Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА «ГАМЛЕТА» В РОМАНЕ А. МЕРДОК «ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ» 6
1.1. Гамлет как мифологический образ или «вечный образ» 6
1.2. Своеобразие интерпретации образа Гамлета в романе А. Мердок «Черный принц» 10
ГЛАВА 2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА «ГАМЛЕТА» В РОМАНЕ Д. АПДАЙКА «ГЕРТРУДА И КЛАВДИЙ» 17
2.1. Своеобразие деконструкции образа Гамлета в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий» 17
2.2. Шекспировские отсылки в романе 22
Заключение 31
Список литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Вечное творчество У. Шекспира и сегодня служит источников вдохновения писателей с разными художественными принципами и эстетическими концепциями.
К наиболее ярким авторам следует отнести Тома Стоппарда (пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), который стал основоположником появления вариаций на шекспировские мотивы, Эрика Джонг (роман «Серениссима», во второй редакции - «Дочь Шейлока»), Айрис Мердок (роман «Черный принц»), известного немецкого драматурга Хайнер Мюллер(нашумевшая пьеса «Гамлет-машина») и т.п. И, вероятно, одним из самых существенных произведений в литературном пространстве деконструкции, следует назвать роман Джона Апдайка«Гертруда и Клавдий» (2000). В нем автор представляет свое видение проблем, поставленных в величайшей трагедии У. Шекспира «Гамлет» через призму современных реалий.
«Анти-Гамлет» являет собой иллюстративный пример особой разновидности «антиобразов», которые появляются как противоположность «вечным образам» в различных формах: в форме пародии, в форме переосмысления первоначального традиционного образа, в форме переоценки ценностей и превращений культурных ценностей в антиценности и т. д. Применительно к Гамлету У. Шекспира выделяют несколько типов «анти-Гамлетов».
Гамлет как вечный образ является ярким примером того, как функционирует механизм интертекстуальности в литературном пространстве. Часто применение мотивов и реминисценций из «Гамлета» дает возможность авторам выразить свое видение того, какую мысль стремился донести автор «канонического» текста, и по-новому воспринять возможности решения вечных философских вопросов бытия.
«Вечные образы» представляет собой термин из нескольких научных отраслей: литературоведения, искусствознания, истории культуры, который включает в себя переходящие из художественного произведения в произведения символы, герои, персонажи, обретающие статус культурных универсалий.
Таким образом, под вечными образами понимаются образы, которые несут в себе определенное культурное ценностное значение[ Гайдин Б. Н. Вечные образы как критерий «значимости» литературных произведений Ивашева В.В. Судьбы англ. писателей: диалоги вчера и сегодня. Айрис Мердок / Ивашева В.В. - М.: Советский писатель, 1989. - С. 208-255.]. Этот факт отражен и в дефиниции И. М. Нусинова: «Вечные (вековые, мировые, общечеловеческие) образы — образы искусства, которые в восприятии последующего читателя или зрителя потеряли первоначально свойственное им бытовой или исторический смысл и из социальных категорий обратились в психологические категории». [ Нусинов И. М. Вековые образы // Литературная энциклопедия. Т. 2 [Электронный ресурс]. 1929. — Режим доступа: http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le2/le2–1281.html
]
В творчестве писателей разных эпох отмечается обращение к традиционным шекспировским образам, среди которых наибольшую популярность получил Гамлет, принц Датский.
В произведении Шекспира Гамлет является пламенным выразителем новых взглядов, которые были обусловлены эпохой Возрождения, предполагающей разрыв «связи времен», умный, благородный и честный гуманист, который не может смириться с нравами современного ему общества.
Таким образом, данное исследование посвящено модификациям гамлетовского сюжета Шекспира в двух романах последней четверти 20 века — «Черном принце» (1973) английской писательницы Айрис Мердок и «Гертруде и Клавдии» (2000) американского писателя Джона Апдайка.
Объектом исследования являются два романа: «Черный принц» (1973) английской писательницы Айрис Мердок и «Гертруда и Клавдий» (2000) американского писателя Джона Апдайка.
Предмет исследования – особенности «Анти-Гамлета» в анализируемых романах «Черный принц» и «Гертруда и Клавдий».
Цель исследования – рассмотреть особенности интерпретации образа «Анти-Гамлета» в романах А. Мердок «Чёрный принц» и Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий».
Цель исследования определила задачи:
- рассмотреть образ Гамлета как мифологический образ;
- определить своеобразие интерпретации образа Гамлета в романе А. Мердок «Черный принц»;
-определить своеобразие деконструкции образа Гамлета в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий»;
-выявить Шекспировские отсылки в романе «Гертруда и Клавдий».
Методы исследования: анализ и синтез литературных и научно-публицистических источников, соответствующих теме исследования.
Теоретическую значимость работы составили труды: Ю.С. Котовой, И.М. Нусинова, Н.Р. Уваровой, Е.А. Филотенковой.
