ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ. Ан С.А., Красильников М.Г., Вакаев В.А., Верещагина Т.Н., Волохов С.П., Глущенко Н.С. Сборник научных статей. Под редакцией С.А. Ан. Барнаул, 2010. С. 259-265
5) Киреев В.С. Роль торгово-ростовщических каст в формировании индийской идентичности (Колониальный период): Дис. ... канд. ист. наук: Москва, 2004. – 205 с.
6) Киселева Е. А. Возникновение системы образования в различных цивилизациях в различные периоды//МОЛОДЕЖЬ И НАУКА. 2014. № 3. С. 49
7) Мальсагова Л.Б. Развитие системы образования в Индии в XIX – первой половине XX вв//CLIO-SCIENCE: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СИНТЕЗА. Сборник научных трудов. Том Выпуск XII. Под общей редакцией С.Ю. Рафалюк. Москва, 2021. С. 350-356
8) Мухибова У. У. Литература бхакти эпохи Бабуридов : автореф. … д. филол. н. – Ташкент : ТашГИВ, 2015. – 87 с
9) Нестеркин С.П. Доктринальные основания формирования личности в образовательной системе буддийских монастырей // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 5. С. 185-194
10) Нестеркин С.П. Становление буддийской образовательной традиции в Индии// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. № 7. С. 159-170
11) Поляк Г.Б. Всемирная история: учебное пособие/ Поляк Г.Б., Маркова А.Н., Андреева И.А., Айсина И.А.– Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 887 c.
12) Солдатов Я.В., Калинина В.Е. Эволюция варно-кастовой системы Индии: историко-теоретический анализ// Современные тенденции развития науки и технологий 2017. № 3-7. С. 51-53
13) Тимощук А. С. Бабур и глобальное значение тюркской государственности// Интеллектуальное наследие Захириддина Мухаммада Бабура и современность: Сборник статей и тезисов докладов Международной научно-практической конференции. – М. : Пробел-2000, 2020. С. 516-520
14) Филь Ю.С. Воздействие европейской культуры на индийскую идентичность// Gaudeamus Igitur, № 3, 2019. С. 3-5