Фрагмент для ознакомления
2
Это – феномен связи, феномен взаимного влияния субъектов друг на друга. Любой объект может быть понят только в его непосредственной и неразрывной связи с другими объектами, потому что всё в мире имеет взаимосвязь и взаимообусловленность.[ Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. пособие / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Ж.А. Левшунова, А.Н. Свиридова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. – 127 с.]
А.Н. Леонтьев полагает, что «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет», то есть в качестве инициатора какого-либо контакта выступает сама личность как существо, имеющее собственную внутреннюю активность. Личность, в процессе взаимодействия с членами общества и окружающим миром, развивается, проходит ступени самосовершенствования. Только за счёт контактов с внешним миром личность преобразует свой внутренний мир, то есть мотивы, потребности, установки и т.д. А.Н. Леонтьев отмечает, что благодаря контактам с внешним миром открывается возможность для раскрытия внутреннего потенциала личности, который развивается, обогащается, конкретизируется, совершенствуется, меняя, тем самым субъекта – своего носителя.[ Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. –509 с.]
Одной из основных причин неудач и неэффективности работы учителей, а иногда и разочарования в профессии учителя, является неспособность установить педагогически приемлемые отношения с учениками.
Напротив, удовлетворенность отношениями с учителями вызывает у учащихся радостное настроение, жизнерадостность и способствует развитию творческой активности, продуктивности познавательной деятельности. Об этом свидетельствуют практические исследования состояния отношений в школе, проведенные Т.Н. Малковской, С.В. Кондратьевой, Ю.П. Азаровым, М.В. Богусловским, Л.И. Божович и другими. Перевод образовательного процесса на уровень межличностного взаимодействия означает, что он превращается в сотрудничество между преподавателями и учениками.
Е.Н. Ильин, Ш.А. Амонашвили, А.С. Высотский, А.А. Бодалёв, А.С. Белкин, И.Л. Волков и другие отметили особую значимость отношений учителя и ученика в образовательной деятельности.
Два главных действующих лица на уроке - учитель и ученик. Их общение на уроках, на внеклассных занятиях и в свободное время становится важным условием эффективности образовательного процесса, средством формирования личности учащегося.
Но даже сейчас, когда повсюду ведутся поиски путей демократизации школьной жизни, особенно развития самоуправления, часто сталкиваются с фактами авторитарно-бюрократического (императивного) подхода к образованию.
Иногда в школах можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя пытаются улучшить учебу и дисциплину, но выбирают неправильный путь - способ обращения с учениками, подчинения их своей воле, они часто забывают о самой личности ученика. В результате возникают два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не за общие цели, а за защиту своих собственных интересов. И еще одним следствием этого является то, что учащиеся отвергают требования учителей и школ.[ Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2-х кн. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания – с.24
]
Отношения ученика и учителя лежат в основе всего социального образования, созданного людьми на протяжении многих лет. Каждый опытный учитель сталкивается с задачей создания и поддержания доброты и взаимопонимания. А для этого учитель должен постоянно изучать особенности учеников и следить за своеобразными реакциями детей на поведение.
В процессе переустройства нашего общества путем демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, который чувствует личную ответственность за судьбу окружающих его людей и свою собственную судьбу. Не борьба, а поиск сотрудничества, сообщества, пронизанного гуманистическими отношениями, является основой продуктивного общения в школе, воспитывающей гражданина, собственника земли и собственной судьбы, всесторонне развитой личности.
Все начинается с учителя, с его умения организовать педагогически приемлемые отношения с учеником как основу творческого общения.
Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в орга
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М.: изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 208с.
2.Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. - М.: Книга, 2017.
3.Ананьев Б. Г. Очерки психологии / АН СССР, Ин-т философии . — Л. : Лениздат, 1945. — 160 с.
4.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2-х кн. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания – с.24
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. - с. 386
6.Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. М., 1991.
7.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003, с.16
8.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. - М., «Гардарики», 2004 с.89
9.Гуткина И.И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии - 1984, №2
10.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
11.Козилова Л.В. Психолого-педагогические основы профессионального развития педагога в условиях образовательной среды / В книге: Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования. – монография. – Петрозаводск: Изд-во Международный центр научного партнерства «Новая наука». – 2020. — С.100-111
12.Корытова Г. С., Черкасова О. А. Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися // Вестник Воронежского института МВД России
13.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. –509с.
14.Макаренко А.С. О воспитании молодежи М., 1951.
15.Омельченко Е.А. Межкультурная компетентность педагога: от знаний и мотивации к умению действовать и принимать корректные решения // Начальная школа. 2017. № 10. С. 48–54.
16.Подласый И. П. Педагогика - М: изд. ВЛАДОС, 1996. – с14.
17.Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. пособие / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Ж.А. Левшунова, А.Н. Свиридова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. – 127 с.
18.Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. - М.: Высшая школа,1990. - 80 с.
19.Рубинштейн С.Л. Педагогика и психология. // Педагогическое образование. 1935. - №6. - с. 16-25.
20.Теплова Е.Ф. Понимание миссии педагога в современном образовании // Неделя науки и образования в интересах мира и развития: сборник тезисов / под ред. Л.В. Дудовой, М.А. Кривенькой [Электронное издание]. – Москва : МПГУ, 2017. – 152 с. С.51-52.
21.Учение К.Д. Ушинского о воспитании / В. Я. Василевская // Вестник Русского христианского движения . – 04/1979 . – N 130 . – 83-110.