Практическая значимость работы: собранный материал во время исследования может стать ценной методической базой в рамках изучения традиционного образа Гамлета и интертекстуальных связей в современной литературе.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Аникин Г.В., Михальская Н.П. История англ. литературы. Айрис Мердок / Г.В. Аникин, Н.П. Михальская. – М.: Высшая школа, 1975. – С. 499–504.
2.Апдайк Д. Гертруда и Клавдий [Электронный ресурс]. М., 2001. – Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/APDAJK/updike_gertruda.txt.
3.Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык / И.В. Арнольд. –М.: Изд–во «Флинт», 2002. – 384 с.
4.Байрамкулова, Л. К. Поэтика Айрис Мердок в свете проблемы интертекстуальности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва, 2005. – 45с.
5.Бахтин М. Автор и герой в эстетической действительности // Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1985. С. 9–160.
6.Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции: Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2001. – 439 с.
7.Гайдин Б. Н. Вечные образы как критерий «значимости» литературных произведений Ивашева В.В. Судьбы англ. писателей: диалоги вчера и сегодня. Айрис Мердок / Ивашева В.В. – М.: Советский писатель, 1989. – С. 208–255.
8.Голосовкер Я. Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987. – 218 с.
9.Гринева М.В. Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка «Слишком далеко идти». – Нижний Новгород, – 2005.
10.Громяк Р.Т., Ковалив Ю.И. и др.Литературоведческий словарь–справочник. К., 1997. Мердок А. Сочинения в 2–х тт. Черный принц / Мердок А.М. – 2000. – С. 95
11.Зелизинская Н. Романы Айрис Мёрдок. Уроки шекспировского жанра/Вопросы литературы 2013 – №6. – С. 49–52.
12.Котова Ю. С. Смысл названия и шекспировская тема в романе Айрис Мердок "Черный принц". Тамбов: Грамота, 2012. No 2 (9): в 3–х ч. Ч. III. C. 87–90.
13.Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпос и романа. – М.: Наука, 1986. – 319 c.
14.Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М.: Мир, 2012. – 331с.
15.Мердок А. Сочинения в 2–х тт. Черный принц / Мердок А.М. – 2000.
16.Никифорова А.Н. Поэтика романов Айрис Мердок 1950–х годов: дис... канд. фил. наук. – Уфа: 2007. – 178 с.
17.Нусинов И. М. Вековые образы // Литературная энциклопедия. Т. 2 [Электронный ресурс]. 1929. – Режим доступа: http://feb–web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le2/le2–1281.html
18.Пешко В. Взаимохарактеристики и внутренняя речь как характерологические средства // Проблема характера в зарубежной литературе. Свердловск, 1985. С. 28. 5. Поспелов Г.Н. Виды образности // Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1998. С. 38–44.
19.Свительский В. Между героем и автором // Филологические записки. Воронеж, 1993. Вып. 1. С. 45.
20.Скиба В.А., Чернец Л.В. Образ художественный // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 209–219.
21.Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. – М.: Паритет, 2012. – 316 с.
22.Уварова Н. Р. Особенности полифонично организованной структуры романа А. Мердок «Черный принц» // Lingua mobilis. 2012. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–polifonichno–organizovannoy–struktury–romana–a–merdok–chernyy–prints (дата обращения: 14.03.2018).
23.Христенко И.С. К истории термина «аллюзия» // Вестн. Моск. ун–та. Серия Филология. 1992. № 4. С. 38–44.
24.Филотенкова Е. А. Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц» // Молодой ученый. – 2015. – №1. – С. 419–420.
25.Филотенкова Е. А. Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц» А. Мердок, «Гертруда и Клавдий» Д. Апдайка и «Шум и ярость» У. Фолкнера // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 967–969
26.Филотенкова, Е. А. Традиционный шекспировский сюжет в межкультурном пространстве (А. Мердок «Черный принц», Д. Апдайк «Гертруда и Клавдий») / Е. А. Филотенкова. – Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, ноябрь 2013 г.). – Т. 0. – Санкт–Петербург : Реноме, 2013. – С. 26–28. – URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4444/ (дата обращения: 13.07.2023).
27.Филотенкова Е.А. Трансформация образа Гамлета в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №8–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya–obraza–gamleta–v–romane–d–apdayka–gertruda–i–klavdiy (дата обращения: 13.07.2023).
28.Филотенкова, Е. А. Шекспировские аллюзии в романе Айрис Мердок «Черный принц» / Е. А. Филотенкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2013. – № 8 (55). – С. 490–492. – URL: https://moluch.ru/archive/55/7587/ (дата обращения: 14.07.2023)
29.Шекспир У. Гамлет, принц датский // Шекспир У. Трагедии. М., 1983.
30.Шеллинг Ф. Философия искусства. – М.: Мысль, 1966. – 496 c.
31.Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. – М.: Изд–во АСТ, 2019. – 496 с.
32.Юнг К. Г. Человек и его символы / Юнг К. Г. и др. – М.: Медков С. Б., «Серебряные нити», 2006. – 352 с.
33.White J. Mythology in the Modern Novel: a Study of Prefigurative Techniques. – Princeton: Princeton University Press, 2015. – 278 p.